Слева турецкий султан Мустафа I (1617-1618 и 1622-1623 ) прижизненный портрет из дворца Топкапы в Стамбуле. Справа фрагмент картины Сибранд ван Беест "Приезд посольства царя Московии на заседание представителей Штатов в Гааге, 4 ноября 1631 года", XVII век Рейксмузеум, Амстердам
Два года назад я написала пару постов про горлатные шапки, в которых выдвинула гипотезу о том, что они появились на Руси не в XV веке, как нам рассказывали славянофилы, а скорей всего только в начале XVII, самое раннее в конце XVI - при Иване Грозном, и пришла эта меховая мода и технологии пошива с Кавказа - вместе с папахами и женой-черкешенкой.
В моей гипoтезе было несколько белых пятен, и вот сейчас, пожалуй, пришло время в этих белых пятнах разобраться - на основе недавно написанного поста про венценосное противостояние Папы Римского, турецких султанов и русских царей - у кого из них больше прав называться Римом и какую "корону" надо по этому поводу сделать.
Если кто про горлатные шапки не читал, то вот:
Откуда на Руси взялась горлатная шапка? и
Когда на Руси появилась горлатная шапка? А если кто пропустил про венцы-короны, то вот:
Откуда взялись такие шапки у русских царей? Главным белым пятном для меня было непонимание противостояния между Москвой и Стамбулом за "византийское наследие" и что горлатные шапки могли быть символом не боярского статуса или не просто боярского статуса, а именно идеологического соперничества с южным соседом.
Давайте теперь вставим немного модной истории тюрбанов из Турции и посмотрим на историю возникновения горлатных шапок еще раз, связав их с Турцией и вот этим вот идеологическим противостоянием. К тому же турецкая мода на тюрбаны тоже необыкновенно интересна.
Слева: Джентиле Беллини "Османский султан Мехмед II" 1480 г. Справа: Миниатюра "Султан Мехмед II, нюхающий розу" из альбомов дворца Топкапы. Конец XV века. Именно Мехмед II Завоеватель в 1453 году осадил и захватил Константинополь. Мехмед II здесь изображен в тюрбане мюджевезе (о нем ниже).
Про тюрбан мы вообще знаем удивительно мало. И я совершенно точно не смогу здесь написать подробную историю именно турецкого тюрбана, потому что тюрбан в Турции был не просто головным убором знати и духовенства; виды тюрбанов были строго классифицированы, а внешний вид строго регламентирован. Указ, по которому устанавливались различные виды тюрбанов в зависимости от сословной принадлежности и звания, был впервые издан в 1583 году (это еще Иван Грозный на Руси, привет ему из Турции).
Для турецких султанов тюрбан был своего рода короной, и так же как русские цари начиная с Ивана Грозного начали создавать по поводу разных побед и присоединений земель новые шапки-венцы в дополнение к Шапке Мономаха, так и турецкие султаны создавали по поводу своих побед и завоеваний специальные тюрбаны. Причем в Турции это начало происходить раньше чем на Руси - при султане Сулеймане Великолепном (1520-1566).
У турецкой знати же тюрбаны были настолько важны и символичны, что у них на могилах надгробия делали в виде тюрбанов, чтобы по надгромному камню-тюрбану сразу можно было увидеть, кто тут в могиле похоронен. И, кстати, для турецких историков именно эти могилы с каменными тюрбанами - просто неиссякаемый источник для изучения одежды, моды и иерархии.
Специально оставила здесь перевод с турецкого на английский, чтобы была понятна проблема. На картинке слева изображены султан и два каких-то сановника типа визирей, точное название должностей которых я не понимаю. Справа изображено надгробие с таким же тюрбаном как на чиновнике/визире справа, в тексте 3 слова обозначают "тюрбан". Кавук это вообще тюрбан, любой. Каллави - это специально регламентированный тюрбан для визирей. Кавугу - это, по-моему, форма слова кавук. Перевести здесь написанное на нормальный русский язык я не могу. Поэтому ограничимся тем, что вот на могилах могильные камни изображали тюрбан похороненного.
Мне в классификации этих многочисленных тюрбанов турецкой знати без знания турецкого языка разобраться невозможно, даже вроде как и хорошие турецкие статьи, которые можно перевести на английский или русский, не показывают картинок, а сами многочисленные названия тюрбанов не переводят, а используют турецкие названия. И эти названия даже в турецкой википедии найти невозможно, нет статей на эту тему. Поэтому я очень обрывочно и отрывочно попробую описать главное, что я все-таки для себя уяснила.
