Гучжэн, кресты и очарование Китая: в Казани поставили новый балет "Иакинф"

Oct 23, 2023 23:30



Событие на самом деле знаменательное.

И то, что в России появился совершенно новый балет. И то, что он посвящен абсолютно экстраординарной личности - архимандриту Иакинфу, основоположнику отечественной синологии, первому исследователю Китая, получившему мировую известность. И то, что задумали и начали этот балет создавать еще задолго до нынешних событий и разворота России на восток.

Так что разговор пойдет не только о костюмах, которые, безусловно, очень красивы
Дабы мне совсем уж сильно не отвлекаться, по ссылке можно прочитать кто такой Иакинф, в миру Никита Я́ковлевич Бичурин (1777 - 1853), чья биография легла в основу балета. Отражая перипетии непростой судьбы главного героя, в первом акте действие происходит в Казани на площади перед Казанским кремлем, во втором - в Китае, в Пекине, в третьем -  в Санкт-Петербурге. Зрители "посетят" вместе с героем Валаам и Александро-Невскую лавру.



Первое действие происходит в Казани

Оформил спектакль Вячеслав Окунев (он же и художник по костюмам).

"Максимум из минимума" - так можно охарактеризовать сценографию балета. Оформить все три акта в единое пространство было решено лаконичными балками-рамками: они то опускаются и поднимаются, то сдвигаются друг относительно друга, формируют пространство, делят его, определяют наклон и объем, превращая сцену то в келью, то в открытую площадь, то в пагоду. На заднем плане видео проекции дополняют и детализируют общую картину.
В китайских сценах место  Окунев использовал компактную конструкциию в форме иероглифа. По ходу действия она становится то стеной сада, то колоннами монастыря, то ограждением буддийского храма и Великой Китайской стены.



Второе действие происходит в Китае

Очень необычно выглядят и непривычные для балета костюмы: Окунев одевает героев в свободные рубахи, рясы и струящиеся платья, не стесняющие движения.

Для балета было пошито около 300 костюмов



Эскизы для костюмов балета "Иакинф"

Художник-модельер театрального костюма пошивочного цеха Любовь Петрова рассказала, что они были  в восторге от женских платьев для картины "Бал в Петербурге" в третьем акте. На создание одного такого "зефира" уходит около 50 метров материала, включая тройные юбки, оборки, драпировку рукавов. Украшения для бальных платьев сделаны из жемчуга, цветов. Каждое платье отличается от другого, хотя все они в едином стиле, характерном для XIX века.
 

Третье действие происходит в Санкт-Петербурге



Третье действие происходит в Санкт-Петербурге

Гусары на балу  в эффектных мундирах из черного бархата с серебряной отделкой. А девочки в платьях из розового, лососевого, жемчужно-серого, мятного цветов атласа и парчи.

Иакинф - самый скромный персонаж: молодой Никита в первом акте предстает в белой рубашке и черном трико.



В Казани Никита Бичурин и его двоюродный брат Александр встречают Татьяну и начинают ухаживать за ней. Девушка выбирает Александра, а Никита с разбитым сердцем постригается в монахи

Eго монашеская ряса - глубокого серо-синего цвета, красив и светский костюм, в котором его будут награждать в третьем акте.





Танец монахов

Вячеслав Окунев создал очень яркие и выразительные костюмы. Особенно впечатляют китайские наряды второго акта, которые сшиты из тканей вишневого и ярко-сиреневого цвета, в пошивочной мастерской на них  вручную нанесли трафаретные росписи.





Именно сюита китайских танцев передает многообразие поразившей Иакинфа азиатской культуры: миссионеры попадают на городской праздник, где и дети, и взрослые, и торговцы, и военные, очень эффектны.



Впечатляют лирический танец девушек с веерами, танец "китайской оперы", мужской танец воинов (в состав исполнителей включены акробаты) и чрезвычайно изобретательный танец китайских иероглифов.


Танец с веерами



Во время танца оперы в оркестре использован китайский народный щипковый инструмент гучжэн, выведенный на авансцену, как специальный гость. На нем играет казанская студентка - китаянка Чжан Ю в национальном костюме.

Говорят, грамотный китаец времен Иакинфа должен был знать пять тысяч иероглифов, Иакинф знал двенадцать тысяч. И поскольку каждый иероглиф очень пластичен, в нем есть жест, композиция, хореограф Александр Полубенцев поставил танец иероглифов - вдвоем или втроем танцовщики выстраивают фигуры, которые изменяются и перетекают в другие.



Танец иероглифов

Отсюда Отсюда

Китайские дипломаты балет уже посетили и были под сильным впечатлением. Теперь ждут труппу на гастроли.
Ну а мы можем еще раз порадоваться, что оперно-балетные традиции России продолжаются

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up