Джинсы, берцы, рединготы / "Остров сокровищ" в РАМТе

Jan 25, 2023 22:30



Недавно в Российском академическом Молодежном театре поставили спектакль по роману Роберта Стивенсона "Остров сокровищ" с очень интересными костюмами.

О том, как создавались эти костюмы и образы, рассказывают художница по костюмам Мария Данилова и заведующая художественно-костюмерной частью Наталья Костина



- Мария Борисовна, в Вашем творческом багаже достаточно мало детских спектаклей. Почему Вы вдруг стали художником по костюмам "Острова сокровищ"?

Мария Данилова: Мне кажется, это недетский спектакль. Лучшие стороны нашей души сформировались благодаря этой книжке. Да я ее перечитывала даже лет десять назад, с большим удовольствием. Они же писали это не для детей. Ну а потом… дети будут приходить с мамами и папами. Но, я думаю, в основном с мамами, потому что спектакль совершенно потрясающий (тьфу-тьфу-тьфу), и у него есть одна особенность (даже восхитительность, с которой я в жизни не сталкивалась) - ни одной девушки на сцене. Широчайшая палитра: всех возрастов, комплекций и каждый по-своему прекрасен. Поэтому, я считаю, спектакль в первую очередь для мам.
Наталья Костина: А я хочу сказать, что работу над любым спектаклем мы начинаем с эскизов. Они - первое, что попадает тебе в руки. Это как у строителей: приносят чертеж, и грамотный инженер его читает и понимает, люди работали или дурака валяли. Так что, когда нам приносят эскизы, то буквально с первых секунд мы понимаем, можно ли с этим что-то делать. И вот когда мы встретились [с М.Даниловой] в дирекции, уже много месяцев назад, я сказала: "С такими эскизами мне и художник-то не нужен" (смеется). Здесь все читается: какого персонажа ни возьмешь, видно, какая ткань, какая отделка, характер, образ. Можно брать эскиз и читать, как тот самый чертеж.



Мария Данилова: Вообще, нарисовать каждый дурак может. И какие эскизы, значения не имеет. Я видела совершенно чудовищные по непонятности эскизы Вирсаладзе для Большого театра, но то, что из них сделали - это мечта! Все упирается в то, как сделать. Потому что костюм - это продукт 3D. И, конечно, то, что творится в вашем театре - это что-то невероятное! Кроме фантазии, опыта, креатива, Наталья это любит, она испытывает драйв от процесса, это ничем подменить нельзя. И это передается артистам. Когда я сюда прибегаю, у меня тоже начинается вот это вот. Наталья - джазовый человек. Но здесь еще потрясающие бутафоры, это можно просто умереть! Герои!



- Мария Борисовна, расскажите, пожалуйста, с чего начиналась работа по созданию костюмов к спектаклю "Остров сокровищ"?

Мария Данилова: Мы начинали с режиссером, Александром Коручековым, очень давно: три года назад, еще до пандемии. Он вообще человек невероятной ответственности. У него такой огромный гроссбух, и он в нем сочиняет спектакль: зарисовывает картинки кораблей, схемы спектакля, характеристики персонажей. Этот гроссбух потом будет выставляться в Бахрушинском музее. Он каждый спектакль придумывает в таких старорежимных, олдскульных тетрадях. И он объяснял, что ему хочется, чтобы спектакль был свежий, без запаха нафталина. Поэтому есть у нас еще один главный человек - Максим Обрезков, сценограф. Он небожитель. Саша предложил, чтобы это был немножко рок. То есть, костюмы, в которых могли бы быть рэперы и рокеры, соединить с элементами исторического костюма. И тогда уйдет унылая театральность, а будет такая бодренькая театральность.



- Можно сказать, что этот спектакль исторический? Там же понятно, в какое время происходят события, где происходят, понятен список персонажей, одежду которых, наверное, художник может восстановить.

Мария Данилова: Если мы будем рассматривать слово "исторический" как положительную характеристику, можно, а если как отрицательную - лучше не надо.
- А Вы как рассматриваете?

Мария Данилова: Вот я не знаю. Мне кажется, любой спектакль волнует, когда он и исторический, и современный, когда это в нем соединяется.
- Обращались ли Вы к историческому материалу, чтобы понять какие элементы той эпохи привнести в свой костюм? Где, например, можно узнать, как был одет пират XVII века в Англии?

