Как создавали исторические образы в фильме "Царская охота" (1990)

May 11, 2022 00:30



Фильм позднего советского периода "Царская охота" был снят в 1990-м году  режиссёром Виталием Мельниковым по одноимённой пьесе Леонида Зорина.  Это одна из первых экранизаций о Екатерине II, где акцент делается не на истории её восхождения на престол, страстных романов или важнейших достижений как императрицы. Основной сюжет завязан вокруг известной и до сих пор загадочной истории с арестом княжны Таракановой, выдававшей себя за дочь Елизаветы Петровны. Это в определенном смысле отодвигает Екатерину на второй план, поскольку самозванку принято показывать более молодой и привлекательной. Более того, именно с ней происходит роман с трагическим концом у Алексея Орлова.


Действие фильма происходит примерно в 1775 году

Художник по костюмам Лариса Конникова получила за работу в фильме  приз киноакадемии "Ника". А киностудия "Ленфильм", где проводились съемки фильма, удостоила художников Беллу Маневич и Ларису Конникову профессиональной премии к/ст. "Ленфильм" им. Е. Енея


Кадр из фильма "Царская охота". В роли Екатерины Светлана Крючкова

Аутентичность фильма хорошо создана за счёт костюмов и декораций. Выбор актрисы на главную роль также говорит о желании воссоздать образ, приближенный к реальности. В более ранних фильмах Екатерина II всё же была далека от той императрицы, которую мы видим на портретах.



Кадр из фильма "Царская охота". В роли Екатерины Светлана Крючкова

В расцвет своего правления это была статная женщина с выразительными формами, которые заметны даже при утяжке корсета. Однако именно такой она предстает в "Царской Охоте". Кроме того, костюмы действительно очень близки к тому, что могла носить Екатерина II в действительности. Учтены особенности декора, цвета и фасона платьев эпохи рококо, поэтому на платье мы видим и рюши, и бантики у зоны декольте. Стоит обратить внимание и на грим, который выполнен несколько стилизованно под XVIII век - припудренное лицо и выразительные брови.



Кадр из фильма "Царская охота". В роли Екатерины Светлана Крючкова

Такая совсем не "голливудская" Екатерина раскрывается и в будуарных сценах, которые, очевидно, также приближены к реальности. На экране предстает не идеальная женщина с укладкой и в пеньюаре. Такая Екатерина расслабленно сидит в обычной ночной рубашке, поверх которой огромный халат.



Кадр из фильма "Царская охота". В роли Екатерины Светлана Крючкова

Интересно костюмами обыграно и увлечение Екатерины II в балах с переодеванием - Светлана Крючкова одета не в маскарадный костюм, а в обычную мужскую одежду розового цвета и специфический образ дополняет корсетный верх женского костюма XVIII века.



Кадр из фильма "Царская охота". В роли Екатерины Светлана Крючкова



Слева эскиз Ларисы Конниковой для фильма "Царская охота" - маскарадный костюм. Справа Екатерина в маскарадном костюме (Светлана Крючкова) Я не уверена, что этот эскиз сделан для Екатерины, это может быть кто угодно на маскараде

Лариса Павловна Конникова училась мастерству во ВГИКе у Лидии Юльевны Нови и после окончания института устроилась работать на "Ленфильм".
"В кино важно всё - и силуэт, который виден на общих планах, и каждая мелочь в крупных планах, всё то, что в театре никто не сможет увидеть! Все эти пуговки, кружавчики, обувь… - рассказывает Лариса Павловна, - Например, длинные юбки, казалось бы, закрывают ноги, но вдруг при выходе из кареты дама покажет ножку? Значит, на ногах должны быть соответствующие эпохе чулки и обувь. Все эти детали очень важны. Например, если в театре задумывается всё отделать веревками, создать какой-нибудь плетеный костюм или что-то еще, то в кино это не получится. В кино нельзя придумать просто какую-то условную концепцию, нужно одеть каждый персонаж. Есть, например, король, высший свет, придворные, и есть всякие "сватьи бабы Бабарихи", слуги, разный люд. В кино очень важна фактура и качество ткани, которая видна на крупных планах, а в театре можно ткань, например, просто расписывать, красить. У нас этот номер не пройдет, получится грубо и ненатурально"