Как вы, наверное, знаете, или поняли по картинке, тюрбан состоял из двух частей - колпака различной величины и формы (феска, тюбетейка, цилиндр, шапка-колпак и даже шлем , что угодно) и и обмотанного вокруг длинного куска тонкого мягкого шелка или муслина, а иногда марли. Колпак, как предписано у мусульман, был красным, а сам тюрбан - белым. Хотя некоторым "исключительным" личностям можно было носить зеленый
До Сулеймана Великолепного, весь XV век (это 1400-е годы) доминировала цилиндрическая модель тюрбана под названием мюджевезе (mücevveze по-турецки).
Это был один из древнейших видов тюрбана, название происходит от слова "cewz", что на арабском означает "грецкий орех". Такой вид тюрбана носили все - султаны, шейхи, хасеки (жены и наложницы), янычары-аги, духовенство, военные и т.д. Картинку мы видим выше, при этом надо сказать, что "орехом" тюрбан тоже можно было по-разному обматывать, можно потолще, можно повыше, так что тюрбан Мехмеда II не эталон, а просто пример.
Тициан "Сулейман I" (Великолепный). Kunsthistorisches Museum Вена 1530-е годы. Делаю осторожное предположение, что этот вид тюрбана называется "селими", это также не эталон, а просто один из видов
Затем в начале XVI века (1500-е годы) мюджевезе был вытеснен большим и высоким тюрбаном селими, названным в честь Селима I (1465-1520). Селим I прославился тем, что присоединил Левант, Хиджаз, Тихаму и Египет, уничтожив династию мамлюков, и в общей сложности увеличив размеры Османской империи на 70 %, он даже временно захватил столицу сефевидской Персии - Тебриз. Именно при нем Османская империя, захватившая Шелковый путь и Путь пряностей, два важнейших торговых пути того периода, полностью взяла под свой контроль восточные торговые пути.
Сын Селима Сулейман Великолепный (1520-1566) ввел моду на юсуфи - тюрбан с широким верхом и с четко очерченными наслоениями ткани.
По-моему, это был вариант тюрбана, который еще Селим привез из завоеванного Египта. Белый тюрбан, похожий на марлю, намотанный на хлопковый конус из коричневого бархата снаружи и синего атласа внутри. Эвлия Челеби пишет, что Селим некоторое время носил этот тюрбан после завоевания Египта. Некоторые султаны также символически носили этот тюрбан, когда вступали на престол. Видите , какие параллели уже начинаются с шапками-венцами русских царей (Казанская, Астраханская, Сибирская)?
Этот же Сулейман, в 1529 году впервые осадив Вену, в 1532 заказал себе в Венеции вот этот шлем, намекнув и Риму, и Вене, что у него большие планы на Второй Рим и конкурентам пощады не будет.
Слева гравированный в Венеции портрет османского султана Сулеймана Кануни (Великолепного) неизвестного художника. 1532 г. Это плечевое изображение султана в профиль. Персонаж определяем не только по узнаваемым чертам лица, но и по крупной надписи на извивающейся ленте - Suliman Otoman rex turcx. В 1535 г. была выпущена зеркальная копия этой гравюры (справа), выполненная художником Агостино Венециано, отличающаяся от оригинала лишь в деталях.
Еще раз повторю, что указ, по которому устанавливались различные виды тюрбанов в зависимости от сословной принадлежности и звания, был впервые издан в Османской империи в 1583 году
И, по-моему, именно в это время появился официально регламентированный тип тюрбана под названием каллави (kallâvî по-турецки). Это самый величественный и высокий из всех османских головных уборов. Слово "каллави" означает большой, а по-народному большой и напыщенный, в смысле помпезный.
Каллави, сделанный из белой марли, сначала имел коническую форму, а позднее - пирамидальную. Есть два разных типа этого тюрбана, которые еще с XV века иногда использовались великими визирями, визирями и капитанами.
Это каллави, которую великие визири и визири стали носить в XVII веке вместо мюджевезе, и пашай каллави (pashai kallâvî), который носили капитаны. Они отличались количеством полос и наклоном. И я не совсем уверена, но, возможно, это те два высоченных тюрбана, которые мы видим на картинке рядом с надгробным камнем-тюрбаном.
К каллави визирей мы еще вернемся, а теперь давайте посмотрим, как изменились тюрбаны султанов. Эти тюрбаны многие на английском называют селими, но я не уверена, что именно это такое. Просто смотрим на форму и все.
Слева: Оттоманская миниатюра - султан Ахмед I (1603 - 1617). Badisches Landesmuseum 1603 г. Справа: турецкий султан Мустафа I (1617-1618 и 1622-1623 ) прижизненный портрет из дворца Топкапы в Стамбуле. К тюрбану крепили драгоценные эгреты из перьев цапли или павлина. Количество перьев жестко регламентировалось. Султан носил три. Если на тюрбане было два, значит одно перо он передал великому визирю, который возглавил османское войско в походе.
