Культурная и сексуальная революции на Западе, конечно, повлияли на нравы и моду советского общества 1960-х. Но и достижения СССР не остались не замеченными за границей. Несмотря на железный занавес, к нам проникла битломания, а европейские дизайнеры вдохновлялись нашими космонавтами.
Дух свободы
Молодые люди на одной из улиц Москвы
Базовый силуэт 1950-х уже неактуален в следующем десятилетии. Свободная и дерзкая девушка не носит обтягивающие жакеты, сковывающие движения, неудобные длинные пышные юбки.
"Платье New Look могло весить до десяти килограммов, - рассказывает международный стилист и эксперт Академии социальных технологий Карина Каприэлова. - Пятидесятые - это, пожалуй, самая эстетская, респектабельная эпоха в моде. Но настало новое время - яркое, бунтарское".
Космический стиль
Полеты в космос Юрия Гагарина и Валентины Терешковой поразили весь мир. Люди заговорили о внеземных цивилизациях, в моду вошли вещи, напоминающие костюм инопланетянина.
Манекенщицы Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) демонстрируют летние костюмы из новой коллекции Лето-1966 на набережной Москвы-реки.
Модель во время показа коллекции французского дизайнера Андре Куррежа в Нью Йорке 8 октября 1964 г
Французский модельер Андре Курреж и модель в одежде из коллекции Haute Couture 1967-1968
"Тенденцию задал французский модельер Андре Курреж, - уточняет Каприэлова. - Он представил одежду из необычных материалов с конструктивными элементами геометрической формы. Шлемы, комбинезоны с шортами, А-образные короткие платья в сочетании с сапогами - его ноу-хау. А Пьер Карден придумал космический короткий сарафан из трикотажа или кожи".
Люди у телефонов-автоматов на проспекте Калинина в Москве
В чистом виде инопланетный стиль существовал только на подиуме и в кино, добавляет эксперт. Но его черты видны и в повседневном гардеробе. Кстати, некоторые историки моды полагают, что именно Андре Курреж изобрел мини-юбку - главный тренд 60-х.
Мини - модная революция
Короткие юбки носили женщины разной комплекции и возраста.
Жители советской столицы
"Это связано с сексуальной революцией, которая произошла в те годы в США и Европе, - объясняет эксперт моды и стиля, психолог, писатель Анна Андрианова. - До нас доходили ее отголоски - люди вели себя раскрепощеннее".
Надо сказать, что советская промышленность мини не выпускала. Шили сами.
Слева направо: 1. Модная коллекция Лето-65. Платье из набивного капрона с длинным рукавом и юбкой гофре. 2. Коллекция женской одежды Весна-лето 1966 года. Летнее платье из хлопчатобумажной ткани - продукция Рижской швейной фабрики "Ригас апгербс". 3. Коллекция женской одежды Весна-лето 1966 года. Летнее платье - продукция Рижской швейной фабрики Ригас апгербс.
Слева направо: Манекенщицы Общесоюзного дома моделей одежды демонстрируют коллекцию, подготовленную московскими модельерами специально для Всемирной выставки в Монреале Экспо-67. 1. Нарядный комплект для прогулок 2. Платье-косоворотка в русском стиле 3. Нарядное шелковое платье с палантином
Преобладали короткие платья - к юбке было сложно подобрать верх. Позже научились вязать крючком ажурные топы и создавать комплекты с удлиненными жилетами или укороченными жакетами.
Коллекция женской летней одежды 1962 года. Летнее платье
"В СССР мини сочетали с объемными прическами, что не молодило, а добавляло женщинам возраст, - отмечает Карина Каприэлова. - На Западе же появилась знаменитая стрижка сэссон, идеально подходившая под короткую юбку".
Бабетта идет на страну
Кадр из фильма "Бабетта идет на войну"
Кадр из фильма "Бабетта идет на войну"
В 1959-м вышел французский фильм "Бабетта идет на войну". Его показали и Советском Союзе. И все стали причесываться под Брижит Бардо.
Студентка Горьковского (Нижегородского) медицинского института Надежда Сивачева на пляже
Туркменская ССР. В торговом зале нового универсального магазина, открывшегося в Ашхабаде
Посетительницы чайханы "Рохат" на проспекте Ленина. Таджикская ССР
Завязанный на макушке хвост аккуратно подкалывали. Наладили выпуск специальных сеточек для волос - они были в большом дефиците.
В московской парикмахерской
Были популярны и объемные удлиненные стрижки в стиле еще одного кинокумира десятилетия - Софи Лорен.
Софи Лорен, Григорий Александров
В моду вошла светлая перламутровая помада. Женщины по-прежнему рисовали стрелки. Карандаш размачивали мыльным раствором, а тушь, которая продавалась брикетами, растворяли водой.
К модному блонду добавились и красные оттенки. Использовали хну, басму, настой луковой шелухи, дававший рыжеватый отлив. В продаже появились импортные химические красители.
Синтетический бум
Начался культ вещей из нейлона, лайкры, кримплена. Новые материалы воспринимались как символ современного образа жизни. К тому же такая одежда легко стиралась и не мялась.
