После цикла постов Евразия vs Европа пришло время поговорить о русском культурном коде, взглянув на историю России и те системные кризисы, через которые она проходила, именно с этой точки зрения.
И чтобы было понятней, о чем мы говорим, определение культурного кодаКультурный код - это набор характеристик, образов и устойчивых представлений, доставшихся народу от предков, которые понятны каждому. Он помогает понимать поведенческие реакции и определяет народную психологию. Культурный код - это своего рода ключ к пониманию культуры народов, их уникальных особенностей.
Культурный код - это набор характеристик, образов и устойчивых представлений, доставшихся народу от предков, которые понятны каждому. Он помогает понимать поведенческие реакции и определяет народную психологию. Культурный код - это своего рода ключ к пониманию культуры народов, их уникальных особенностей.
Чтобы лучше понять культурный код, в дополнение к написанным ранее постам о том, в каких именно условиях и окружении зародилась русская государственность и как она объединяла сначала племена, а потом народы, можно посмотреть на то, кто на Руси был сквозь века героем, оставшимся в памяти, истории и в фольклоре народа.
Кадр из фильма "Садко". Сергей Столяров в роли Садко
Культурным символом Варяжcкой Руси можно назвать Садко - он и купец, и воин, и своего рода волхв-гусляр.
Виктор Васнецов "Богатыри" 1881-1898 гг.
Любимые былинные герои Святой Руси - три богатыря Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Все три являются воинами и, если так можно сказать, дипломатами того времени, а их прототипы так или иначе связаны с церковью. Прототипом Ильи Муромца вообще считается инок Киево-Печерского монастыря Илия Печерский.
Юрий Пантюхин "Александр Невский" левая часть триптиха "За Землю Русскую". 2003 г.
Нападение Орды. Первый системный кризис и вилка выбора - каким путем идти . Культурным символом княжеской власти стал Александр Невский, в отличие от Даниила Галицкого выбравший правильную сторону истории, которая сохранила Русь. Александр Невский - воин, торговец и святой
М. И. Авилов "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле" 1943 г.
Еще из этого ордынского периода мы помним воинa по имени Пересвет, инокa Троице-Сергиевского монастыря.
Напомню, что Мамай был ордынским самозванцем из Крыма, который в союзе с литовцами решил прибрать к рукам власть после смерти Джанибека и подчинить себе Русь. Литовцы тогда уже были непосредственными конкурентами Руси от европейской цивилизации и были бы не прочь разделить Русь между собой и Мамаем
Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Русский лубок. XIX век
Следующий культурный символ, воспетый народом, - покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. Ермак жил в XVI веке, погиб в 1585 году. Воин-казак, связанный с сибирской торговлей и, собственно, безопасность торговли для местных купцов и промышленников в тех местах и обеспечивающий
М. И. Скотти. "Минин и Пожарский" (1850)
Смута. Второй системный кризис и вилка выбора - каким путем идти.
Символом этого времени стали Минин и Пожарский. Пожарский был князем, а во время Смуты служил воеводой. А Минин был купцом с мясной лавкой из семьи, занимавшейся соляным промыслом, в котором участвовал и Пожарский. Минин выступил в этом тандеме администратором, переговорщиком и дипломатом, а Пожарский воеводой. А еще в обороне русских земель от иноземных захватчиков в это время непосредственное участие принимало огромное количество монастырей, превращенных в военные крепости.
В XVIII веке уже в Российской империи появляются два новых любимых народных героя
В. М. Васнецов "Иван-царевич на Сером Волке"
Зафиксированный в литературе в конце XVIII-начале XIX века Иван-царевич - мифологизированный образ главного героя русских народных сказок, деяния которого - образец достижения наивысшего успеха. По повелению или по собственному долгу Иван Царевич призван выполнять некую опасную и сложную задачу, связанную с риском и геройством, и при этом он проходит через такие испытания, которые и делают его достойным статуса "царевича"
Кадр из мультфильма "Межа" (1967 год) по мотивам русских сказок про солдатскую смекалку и былин о появлении Змиевых валов
Солдат в русских народных сказках храбрый, умный, смелый, "ни в огне не горит, ни в воде не тонет, ни черта не боится, ни покойников". Зовут солдата в народных сказках Иван или Андрей. Сказочный солдат одет в мундир (шинель), фуражку и сапоги. За плечами у него ранец. Вооружён он или ружьём или тесаком. Солдат имеет крученые усы и курит трубку. Едой ему служат сухари. Любимым музыкальным инструментом солдата является барабан. И Солдат этот часто имеет дело с разнообразной нечистью, но всегда эту нечисть побеждает. Иногда солдат выполняет непосредственные поручения царя или царицы, чем-то напоминая древнерусских богатырей, выполнявших поручения князя.
Любимым народным героем XIX века является "наше всё" Александр Сергеевич Пушкин
Иллюстрация к сказкам А.С. Пушкина. Знаменитое "Лукоморье"
В мощнейшей, блистательной и могучей Российской империи в памяти народной "любимыми героями" стали не военные элиты, а деятели культуры, потому что с культурной точки зрения в России был огромный системный кризис. Элита, которая говорит на французском языке и пытается быть европейцами, - это для русского народа не "герой моего романа"
Помимо Пушкина россияне еще многих деятелей культуры этого времени любят и обожают - и композиторов, и художников, и писателей... Людей, которые хранили и защищали русскую культуру от европеизации.
А вот с военными народными героями (не солдат и не Иван-царевич) в то время было плохо, российскую аристократию в конце XVIII века законодательно освободили от военной повинности - обязанности защищать страну и народ. Этот системный кризис - выбора вилки, куда же стране идти, закончился революцией и полной сменой элит.
Я пропущу революционные события и их героев, пусть с этим разбираются наши потомки хотя бы лет через 100, когда им со стороны уже будет виднее.
Вот это русский культурный символ ХХ века.
Памятник Воину-освобoдителю в Трептов-парке
История, как известно, повторяется по спирали, и в какой-то степени это даже смешно, до чего же много общего в нынешней ситуации Смуты 2.0 с тем, что было в начале XVII века. В принципе, и описывать то ничего не надо, все всё и без меня знают. Очередная вилка - очередной этап выбора.
В.В. Путин на открытии памятника Александру Невскому
Ну так и как же его описать - русский культурный код?
Основных постулатов, собственно, всего два.
1. Россия - собственная евразийская цивилизация. Называть Россию в культурном контексте Европой - это системная ошибка.
Россия развивалась как государство не европейского / римского вида, а как государство вида евразийского / исторически так называемого союза племен, где все участники имеют одинаковые права и выгоды от этого союза
Именно поэтому "историческая Россия - не этническое государство и не американский "плавильный котел", где, в общем-то, все так или иначе - мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов" (с)
2. Русские - суперэтнос, все те люди, которые стали частью русского мира. Поэтому по конституции русский народ является государствообразующим (статья 68), а его миссия - объединять и скреплять русскую цивилизацию (Российское государство)
Основа русской цивилизации и ее скрепы - военные, защитники Земли русской, стоящие на страже торговых и экономических интересов страны и ее населения, обединенные общей духовной идеей / верой и культурой. В течение времени это как-то может варьироваться в ту или иную сторону (общество не стоит на месте, а развивается), но стержень один и тот же. По героям видно. И по тому, какие были кризисы и как из них выходили.