Сурские волшебники Дед Боян и Сурия

Nov 14, 2023 23:30



Дед Баян и Сурия в гостях у Дедушки Урала

В России продолжают появляться новые сказочные герои, как новогодние, так и не совсем.
И сегодня речь пойдет о Сурских сказочниках - Деде Бояне и Сурии. Почему сурских и что это вообще такое?

Дело в том, что Сурским краем называют свой регион жители Пензы, так как через область протекает река Сура
В XVI веке река Сура являлась пограничным водотоком.
Дипломат и путешественник С. Герберштейн, посетивший Россию в 1517 и 1526 гг., писал: "Река Сура разделяет владения царей Московского и Казанского, она течёт с юга и, повернув на восток, впадает в Волгу в двадцати восьми милях ниже Новгорода. При слиянии Волги и Суры, на одном из берегов, государь Василий воздвиг крепость и назвал по своему имени Василёвгородом (Basilowgorod)".
С построением этой крепости русские практически взяли под свой контроль всю реку.


Слева Сурские волшебники, справа карта Сурского края

В 1557 году, прибывший с отрядом на Суру во время похода Ивана Грозного на Казань, князь А. М. Курбский назвал её "великой рекой, где зело много рыб".
В XVII веке на Суре и её притоках были построены города-крепости: Саранск (в 1641 году), Пенза (в 1663 году) и др.
Вероятно, первым упоминанием об ихтиофауне Суры были сведения о г. Пензе в Геральдическую контору в 1728 г.: "А оный город построен при реке Пензе и Суре … А в означенных реках и при тех реках и озёрах рыбы: щуки, лини, налимы, сомы, язи, плотва, судаки, лещи, окуни, караси"
В общем, очень важная во всех отношениях была эта река Сура, давшая народное название целому краю

Первоначальные эскизы костюма Деда Бояна

Персонажей первоначально как новогодних создали в Пензе местные артисты Марина Андриянова и Андрей Фролов. И одеты они были как местный дед Мороз и Снегурочка, и программы были в рамках новогодних традиций, ничего особенного.


Первые выходы " в люди" в октябре 2021 годa и новогодние программы Первая ёлочка "Книжуля" и "Новогодний движ"

А потом Марина Андриянова и Андрей Фролов решили сделать персонажи местными фольклорными и "круглогодичными", чтобы создавать специальные программы по продвижению и популяризации местных сурских сказов, традиций и обычаев.
И придумали они легенду, кто такой Дед Боян. Про Сурию ничего придумывать не надо, понятно, что это река - голубая и красивая


Дед Афоня, дедушка Баян и Сурия на пензенском фестивале "Толстопятый" 2022. Дед Афоня - хранитель фестиваля. Старичок - собирательный герой, на нем одежда из самых-самых разных веков, у него есть специально  ложка метр 90 высотой с традиционной росписью, и этот герой ложкой черпает сказки из сундука и раздает, дарит детям

Легенда получилась очень красивая
Далеко, далеко, там, где раскинулись пышные густые леса, разбежались глубокие быстрые реки, живет-поживает Сурский Дедушка. Не простой, а волшебный. Живет он в гармонии с прирoдой, уважает культуру и богатство этого края. Не дает забыться старым ремеслам, легендам и сказаниям. Обо всем расскажет он своим гостям!

Не узнать Сурского Дедушку невозможно! Он высокий и статный, с добрыми глазами, красивой необычной бородой, в шубе нарядной с высоким посохом. Посох ему подарила сама река Сура за важные дела его. Наградила волшебной силой!

Начинается год - начинает Сурский Дедушка свой путь по Сурскому краю. Собирает в свою книгу бездонную, многостраничную удивительные истории, фольклор древний, чтобы передать его детям! И каждый месяц по мановению волшебной силы меняется внешний вид дедушки - так единится он с природой!


Баян и Сурия на  XXIX Всероссийском Бажовском фестивале 2023

Собираются в посох его ручьи да протоки, бурлящие да тихие, глубокие да тоненькие. И становится посох его к концу года могучим да сильным, мощным и волшебным! Нa конце его каждый месяц восстает абашевская игрушка - то лев, то собака, то медведь, то олень. И каждый месяц игрушка меняется, как меняется природа вокруг.

Крепчает и борода дедушки. В начале года она складная да узенькая, а к концу года, наполнившись волшебной силой да могуществом земли и воды, превращается в густую и пышную, что сурские сосны. И зимой кажется, что бегут по ней ручьи да протоки, реки да потоки, переливаясь разными цветами, перегоняя друг друга как дети шаловливые.


Баян на  XXIX Всероссийском Бажовском фестивале 2023

Вот такие вот милые празднично-этнографические персонажи появились в Пензе. Вроде и новогодние, но не совсем.
Резиденции у них нет, ходят "в люди", куда пригласят, мероприятия часто на природе/ на улице.
Удачи им!

Бонусом - что такое абашевские свистульки



Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры имеют строгий рисунок и высокий рельеф.



Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелёными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.



Этот русский художественный промысел сформировался в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области в XIX веке на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX века кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.



Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера - Т. Н. Зоткин, И. Л. Зюзенков, А. И. Еськин, В. В. Челышев.
Мастер Калимуллина Ида Сафиевна изучает гончарное ремесло дудочников с 1985 года. Училась у братьев Зоткиных, Малышева. Ида Сафиевна - организатор общества "Фонд возрождения абашевской игрушки", она же хранительница Дома-музея абашевских мастеров и заведующая абашевской творческой лабораторией.
Есть в Абашево и лаборатория, где творят местные дети, а для гостей проводят мастер-классы по лепке игрушки.



Россия, этномода, праздник, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up