Коллекция женской одежды весна-лето - 1966
Женщины любили синтетические блузы с жабо, а мужчины носили белые нейлоновые рубашки. О комбинации с кружевными вставками мечтали все советские модницы.
Болонья из Болоньи
Прямой минималистичный болоньевый плащ был разного цвета, но чаще всего - синим или черным. Его обычно не застегивали, рукава закатывали до локтя. В сочетании со шпилькой и водолазкой - один из самых роковых женских образов десятилетия.
Жители Ленинграда на одной из улиц города
Ленинградцы на одной из улиц города
Первые образцы привезли из Италии, а потом за пошив взялся комбинат в Наро-Фоминске. Тем не менее это был дефицит. Недаром Высоцкий пел: "Мои друзья хоть не в болонии, зато не тащат из семьи".
Модный мех
Шубы из экомеха, популярные сегодня, были на пике моды и в 1960-е. Правда, тогда это не имело отношения к движению за сохранение природы. Даже состоятельные дамы предпочитали синтетику.
Коллекция одежды из русских мехов осень-зима 1968-1969.
Демонстрация моделей верхней одежды сезона осень-зима 1969 года. Демисезонные пальто из меха теленка
А мужчины носили шапки из искусственного каракуля.
"Туфли на гвоздиках"
"В тоненьком свитере, в туфлях на гвоздиках - глупое все тебя мучит одно", - пел Иосиф Кобзон в шлягере "И опять во дворе". Аккуратные лодочки с небольшим по нынешним меркам каблуком - пять-шесть сантиметров - советские женщины носили повсюду.
Коллекция женской одежды весна-лето - 1966. Летние платья с цветочным орнаментом
Более удобные модели с квадратным устойчивым каблуком тоже были в моде, добавляет Карина Каприэлова. Балетки - еще одно новшество той эпохи.
Остроносую обувь носили и мужчины.
Русские сапожки
Высокие сапоги на молнии - одна из самых желанных вещей для советских женщин. За голландскими моделями из лакированной экокожи выстраивались огромные очереди.
Слева: костюм и платье, сшитые на трикотажной фабрике имени Дзержинского в Алма-Ате. Справа: актриса театра и кино Людмила Чурсина
"Мало кто знает, что революционная идея принадлежит нашему советскому дизайнеру Вере Араловой, - говорит Анна Андрианова. - На Неделе русской моды в Париже в 1959-м она представила коллекцию верхней одежды, дополненную сапогами на молнии. Хваткие европейцы мгновенно взяли ноу-хау на вооружение и наладили производство - присвоили лавры нашей Веры Ипполитовны".
Западный элемент
Женские брюки все еще воспринимались как элемент западной идеологии и заграничного образа жизни. В 1966-м француз Ив Сен-Лоран показал брючный костюм и произвел сенсацию. В следующем году он шокировал всех женским смокингом.
Спортивный костюм, сшитый на трикотажной фабрике имени Дзержинского в Алма-Ате
"Мода на женский брючный костюм в СССР сформировалась в 1970-е, - объясняет Карина Каприэлова. - Но в 1960-е комплект с туникой, напоминающей мини-платье, был очень актуальным".
Не только стиляги
Мужскую моду во многом определили Элвис Пресли и The Beatles.
Группа The Beatles перед выступлением на телестудии в 1966 г
Элвис Пресли на конференции в Лос Анжелесе
Трендом стал клеш. Особый шик - брюки со складкой сбоку, которая делала штанину внизу еще шире. Водолазку, нейлоновую рубашку, приталенный пиджак без бортов в Советском Союзе носили не только стиляги.
Русский Карден и новые иконы стиля
Художник-модельер Вячеслав Зайцев с эскизами в руках
Модельер Вячеслав Зайцев за работой над новой коллекцией женской одежды
Художник-модельер Вячеслав Зайцев и манекенщица Регина Збарская обсуждают новые модели.
В 1965-м в Общесоюзный дом моделей пришел Вячеслав Зайцев и сразу обратил на себя внимание зарубежных коллег. Познакомился с Пьером Карденом.
Прима Большого театра Майя Плисецкая тоже дружила с французским кутюрье. Он создал для нее множество сценических костюмов.
Народная артистка СССР, солистка ГАБТ СССР Майя Плисецкая в гримерной
Советские дизайнеры все чаще показывали свои коллекции за рубежом - в Будапеште, Лейпциге, Берлине, Варшаве, Гаване, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Рио-де-Жанейро, Мехико, Токио, Каире, Монреале.
Манекенщицы Дома моды на Кузнецком мосту (Общесоюзный дом моделей одежды). Четвертая справа - самая популярная в 60-е модель Регина Збарская
Манекенщицы 1960-х - Регина Збарская, Янина Черепкова, Лилиана Баскакова, Галина Миловская, Мила Романовская - были иконами стиля и настоящими звездами.
Мила Романовская во время показа коллекции советской одежды в Лондоне
Отсюда