Мария Данилова: Ой, это как раз не проблема. Этого в интернете завались. Я скорее брала из источников, которые популярны у подростков: каких-то игр, сериалов. Они не отличаются хорошим вкусом, но невероятно изобретательные. И такие все искренние, подлинные. Подростковая романтика. Поэтому нужно было стараться приблизиться к их языку.



- А какие сериалы Вы смотрели?

Мария Данилова: Есть сериал про пиратов - тоска смертная! Вот его посмотрела кусочек. Я все это совершенно не воспринимаю, но моей дочке нравится. Или игры - там тоже костюмы невероятной изобретательности: это такой замес, который и я хотела сделать, чтобы получилось как-то волнующе.
Наталья Костина: И вкусно!
- На каком этапе начинают создаваться костюмы?

Мария Данилова. Саша любит, чтобы сразу, одновременно со сценографией. При этом я невероятно доверяю Максиму. Он такой креативный и диктует мне, в каком направлении идти.
- Была ли важна цветовая гамма костюмов?

Мария Данилова: Да, конечно. Мы пришли к выводу, что основную массу делаем черно-синюю, цвета ночного океана. Там декорация черная. И к этому яркие, цветные удары.



- Существует ли для Вас символика цвета?

Мария Данилова: Для меня - нет. Я не мистик.
- То есть, цвет выбирается в зависимости от характера персонажа?

Наталья Костина: Скорее, есть общая гамма. Здесь [при помощи костюмов] рассказана история в истории. Есть плохие и хорошие, главные персонажи и массовка: пираты, матросы. И в этой ситуации нам было важно рассказать некую историю и цветом в том числе. Начинается все с хороших матросов, и они у нас светленькие. А команда плохих пиратов сначала маскируется, поэтому наша задача и плохих изначально сделать "хорошими": они надевают те же светлые матроски и гюйсы.



А когда история развивается, все становится по-другому. Плохие становятся совсем темными, мрачными. Здесь [на эскизах] отчетливо видно, что эти персонажи отрицательные, зловещие.



А главные герои очень персонализированы. Сразу видно, какой это многосложный и интересный образ. В итоге получилась интересная мешанина. Например, брюки и обувь - абсолютно современные: джинсы, джоггеры, и берцы. У всех персонажей очень современные штаны и что-то историческое. Например - и это уникальный исторический крой - рединготы с веерными складками. А в другом случае мы отказываемся от буклей и парика, и треуголку надеваем на капюшон. Получается сложный образ! Такая эклектика.







Мария Данилова: Микс!
Наталья Костина: Здесь такое количество невероятных исторических элементов, которые замешаны в общий, очень современный образ. И самое интересное, что можно взять любую вещь, выйти в ней сейчас на улицу, и это не будет смешным.
Мария Данилова: В сумасшедший дом не заберут.
Наталья Костина: Это будет круто, стильно и здорово!
- Художник придумывает образ, изображает его на бумаге, что происходит дальше? Костюмы придумываются для конкретного артиста или только для создания образа?

Мария Данилова: Если уже известен артист, то, конечно, для него. Я стараюсь найти его в интернете, нарисовать личико, чтобы похоже было. Но часто неизвестно, кто будет работать, и тогда по наитию.
- Кто придумывает, из чего шить костюм?

Наталья Костина: Ой, это самое интересное.
Мария Данилова: Благодаря Наталье мы оторвались!
Наталья Костина: Ткань всегда диктует пластику и саму вещь. Как, наверное, художник получает кайф от хорошей бумаги, красок и кистей, так и я очень люблю ткани. Это тот самый холст, который позволяет творить.





- Ткань предлагает руководитель цеха?

Наталья Костина: На самом деле, это всегда совместный процесс. Мы все вместе одобряли и покупали. Маша мне так доверилась, что я получила такой кайф!
Мария Данилова: Из-за этого получается очень хорошо. Если человеку подрезать крылья, то не взлетит.
Наталья Костина: Мне в этой ситуации крылья расправили!
- Куплены ткани, затем приглашаются актеры, которых обмеривают?