Кадр из фильма "Царская охота". В роли Екатерины Светлана Крючкова

"При создании исторического костюма, особенно в фильме, который посвящен реальным событиям, огромное внимание уделяется именно всем тонкостям одежды, аксессуаров и атрибутов. Вплоть до тканей, пуговиц, застежки. И никаких "молний"! Актриса всегда может повернуться к камере спиной, и то, как застегнуто платье - на крючки или, допустим, шнуровку - должно соответствовать эпохе. С тканями сейчас гораздо проще, чем когда-то, говорит Лариса Павловна. Любопытно, что в магазинах портьерных тканей можно найти материал, в точности подходящий для костюмов XVIII века, и даже с таким же рисунком! Если же найти такую ткань все-таки не удается, художник добивается желаемого результата при помощи вышивки, аппликации, шнуров, "драгоценных" камней, росписи."



Л.П.Конникова (стоит в центре) с коллегами и студентами 5 курса факультета искусств СпбГУ, демонстрирующими костюмы из оформленных ею фильмов

В интернетe выложено несколько эскизов Л.П.Конниковой для фильма "Царская охота", а в музее Ленфильма сохранилась пара платьев, по которым видно, что источником вдохновения для создателей фильма явились как картины / портреты екатерининского времени, так и сохранившиеся в музеях предметы гардероба. И вот на них мы сейчас и взглянем

Дорожный костюм Екатерины II



Слева эскиз для фильма "Царская охота", справа сцена из фильма с данным костюмом.  В роли Екатерины Светлана Kрючкова,

Видно, что в фильме костюм светлее чем было задумано, больше розовый, чем бордовый/красный. Видимо, материала нужного цвета в 1990 году не нашли, время было специфическое.

Образ этот основан на дорожном костюме императрицы с известной картины художника Михаила Шибанова 1787 г. из Государственного Русского музея



Слева кадр из фильма. В роли Екатерины Светлана Kрючкова, Спава портрет Екатерины кисти Михаила Шибанова 1787 г
   

Александр Голобородько - граф Григорий Орлов и Светлана Крючкова - Екатерина II

Мундирное платье Екатерины II

Начиная с Петра Алексеевича, все императоры и императрицы шефствовали над какими-нибудь полками. Если Петр I был шефом только лейб-гвардии Преображенского полка, то последующие императоры и императрицы уже имели несколько подшефных полков. К подшефным полкам нужно проявлять уважение и одеваться соответственно, по форме.



Виргилиус Эриксен. Фрагмент картины "Императрица Екатерина II верхом на коне Бриллианте". 1762. Большой Петергофский дворец

Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина II, отправлялась брать власть в свои руки в военной форме - офицерском мундире лейб-гвардии Семеновского полка (на картине выше).

Но надо помнить, что в те времена женщина в мужском платье - явление из ряда вон выходящее. И Екатерина II решила не нарушать традиции. Тогда и появились первые мундирные платья в ее гардеробе - женский вариант военной офицерской формы.

Все дворцовые перевороты совершались с помощью гвардии. И Екатерина всю жизнь помнила, кому она обязана престолом. Поэтому после коронации объявила себя шефом нескольких полков.



Два мундирных платья лейб-гвардии Конного полка, принадлежавших Екатерине II

Мундирное платье для императрицы шили из плотного шелка, а не из сукна. Но цвет и элементы мундира - отделка, манжеты - полностью соответствовали полковой форме.

Сохранилось несколько мундирных платьев императрицы: по форме Кавалергардского корпуса и лейб-гвардии Преображенского (1763) полка, лейб-гвардии Семеновского и Конного полков, Армейской пехоты и Морского корпуса .