Слева: Джулюс (тронная церемония в Османской империи, первый из церемониальных обрядов в процессе возведения султана на трон) Османа II. Ранее 1640 г.
Справа: турецкий султан Осман II (1618 - 1622) Vigenère 1660 г.
Слева: Мюрад IV (1623 - 1640) в молодости, изображение из дворца Топкапы. Справа: османская миниатюра, изображающая Мурада IV во время ужина, дворец-музей Топкапы, Стамбул.
Слева: Мехмед IV в подростковом возрасте во время процессии из Стамбула в Эдирне в 1657 г. Справа: Неизвестный художник. Султан Мехмед IV (1648-1687) ок. 1682 г
Слева: Миниатюра султан Мустафа II (1664 - 1703) в полных доспехах В центре: Левни (Абдулджелил Челеби) Миниатюра султана Ахмеда III (1703-1730) Справа: "Султан Ахмед III на приеме" 1720 г.
Перейдем теперь к визирям. В XVIII веке в Османской империи начинается некое дежавю. В России уже петровские реформы вовсю, а турецкие картины вот такие вот, одна за другой, с визирями в каллави
Жан Батист Ванмур "Прием европейского посла великим визирем Далтабан Мустафа Паша" 1702 или 1703 г.
Султан Ахмед III принимает французского посла виконта д'Андрезеля во дворце Топкапы. 1724 г.
Султан Ахмед III в Императорском дарбаре дворца Топкапы. Между 1737 и 1744 гг.
Антуан Фавре. "Аудиенция Шарля Гравье, графа де Верженн, у султана Османа III в Константинополе в 1755 году". 1755 г.
Антуан де Фавре. "Церемония приема графа Сен-Приста в Османских воротах" 1767 год.
Ну, что, смотрим теперь на матушку Россию и проводим параллели, как там геополитически кто с кем и зачем шапками мерялся?
Итак, при Иване Грозном были установлены родственные связи с Кавказом, черкесская элита была встроена с российскую, и она, эта элита, привезла с собой часть кавказской культуры - высокие папахи, которые в России ассимилировали, адaптировали и стали переделывать на русский лад. Есть иллюстрация, это подтверждающая.
Фрагменты цветной гравюры "Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге" 1576 года. Показаны только шапки.
Это время Ивана Грозного. В верхнем, втором сверху и нижнем ряду мы видим три очень странных головных убора, которые выглядят как некие папахи мехом внутрь. Известно, что в то время и шапки, и шубы на Руси носились мехом внутрь, соответственно, можно предположить, что это такая первоначальная адаптация кавказской высокой папахи к русским условиям.
При Иване Грозном же начали создавать специальные венцы, сохранился оригинал Шапки Казанской, a Астраханская и Сибирская Шапки могут быть копиями утерянных/украденных во время Смуты. При сыне его Федоре вообще был сделан разобранный позже "Большой венец", прямой конкурент как шапки Папы Римского, так и шлема Сулеймана Великолепного.
Ну а дальше началась Смута, смена династии и разворот в сторону Европы, попытки сблизиться с Польшей и наладить отношения с Ватиканом, Никоновская реформа, униатство... В этой ситуации дразнить Папу Римского как-то было не очень умно, ну раз пытались договориться, а вот по поводу Турции, с которой начались очень неприятные военные столкновения (турецкие султаны вполне себе были не прочь расширить владения куда-нибудь в сторону Астрахани, крымский хан был им в этом первый помощник, Ногайская Орда тоже) идеологически должно было быть полное неприятие концепции, что Османская Империя - Второй Рим с территориальными претензиями на Рим (Bатикан) и Вену (Священную Римскую империю).
И раз в Турции регламентирован размер тюрбанов, то и у нас шапки не ниже могут быть ваших визирских. И папахи стали шить на "турецкий манер", чтобы они при такой высоте могли стоять. Видимо, на фетровые колпаки нашивали горлатный мех.
Гравюра Адама Олеария "Публичная аудиенция посольства" из книги "Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию" 1638 год. На троне сидит Михаил Романов
И знаете, что самое прикольное? Вот эти вот тюрбаны каллави так же как и горлатные шапки, надевали только на церемонии или специальный выход, а когда их снимали с головы, их ставили на специальные подставочки и полочки. И в Турции каллави, и в России горлатные шапки.. Вот он, культурный обмен то какой! Вот он как выглядит!
И все это продолжалось весь XVII век до Петра. А потом Петр съездил в Европу и резко поменял одежду. Отмежевался ментально от восточного наследия, полностью и бесповоротно.