Наталья Костина: Нет-нет. У нас и так большая картотека! Дальше мы уже обращаемся к конструктору-закройщику. У нас это потрясающий мастер Елена Галкина. Для нее художником рисуются детальные, маленькие эскизики. Конструктор задает очень конкретные вопросы. И художник обязан рассказать, какими средствами чего добиться, предложить варианты, как минимум. Маша - уникальный художник еще и тем, что она знает исторический крой и понимает, о чем с ней разговаривают. Потом идет работа на столе ножницами: все выкраивается, - и отдается в цех, в цеху все собирается.
Мария Данилова: Закройщицы здесь - просто фантастика!
Наталья Костина. Да, это правда. Мы столько лет собирали коллектив, что нашим цехом действительно можно гордиться. У нас лучшие мастера в Москве.
- Один костюм создает один человек?

Наталья Костина: Не создает, а исполняет, шьет. Лучше, чтобы это было в одних руках. Если вещь большая, крупная, то однозначно мастер берет и делает все от начала до конца: и отделку, и примерку, и доводку. Переделки тоже возникают, бывают разные причины.
- Как долго делается один костюм?

Наталья Костина: Неделя и больше. Мастера работают быстро, но бывает, что мы все сделали, отдали на сцену, смотрим - мало. Или возникают дополнительные нужды у актеров.
- Какие, например?

Наталья Костина: Самое элементарное: "Мне нужен здесь кармашек не такой, а другой, потому что я туда положу не это, а вот это".



- А Вы не отвечаете: "Вы на большой сцене играете, там будет не видно"?

Наталья Костина: Нет, мы работаем по принципу "камера наезжает". Я знаю точно, что если открыть любой наш костюм в любом месте, то это будет не стыдно, а красиво везде: как обработан карман, как вытачена подкладка, как выполнены складки.
- Расскажите, если можно, о наиболее интересных деталях костюмов, которые вы нам принесли показать.

Наталья Костина: У нас все интересное! Это Том Морган, пират-призрак (Алексей Бобров).

Мария Данилова: Призрак капитана.



Наталья Костина: Фантазия чистой воды, но невероятной красоты. Он сделан из двух разных тканей. Рукав и центральная часть спинки из одной, другая часть - совершенно из другой. Вот как это можно сочетать? Только художник может такое себе позволить.
Мария Данилова: Призраки капитанов - они в фантазии рассказчика. Это Джим Хокинс (Алексей Веселкин-мл. / Прохор Чеховской), мальчик, он записывает. В целом, роман - все, что в голове этого мальчика: и вот так мальчик себе представляет этих великих пиратских капитанов прошлого.
- То есть, некоторые костюмы - это его фантазия?

Мария Данилова: По сути, да. Причем этот Джим Хокинс - мальчик и из XIX века, и в то же время, наш современник.
- А где его костюм?

Наталья Костина: Это клетчатая рубашка, шейный платок, белая футболка, джинсы, современные ботинки.



Мария Данилова: Он должен быть очень нейтральным, потому что вообще не уходит со сцены. И не должен быть агрессивным. Если он спустится в зал, то сольется со зрителями.

Наталья Костина: Давайте я вам принесу другие костюмы?.. Это Слепой Пью (Дмитрий Бурукин). Он такой зловещий! Ему положен шлем и невероятный ошейник. Полное соответствие эскизу.





Мария Данилова: Потрясающая бутафорская работа!



- Была эпоха Станиславского, когда делали реалистичные, тяжелые костюмы. Сегодня художник думает о том, насколько легко будет этот костюм носить на сцене?

Мария Данилова: Думает, конечно.
Наталья Костина: Очень думает. Раньше говорили: "Он актер, вытерпит". Сейчас мы думаем о том, чтобы ему не было жарко, удобно, чтобы он не споткнулся, не зачесался -потому что мы живем в век аллергии, и очень многие реагируют на состав ткани. Я, например, зная всех наших актеров, знаю, у кого на что аллергия.
- А почему для того костюма Вы выбрали сочетание двух разных тканей?

Мария Данилова: Ткани не хватило. Лучшие идеи приходят от каких-то проблем.
Наталья Костина: Насчет "не хватило", в продолжении темы. Я хочу вам показать совершенно уникального Билли Бонса (Алексей Мишаков). Нам безумно понравился цвет. Но ткани было так мало, что возник такой интересный ход. Здесь вообще можно разглядывать каждую деталь: что, обшлаг, например, пришит вверх ногами, потому что Маша такая смелая.



