Страсть, грех, колдовство: правдивая и сказочная история красных туфель

Oct 26, 2023 22:30



Их носили героини Андерсена, они часто появлялись на киноэкранах, а общество никогда не могло решить, чем считать эту яркую обувь - символом королей или аксессуаром полусвета.



Древний Египет, кровь и земля

Обувь ярко-красного цвета расценивают как смелую деталь образа с эротическим подтекстом.
Поэтесса, философ и психоаналитик юнгианской школы Кларисса Пинкола Эстес в книге "Бегущая с волками" пишет: "В матриархальных обществах Египта, Древней Индии, Турции и некоторых других районов Азии главным событием пороговых обрядов было вручение юным девушкам хны и других красных пигментов, чтобы они могли красить ими ступни".



Красная глина
Самый важный из таких обрядов связан с первой менструацией, то есть превращением девочки в девушку, готовую к замужеству.
Человек научился различать в природе красный цвет одним из первых. Он ассоциировался с кровью и пещерами. Подтверждение можно найти в древних языках. Например, в иврите "кровь", "красный", "земля, глина" и "человек" - однокоренные.


Красные скалы Джеймс Прайс-Пойнт, Австралия

Пещеры могли быть как укрытием, так и опасным местом. Поэтому красный всегда воспринимали как цвет, связанный и с жизнью, и со смертью. А также со страстью и плодородием, с женским началом в природе.

Колдовство датского писателя

Наиболее ярко противоречивый смысл красных туфель показал Ганс Христиан Андерсен. Он вырос в бедной семье сапожника и прачки, был застенчивым и необщительным, но в глубине души всегда отдавал предпочтение красивым и смелым женщинам.
Впрочем, этого не показывал. Зато в его сказках много храбрых и деятельных героинь, а вот персонажи мужского пола часто пассивны и инертны. Яркий пример - Кай из "Снежной Королевы": он просто сидит и мерзнет во дворце, пока Королева занята делами, а Герда - его спасением.


Кадр из мультфильма Снежная королева © Союзмультфильм (1957)

Андерсен много путешествовал, общался с лучшими умами своего времени, а также - при всей религиозности - интересовался алхимией. Поэтому символы и цвета в его произведениях неслучайны.
Одна из обладательниц красных туфель - Герда. Узнав, что Кая украла Снежная Королева, она совершает странный поступок: приходит к реке, бросает в нее обувь и просит ответить, где ее названый брат. Потом забирается в лодку, которая движется сама по себе, а башмачки плывут следом.


Кадр из мультфильма Снежная королева © Союзмультфильм (1957)

Исследователи трактуют эту сцену так: река в сказках - граница между реальным миром и потусторонним. Северные народы сплавляли умерших на лодках и плотах. Герда - шаманка, которую слушают силы природы (она общается с птицами, цветами и зверями). Красные башмачки - жертва ради Кая и символ того, что героиня находится на пороге взросления. После встречи с ней Маленькая Разбойница надевает красную шапку - это своего рода отражение ярких туфелек Герды.

Танцы и грех

В сказке "Красные башмачки" туфли - мечта бедной девочки. Получив их, она становится одержимой: развлекается на балу, забывает о родных и близких. И заслуживает наказание - у обуви появляется своя воля, туфельки начинают безудержно танцевать. Так Андерсен показывает, что бывает, когда идешь на поводу у желаний и не думаешь о душе.
В христианском мире красный - символ адского пламени и блуда. Сказочник подчеркивает это, связывая женское начало с колдовством, обманом и грехом.


Кадр из фильма "Красные башмачки" © Independent Producers (1948)

В 1948-м по "Красным башмачкам" сняли фильм с выдающимися танцорами Мойрой Ширер и Леонидом Мясиным. Это лента об одержимости искусством: балерина должна сделать выбор между карьерой, призванием и любимым мужем. Алые пуанты - символ сложного решения и трагической развязки.


Кадр из фильма "Красные башмачки" © Independent Producers (1948)

Белый цвет красных черевичек

"Привези мне, Вакула, черевички как у самой царицы", - говорит красавица Оксана из "Ночи перед Рождеством". Она ставит влюбленному кузнецу условие: пусть подарит ей туфли, как те, что носит императрица. Само слово "черевички" ассоциируется с "червонным", то есть красным. Когда Чайковский написал по повести Гоголя оперу, костюмеры создали к спектаклю алую обувь - ее прекрасно видно даже с дальних рядов.


Кадр из мультфильма "Ночь перед Рождеством" © Союзмультфильм (1951)

На самом деле, "черевики" происходят от слова "черево" - их делали из цельного куска кожи с живота зверя. Цвет мог быть разным, у Николая Васильевича сказано лишь, что они необычайно тонкой работы и украшены золотом. Туфли в фильме Александра Роу "Вечера на хуторе близ Диканьки" - бело-золотистые, с россыпью камней. Судя по парадным портретам Екатерины II, именно такие ботильоны она и носила.


Кадр из фильма "Вечера на хуторе близ Диканьки" © Киностудия им. М. Горького (1961)

Но это ничего не меняет для массового читателя: обувь, которую хотела Оксана, должна быть красной. О каких еще туфлях может грезить гордая и надменная девушка?


