Костюмы к спектаклю "Трактирщица" в московском театре "Ателье" придумала художник по костюмам Виктория Севрюкова (заслуженный художник России, лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска"). У всех, видевших костюмы, они вызывают восхищение и искреннее изумление - сейчас на сцене большая редкость такая тщательная работа над каждой деталью, такое следование традициям, соответствие эпохе, удивительная красота.
Виктория Севрюкова рассказала о костюмах, о пьесе и о времени.
У каждого костюма есть прообраз? Какие картины служили основой для эскизов?
Нет, конечно, прямых прообразов нет. Но общий настрой роскошной живописи 18 века повлиял несомненно. Конечно, французы Фрагонар, Буше и Ватто, но и знаменитый итальянец - земляк Гольдони - Пьетро Лонги. Не зря ведь живопись эпохи рококо называется будуарной. Здесь все прекрасно, сексуально и раскрепощённо...дамы падают в обморок, да так, что видны чулки с подвязками... дамы качаются на качелях - и видны нижние юбки с кружевами. Кавалеры галантно целуют дам, а декольте так и манит глаз.
Жан-Онор Фрагонар "Качели" / "Счастливые возможности качелей" ок. 1767 Собрание Уоллеса, Лондон
Жан-Онор Фрагонар "Поцелуй украдкой" Конец 1780-х годов Эрмитаж
Пьетро Лонги "Утро венецианской дамы" ок.1741
Именно так и одевались люди в XVIII веке? Есть ли в костюмах реальные реплики костюма той эпохи?
[Selyanka1 ON: Нет, так одевались аристократы и богатые купцы, а трактирщицы одевались намного скромнее, но в России всегда любили преувеличивать и приукрашивать европейские реалии. Впрочем, театр должен быть красив, поэтому соответствие реальности не так уж и важно - Selyanka1 OFF]
Гольдони - вообще подарок для художника по костюмам. Особенно , когда режиссёр не боится делать " немодный" спектакль. Ведь сейчас "модно" переносить время действия , облачать персонажей в современные вещи и костюмы. Виктор Шамиров- удивительный режиссёр, умеющий создавать миры, чувствуя автора, не убивая его, не притягивая в сегодняшний день. У нас - Гольдони во всей красе. Дамы - все в корсетах, сделанных по старинным рисункам и выкройкам.
Настоящий корсет 18 века был произведением искусства, на китовом усе, металлических застежках. Он не только и не столько делал талию. Задача корсета - подать женскую грудь так, чтобы она выглядела как спелый фрукт на подносе. И тогда возможно декольте любой глубины.
Фабрицио Антон Эльдаров и Мирандолина Анна Ардова
И плюс к тонкой талии и роскошному декольте - специальные корзинки на боках - фижмы... Их делали из сплетенного конского волоса. Мы , конечно, коней не трогали .Но стальной проволоки ушло на фижмы немало. Кстати, фижмы бывали разными - небольшие , утренние - назывались "осмотрительными". Конечно, у Мирандолины - фижмы осмотрительные. Ей же в них не только смущать мужские сердца, но и следить за гостиницей, стелить постель, готовить еду. Ведь первое название пьесы - "Хозяйка гостиницы".
А у двух бедных актрис, выдающих себя за корсиканскую баронессу и графиню из Рима - фижмы "понаглее" - в форме "гондолы", чтобы на бока фижм можно было положить руки...
Ортензия Наталья Щукина и Деянира Александра Велескевич
Граф Альбафьорита Илья Исаев, Ортензия Наталья Щукина и Деянира Александра Велескевич
А мужчины , мужчины у нас все мачо... все в коже... и потому что все путешествуют, и потому что кожа - универсальная, вневременная и при этом очень современная фактура.
Маркиз Форлипополи Гоша Куценко, Фабрицио Антон Эльдаров, Кавалер Рипафратта Григорий Сиятвинда, Граф Альбафьорита Илья Исаев
Слева Кавалер Рипафратта Григорий Сиятвинда в длинном камзоле, похожем на плащ
Все камзолы сшиты по подлинным выкройкам. Только Кавалер - в камзоле из жесткой кожи, скорее похожий на длинный плащ.
Кавалер Рипафратта Григорий Сиятвинда и Маркиз Форлипополи Гоша Куценко
Граф - тоже в коже, но его камзол вышит шелком, каскад кружева на манжетах и жабо, кожаная треуголка украшена перьями и цветами.
Маркиз Форлипополи Гоша Куценко, Кавалер Рипафратта Григорий Сиятвинда, Граф Альбафьорита Илья Исаев. Albafiorita - купец, который, разбогатев, стал частью новой знати, купив звание
А уж Маркиз - пусть бедный, пусть без денег - но надушен, нарумянен и напудрен. И даже под камзолом носит фижмы - для красоты, конечно. Он весь, как подарочный букет - ленты, кружева, воланы, руки в перстнях.
Маркиз Форлипополи Гоша Куценко. Forlipopoli - падший аристократ, который продал престижный дворянский титул
И особая наша гордость - вся обувь сделана точно по лекалам обуви 18 века. Женские туфельки сшиты из ткани, но вся внутренняя отделка - кожа. А главное- каблук. Знаменитый изогнутый каблук рюмочкой - голубиная лапка - делает любую женскую ножку миниатюрной
.
Почему так важно, чтобы костюм актёра соответствовал эпохе пьесы? Или это не важно? Или важно, но не всегда? И почему в "Трактирщице" принято решение делать именно костюмный спектакль?
Блестящая пьеса Гольдони сродни доброму бокалу тосканского вина, это фейерверк юмора и лёгкости... можно , конечно, вино заменить на кока-колу, но не думаю, что это доставит удовольствие зрителям. Поэтому было решено - это будет настоящий Гольдони, без подмены. Тем более, что " Трактирщица" - редкий гость на российской сцене. И зрители просто соскучились по настоящим костюмам...
В каких мастерских сшито это всё великолепие?
Кто шил костюмы? Мастеров, которые могут шить такого класса исторические костюмы- очень мало в Москве. Лучшие- шили костюмы к " Трактирщице"...
Где вообще берутся такие роскошные ткани?
Конечно, настоящих брокадов и атласов сейчас не найти. И кожу пришлось " старить" до антикварного состояния. И декоративные интерьерные ткани пришлось долго искать - очень важен был замысловатый "рокальный" рисунок.
Мирандолина Анна Ардова и Маркиз Форлипополи Гоша Куценко
Да и эти ткани шились наизнанку, чтобы не был виден на сцене искусственный блеск. А потом их фактурили, чтобы добиться нужного состояния.
Только Мирандолина получила на свой костюм "почти" родную ткань. Самая модная ткань 18 века - жюи. Это лён с набивным рисунком - как правило, пасторальные сценки с дамами и кавалерами.
Мирандолина Анна Ардова
А сейчас очень актуален стиль Прованс, в котором драпировки шьют именно из жюи... И накрахмаленный хрустящий тонкий лён очень подошёл к образу Мирандолины , рыжеволосой красавицы - хозяйки гостиницы.
Самому Гольдони бы понравились его герои?
Думаю, Гольдони, как всем персонажам этой пьесы, очень по душе Мирандолина. Ведь в пьесе все (!) все мужчины влюблены в неё. И автор просто любуется этой женщиной - умной, красивой , неотразимой и бесконечно желанной.
Отсюда