Мария Данилова: Обшлага, которые кверху, не очень приятны визуально. Рука как бы рубится, а когда он книзу шире, то рукав будто стекает.
- Исторически имело ли место такое украшательство мужского костюма?

Mария Данилова: Вообще, если захотеть, можно найти все. Но, мы это сделали просто потому, что красиво.
Наталья Костина: Изначально, исторически, все украшения были только на мужском костюме. Это и перстни, и букли, и веера, и чулки.
Мария Данилова: И первые духи появились у мужчин, и первая косметика.
Наталья Костина: Сейчас я вам еще принесу... Это пират-призрак Чарльз Вейн (Данила Богачев). Он невероятный.



Мария Данилова: Уже сшиты были прекрасные брюки, мы посмотрели исполнителя на сцене и мне показалось, что костюма мало.

Наталья Костина: Пираты путешествовали, торговали, грабили. Так возникало большое разнообразие тканей и элементов в их одежде. Чтобы показать все, что нажито непосильным трудом, создавались несочетаемые сочетания.
Мария Данилова: Еще этим пользовались для контрабанды. Внутрь, под костюм, наматывали огромный метраж, под рукава и штаны, и контрабандой провозили.
Наталья Костина: А скоро приедут из мастерской обувь и головные уборы, эти шляпы с перьями.
- Обувь вся шилась?

Наталья Костина: Не вся. Художник смог экономическую ситуацию театра обратить в пользу спектакля. У нас все в современной обуви, кроме пиратов-призраков. У них будут огромные ботфорты. А это Черный Барт (Николай Угрюмов). Он эстет: цепи, крест, шляпа с перьями.



- Какие украшения подбираются для сцены: чтобы они эффектнее выглядели издалека?

Наталья Костина: На Большой сцене все должно быть крупно, весомо.
Мария Данилова: Главное, чтобы было внятно, из зала видно было, читалось.



- А есть что-то, что нельзя использовать в сценическом костюме?

Мария Данилова: Зеркала нельзя. Если свет зеркала попадет в глаз [зрителя или артиста], то ослепляет.
- А пуговицы не ослепляют?

Мария Данилова: Эти нет, они не такие яркие. (Наталья заносит другой костюм). Ой, а это любимый персонаж, это птичка.
Наталья Костина: Это "чудо в перьях", как мы его называем. Зомерфельд-попугай (Владимир Зомерфельд - попугай Флинт).



Мария Данилова: У него еще очки такие зеркальные, зелено-синие. И Наталья нашла ему сапожки на высоких каблучках. Хвостика нет, но мы ему приспособим веер из XVIII века.

Наталья Костина: Это была совершенно потрясающая история (к слову, о том, как рождаются образы). Актер в подборе нашел пальто, без разрешения разрезал его. Конечно, когда я это увидела, у меня был шок. Но Маша молодец, она сказала: "Спокойно. Я знаю, что делать". И мы придумали сделать ему вот такую яркую подкладку. Сразу же возник образ: жилет в пику этого цвета, зеркальные зеленые очки, перстни, перья.



Мария Данилова: Он пиратский попугай. Актер в этом пальто очень хорош, живой и естественный.

Наталья Костина: И я вам еще хотела показать протез одноногого. Он ведь вообще без ноги будет! Чтобы встать на одну ногу, другая у него будет зафиксирована. А чтобы не продавать живую ногу, сзади - широкий плащ.







Мария Данилова: Спектакль романтический. Не в смысле, когда все целуются, а когда один на носу корабля, и брызги в лицо. Вот это настоящая романтика. "Белеет парус одинокий"!
- Как вы считаете, какой мужской образ будет вызывать "ах!" у женской части зрителей?

Мария Данилова: Все должны! Мне все нравятся.
Наталья Костина: Наша задача, чтобы были все такие. И пираты, и плохие, и хорошие.
Мария Данилова: Но пираты, плохие мальчики нравятся больше. Они там как начнут песенки петь, так все будут просто рыдать! Мы их еще накрасим смоки айс. Не стимпанк, а скорее 1970-80-е годы, рок. Когда они ходили на высоких каблуках.
- Как группа Kiss?

Мария Данилова: Да!
Наталья Костина: Сделано очень много. Мне кажется, будет жалко с этой работой расставаться.
Мария Данилова: Да, и мне жалко.
Наталья Костина: Нам надо что-то еще совместное придумать.



Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up