Слева эскиз костюма для фильма "Царская охота", справа кадр из фильма

Мундирное платье для фильма сделали не точной копией одного из платьев Екатерины, а создали нечто "по-мотивам" платьев лейб-гвардии Конного полка



Слева костюм Екатерины II из фильма "Царская охота" из музея Ленфилльма.  Сшит в мастерских "Ленфильма" специально для Светланы Крючковой, исполнявшей роль императрицы. Платье затем использовалось на съемках фильма "Молодая Екатерина" (1990, совместное производство с Великобританией). Справа кадр из фильма "Царская охота"

Братья Орловы

Главным мужским персонажем фильма является граф Алексей Орлов, младший брат фаворита Екатерины светлейшего князя Григория Орлова. Именно его Екатерина посылает в Италию, чтобы он привез оттуда самозванку Тараканову



Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (1737-1807/1808) и светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова (1734-1783). Написан около 1773 года, холст, масло. Художник: Карл Людвиг (Логин Захарович) Христинек (1732/1733-1792/1794). Собрание Государственного исторического музея.

Примерно в 1773 году братья заказали художнику Карлу Людвигу (Логину Захаровичу) Христинеку два парных портрета, где только слегка отличается задний план. Именно эти изображения Лариса Конникова взяла за основу своих эскизов


Слева эскиз костюма Ларисы Конниковой, справа изображение графа Алексея Орлова с двойного портрета с братом

Ну как мы все понимаем, это не единственный портрет графа и не единственный эскиз и костюм в фильме, просто это эскиз, выложенный в интернет. А так у графа Орлова в фильме очень много роскошных нарядов, сшитых по моде того времени и в таком вот стиле как на портрете. Портрет, собственно, важен для того, чтобы понять, каким образом граф Орлов сам себя публике преподносил и какие у него были вкусы и цветовые предпочтения.



Николай Ерёменко- младший в роли графа Алексея Орлова. Этот костюм более парадный, но примерно в той же цветовой гамме



Слева изображение светлейшего князя Григория Орлова с двойного портрета с братом, справа эскиз костюма Ларисы Конниковой

Костюмов Григория Орлова все то же самое касается, что и костюмов Алексея Орлова. Князю слегка изменили цветовую гамму, с ярко красного на более спокойные коричневые и голубые тона. И ткани выбрали более богатые, с узором, а не однотонные. А в одной сцене его вообще одели по-польски (наверху в синем костюме на лошади, рядом с Екатериной)
   

Александр Голобородько в роли Григория Орлова. По фильму он почему-то граф, хотя еще в 1772 году ему был пожалован титул светлейшего князя

Вообще братьев Орловых было пятеро, и в фильме ненадолго появляется третий младший  брат - Владимир Орлов, генерал-поручик (1775) и директор Академии наук при президенте К. Г. Разумовском.

Ну по крайней мере мне показалось, что это для него сделали такой немного странный эскиз, где стиль одежды немного более соответствует его поздним портретам уже XIX века. Тем не менее, он был ученым академиком, поэтому одевался не так парадно, как его знаменитые братья



Слева эскиз Ларисы Конниковой для фильма "Царская охота", справа Неизвестный художник. Портрет графа Владимира Григорьевича Орлова. 1775 г. Литературный музей ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома), Санкт - Петербург.
    Владимир Орлов родился в 1743 году, так что в данный момент ему 32 года, просто припудренные волосы выглядят слегка седыми, к тому же этот брат не отличался крепким здоровьем



Виталий Щенников в роли графа Владимира Григорьевича Орлова

Княжна Тараканова

Ну и, наконец, главный женский персонаж фильма - княжна Тараканова.  Как она выглядела на самом деле, мы можем только догадываться, поэтому простор для фантазии очень большой


Слева К. Д. Флавицкий. "Княжна Тараканова", 1864, Государственная Третьяковская галерея. Образ вряд ли соответствует даже правильному временному периоду. Справа Г. Сердюков. Портрет неизвестной. Владелец этой картины, П.Ф. Симсон, утверждал, что на ней изображена княжна Тараканова. Почему якобы княжна Тараканова выглядит на портрете как какая-то турчанка, вопрос, конечно, интересный.



Кадр из фильма "Царская охота"

Роль княжны Таракановой в фильме сыграла красавица Анна Самохина, и платья ей в фильме подобрали тоже очень красивые



Кадр из фильма "Царская охота"



Слева Анна Самохина в свадебном платье из фильма "Царская охота", справа зимний наряд из фильма "Царская охота" из коллекции музея Ленфильма. Красивая простёганная вручную юбка с отделкой из натурального меха была создана пошивочным участком ЦПС специально для актрисы Анны Самохиной.

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up