Сериал "Библиотекарь" уже окрестили "реквиемом по Советскому Союзу", по тем, кто в нем жил и тоскует по тем временам, и он моментально стал хитом.
Главный герой сериала Алексей Вязинцев случайно узнает, что несколько книг, написанных в советское время забытым ныне писателем Громовым, наделены магическими свойствами. Каждое из этих произведений дает после прочтения конкретный навык: Сила, Ярость, Память, Терпение, Власть, Радость, Смысл.
Выпавшие из социума обнищавшие в 90-е врачи и учителя, инженеры и спортсмены, бывшие заключенные и стражи правопорядка - после прочтения прозы Громова открывают в себе невероятные способности и заново обретают смысл жизни. Они объединяются в кружки - "библиотеки" и "читальни", и каждая такая группа мечтает собрать полное собрание сочинений Громова из 7 книг.
В битвах, которые в сериале называются сатисфакциями, они защищают свои экземпляры и пытаются завладеть чужими. По негласному кодексу в сатисфакциях запрещено использовать огнестрельное оружие.
Главному герою предстоит заняться поисками главной Книги Смысла, которая является библиографической редкостью."Напиши такую книгу, чтобы люди перестали воевать. Про терпение, про силу, про то, что помогло нам выстоять", - говорит советский командир искалеченному товарищу в самых первых кадрах серии.
Фильм затрагивает сразу несколько исторических пластов истории страны за последнее столетие и параллели, которые проводят авторы между эпохами - один из секретов успеха фильма.
Но вот для художника Светланы Михаленко, которая входит в топ 13 русских дизайнеров, - это было настоящим испытанием. Ведь одевать нужно было и красноармейцев, и милиционеров из 90-х, и обычных людей из 90-х, и полностью выдуманных персонажей из постапокалиптического мира.
Работа костюмерного цеха началась за четыре месяца до съемок. "Столько времени у нас заняла подготовка только для двух смен с сатисфакциями, они у нас самые трудоемкие, - рассказывает художник по костюмам Светлана Михаленко. - Вещи покупали у коллекционеров, в автосервисе, искали на сайтах объявлений, за военными телогрейками ездили во Владимирскую область.
А чтобы вещь выглядела, как неоднократно прошедшая сатисфакцию, ее нужно было зафактурить - тереть наждаком, красить или запачкать грязью. По этому поводу очень переживал коллекционер, у которого мы купили хоккейную форму 90-х - в наши дни это уже стало раритетом: "Как же так, все новое!". Но как иначе?".
"Костюм Гриши Вырина, в котором снимался Михаил Тройник, он полностью соответствует описанию Елизарова [автор книги]. То есть это куртка, инкрустированная монетами. Для этого мы купили 10 кг денег, обклеили куртку. Принесли режиссеру. Он сказал, что видит, что это делали художники. Мы отодрали все монетки, чтобы клей "торчал". Принесли режиссеру. Он опять скзазал, что видит, что это делали художники. Он сказал: "Надо, чтобы было видно, что это делал криворукий Вырин". И тогда я позвонила папе: "Вези дрель". Привез дрель,просверл нам дырки, а в процессе намотал куртку на дрель, порвал ее и опечалился. А наш режиссер, наоборот, обрадовался, сказал, что именно об этом он и просил.
Для костюма героини Евгении Дмитриевой мы использовали кусок колеса и дерматиновую обивку двери 90-годов, самую настоящую, мы ничего не имитируем.
Костюмы героев делались руками, плелись из буксировочного троса, эластичного бинта. В качестве материалов использовались резина, кожа, обивка дверей, покрышки. Все это - элементы постсоветского мира. С одной стороны, 1990-е в сериале показаны реалистично, с другой - есть очевидные элементы необычного, причудливого. Неслучайно такой жанр называется "городское фэнтези".
А с костюмом для героини Александры Урсуляк сложностей не возникло, она у нас представительница органов, в сатисфакциях не участвует, в кадре носит милицейскую форму из 90-х.
Кстати, у Андрея Мерзликина и Никиты Ефремова (отец и сын Максим и Алексей Вязинцевы) костюм для сатисфакций один на двоих.
Для сцены массовой сатисфакции в лесу костюмеры одевали участников массовки более полутора часов.
Во время съемок в глухом подмосковном лесу между высоченными соснами бродили странные люди. Некоторые одеты как неформалы из 90-х годов прошлого века, некоторые в ватниках, кто-то в камуфляжной форме, кто-то в самодельных шлемах или касках времен Великой Отечественной войны. Почти 200 человек, у кого-то в руках острый кол, у кого-то мотыга или другие предметы хозяйственного обихода. Многие перепачканы краской, что становится понятно при ближайшем рассмотрении, а издалека можно подумать, что это раны, полученные в побоище.
Андрей Мерзликин внешне из общего ряда не выделяется. На актере старый свитер, поверх которого надеты жилетка-подстежка, перешитая из телогрейки, и бронежилет из автомобильной шины, он тоже весь перепачкан краской.
- Иногда мы по 100 человек в день снимали. Всех их нужно было одеть, а после смены все перестирать, ведь почти всегда они возвращались в "грязи" и "крови". Мы постоянно жарили резину, у меня наготове всегда была 5-литровая кастрюля "крови". Загубили много инструмента работая с металлом, покрышками, другими сложными материалами.
- Передо мной стояло сразу несколько задач и одной из них было не скатиться в Голливуд, сохранить дух советской эпохи. Поэтому костюмы мы делали исключительно из аутентичных материалов. В дело пошли дермантин со старой дверной обивки, резиновые бигуди из советских парикмахерских, один из персонажей носит настоящий костюм ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АС, другой - ботинки того периода, которые мы выкупили в музее.
У Елизарова в тексте упомянуты и куски линолеума, и противни, и значки, но когда мы начали пытаться воссоздавать эту одежду в реальности, сразу возникли сложности. Ведь мы шили не музейные экспонаты, а костюмы, в которых актеры должны были активно двигаться. Для боевой хореографии нам пришлось по ходу вносить изменения в уже созданные образы, делать их более пластичными, что-то облегчать, добавлять вытачки, где-то распарывать по шаговым швам, чтобы вставить "липучку", которую в перерыве актер мог бы расстегнуть и хоть немного остыть, ведь съемки шли на почти 40 градусной жаре.
За всеми этими моментами я обращалась к своей памяти, я помню 90-ые и поэтому мне было особенно интересно создавать образы, которые были бы и доспехами и отражали эпоху. Это была потрясающая невероятно творческая работа!
Отсюда Отсюда Отсюда