"Ночь перед Рождеством" Постановка Театр кукол им. Образцова

Главный экспонат

В современной русской культуре красная обувь - символ мечты, которая ни к чему хорошему не приводит. В фильме Алексея Балабанова предел желаний героини Анжелики - туфли на высоком каблуке как атрибут западной жизни, недоступный в Советском Союзе. Даже пережив насилие и попав в плен к Журову, она печалится, что забыла в бане любимую обувь.


Красные туфли на стене над ковром. Экспонаты выставки-путешествия "Балабанов", которая открылась в арт-пространстве "Севкабель Порт" в Санкт-Петербурге

Девушка может отказаться от туфель, оставить как улику, по которой следователи выйдут на оборотня в погонах, но сама ставит крест на своем спасении.


Кадр из клипа группы Ленинград "Экспонат"

Такой же приземленный и ограниченный типаж высмеивает в песне "Лабутены" Сергей Шнуров. Героиня поет о выставках и театрах, куда ходит исключительно для самоутверждения, а не ради общения с искусством. Особое значение она придает внешнему виду - модным штанам и туфлям с красной подошвой.

Самый дорогой реквизит

"Особую популярность среди модниц красные туфли обрели в 1939-м - после выхода картины "Волшебник страны Оз", - рассказывает стилист Татьяна Петренко. - В книге Дороти носила серебряные башмачки, но в Голливуде решили, что красные лучше смотрятся на дороге из желтого кирпича".
А еще студия хотела опробовать передовую технологию цветной съемки Technicolor. Всего изготовили четыре пары туфелек, каждая - с 2300 блестками. По мнению искусствоведов, это самый ценный реквизит за всю историю кино.


Слева красные башмачки Дороти в экспозиции the National Museum of American History, США. Справа кадр из фильма Волшебник страны Оз © Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) (1939)

На аукционах за эту обувь предлагали астрономические суммы. В 2000-м одна пара ушла за 666 тысяч долларов. Другую похитили в 2005-м из музея в Миннесоте - за информацию о том, где туфли, в 2015-м объявили награду в миллион долларов. Пропажа нашлась, но кто украл и кто вернул, неизвестно.

Тем временем в суровой реальности

"Прародителем современных красных туфель можно считать обувь Людовика XIV, - отмечает Петренко. - Он считал, что этот цвет - только для придворных и высшего сословия".


Слева Жан Ламоньер. "Свадьба Людовика XIV и Марии-Терезии в Сен-Жан-де-Люз 9 июня 1660 года". Музей Тессе. Справа Гиацинт Риго Портрет Людовика XIV (1701)

После революции красный каблук запретил Наполеон, добавляет Юлиана Шувалова, эксперт в области стиля.
Сегодня яркая обувь регулярно появляется в коллекциях Prada, Simone Rocha, Valentino, Giuseppe Zanotti и, конечно, Сhristian Louboutin. Противоречивая символика дизайнеров не смущает, а богатая история вдохновляет.


Гости в туфлях от Christian Louboutin на обеде Couture Council Award

"Визитная карточка Christian Louboutin - красная подошва, - напоминает Петренко. - Для одного из первых показов молодой Кристиан выкрасил лаком для ногтей подошвы каждой пары, и коллекция имела головокружительный успех".


Бывший губернатор Аляски Сара Пэйлин в туфлях от Christian Louboutin



Девушка в красных туфлях

Стилисты объясняют, с чем сочетать столь яркий предмет гардероба.
"Выбирайте красные туфли в качестве главного акцента, - советует Петренко. - Удачнее всего они смотрятся с монохромными образами, например с черным платьем или костюмом".


Стритстайл. Красные туфли с джинсами

Некоторые стритстайлеры носят их и со спортивными джоггерами, уточняет Шувалова. Но чтобы создать гармоничный образ с такой знаковой вещью и не выглядеть эксцентричной, нужно разбавлять лук более нейтральными вещами.
"Например, голубыми джинсами и коротким белым топом, - говорит эксперт. - В офисном дресс-коде - брючным костюмом бежевого или черного цвета и золотыми аксессуарами. Туфли впишутся гармонично и добавят изюминки в образ".
Стилисты добавляют: сегодня красная обувь подчеркивает статус и обеспеченность, внутреннюю свободу и стиль. А видит ли кто-то неоднозначную символику - уже неважно.
Отсюда

И вот тут я не соглашусь и добавлю от себя, что неважно, возможно, в России. Которая не Европа и не Запад. А вот там-то как-раз очень важно, причем эта тема до сих пор как и при Андерсене имеет необыкновенно четкий политический и религиозный подтекст.
Во-первых, в США существует официальная общественная организация The red shoe movement, которая борется за равные права на работе. Ну все понимают, каких именно меньшинств. Члены организации ходят только в красной обуви.
Во-вторых, в США существует массово распространенная конспирологическая теория про педофилов и сатанистов, входящих в некий Red shoe club, при этом туда даже записывали бывшего Папу Римского Бенедикта XVI, при котором католическую церковь  постоянно потрясала волна скандалов,  связанных с детской педофилией. А Бенедикт XVI везде ходил в фирменных красных туфлях от Prada и заявлял, что красный цвет обуви -  это кровь Христова.
Но я в эту тему лезть не буду, просто уточняю, что для кого-то неважно, а для кого-то ну очень важно.

история, обувь

Previous post Next post
Up