Этот год - премьерный для 12-серийной масштабной историко-приключенческой саги "Елизавета". рассказывающей о романтической истории любви и испытаний будущей императрицы Елизаветы, юной дочери Петра Первого.
Работа костюмеров в картине беспрецедентна. Более 500 костюмов привезли из Испании и Италии. Большой команде художника по костюмам Светланы Москвиной надо было одеть буквально каждого персонажа в своей стилистике. Царские особы, аристократия, военные, городские простолюдины, крестьяне - ко всем, будь то главный герой или артист из массовки, требовался индивидуальный подход.
Кадр из сериала "Елизавета"
Для проекта специально изготавливали гвардейское снаряжение: гренадерские каски, эмблемы, бляхи, знаки различия по оригиналам того времени. Мушкеты арендовали, шпаги делали на заказ, а кареты брали напрокат, искали в Санкт-Петербурге и в частных коллекциях. Тщательно продумывались и создавались копии писем исторических персонажей. К примеру, завещание Петра I было написано каллиграфами почерком императора и затем отпечатано в типографии.
Кадр из сериала "Елизавета"
Хотя мужские камзолы, кафтаны и женские платья в XVIII веке шили в основном одного кроя, но в зависимости от того, к какому сословию принадлежал человек, различались ткани, отделка, пуговицы, аксессуары (чулки или перчатки), обувь. Мастера вручную занимались отделкой, наносили вышивку, обшивали камнями, добавляли декор: бисер, бусы, блестки, кружево, рюши.
Чтобы показать весь блеск российского двора, каждого персонажа сериала одевали в его собственной стилистике. Для персонажей из высокой знати (царских особ и придворных) было заготовлено около 600 костюмов: для Елизаветы - 18, для Екатерины - 7, для Петра Первого, Остермана, Меньшикова и других главных героев мужского пола сделали по 4-5 смен одежды.
Для главных персонажей шились костюмы - точные копии исторических образцов. Мундир Петра Первого на ассамблее, шелковый шлафрок императора, корона с рубином, венчающая прическу Екатерины Первой и многие другие детали воссоздавались мастерами вручную.
Кадр из сериала "Елизавета". Петр и Екатерина на ассамблее.
Платья и костюмы Елизаветы подчеркивали ее молодость, свежесть, озорство: светлые тона, чистые цвета, летящий силуэт. Изящные украшения, минимум золотого шитья и никаких мрачных тонов. Она действительно напоминает фарфоровую куколку, по выражению ее отца, императора Петра I. А мужской костюм, в котором Елизавета танцует на ассамблее, придает ей особый шарм - ножки в белых чулках производят сильное впечатление на герцога Голштинского (Роман Васильев).
Кадр из сериала. Елизавета танцует на ассамблее в мужском костюме
Вообще, костюмы в сериале многое говорят о владельцах. Елизавету (ее играет Юлия Хлынина) поначалу не отличить от ее пажей: все в одинаковых мундирах. Форма похожа на офицерскую, но с декором, что подчеркивает характер цесаревны.
Елизавета Петровна была любимой дочерью Петра I. Император даже дал имя "Лизетт" парусному судну, которое построил по собственному проекту. Цесаревна привлекала внимание: очень высокого роста (180 сантиметров), со слегка рыжеватыми волосами, выразительными серо-голубыми глазами. Придворные отмечали, что она была красива, "отличалась большим умением в танцах", в совершенстве владела французским, любила охоту и верховую езду.
"Принцесса Елизавета - такая красавица, каких я редко видел, - писал испанский посланник герцог де Лирна. - У нее удивительный цвет лица, прекрасные глаза, превосходная шея и несравненный стан. Она чрезвычайно жива, ездит верхом без малейшего страха. Не лишена ума, грациозна и очень кокетлива".
Кадр из сериала.
Главной страстью Елизаветы были наряды: с момента восшествия на престол она не надевала дважды ни одного платья. По легенде, после смерти императрицы в ее гардеробах осталось 15 тысяч предметов одежды, несколько сундуков шелковых чулок, тысяча пар туфель и более сотни отрезов французских тканей.
"Мы учитывали все нюансы моды XVIII века, чтобы передать эпоху, - рассказала Юлия Хлынина. - Пришлось привыкать носить корсет и пышные юбки, правильно в них садиться. Обувь тогда носили страшно неудобную: зауженные мысы, очень странная колодка. Но, несмотря на такие "обязывающие" костюмы, мне было важно сделать мою Елизавету живой, человечной, чтобы зрителю было интересно наблюдать за ней".
Ценительница пиров и охот, модница, кокетка и театралка, Елизавета унаследовала темперамент и отца, и матери. А потому слыла влюбчивой, ветреной и эмоциональной. У Елизаветы Петровны было множество фаворитов: Бутурлин, Нарышкин, Разумовский, Шувалов. Кое-кто из них появится и в сериале.
"Женский гардероб середины XVIII столетия был невероятно обширен: только при пожаре в Москве в 1753 году Елизавета лишилась четырех тысяч предметов одежды и аксессуаров. Наряды при дворе порой меняли по три раза в день, причем не только у императрицы, но и у приближенных дам хватало платьев на смену", - объяснила завотделом тканей и костюма Исторического музея Нина Суэтова.
Именно такой - пышный, богатый красками и фасонами век представлен на экране. "Елизавета" показывает, что происходило с 1725 по 1731 год. Начинается история с интриги - кому же Петр I (Александр Балуев) оставит трон Российской империи.
По версии авторов сериала, он успевает подписать завещание в пользу Елизаветы, но документ попадает в руки царедворцев, которые интерпретируют волю Петра по-своему. В борьбу за престол вступает Екатерина I (Агриппина Стеклова), которую поддерживает князь Меншиков (Виктор Раков), интригует вице-канцлер Андрей Остерман (Алексей Агранович). Ну а Елизавета не стремится к власти, а мечтает только о любви.
Агриппина Стеклова в сериале "Елизавета". Старшее поколение одето в роскошные костюмы в темных, мрачных тонах.
"Художественное решение разделило персонажей на два лагеря. С одной стороны - старшее поколение, одетое в роскошные костюмы в темных, мрачных тонах, - императрицы, князья, вельможи, - говорит художник по костюмам Светлана Москвина. - С другой - беззаботная молодежь с цесаревной Елизаветой: девушки, прелестные, как фарфоровые куколки, отважные офицеры и пажи".
Кадр из сериала.
В образе Елизаветы подчеркнуты юность и озорство. Никаких тяжелых камней, позументов, золота. В одежде Лизетт доминируют розовый и нежно-зеленый цвета, пастельные тона и летящие силуэты.
Кадр из сериала.
Цесаревна не носит внушительных украшений, а костюмы играют особую роль: они становятся своеобразным манифестом.
"Людям в те времена было непросто в вопросах моды, - рассказывает Хлынина. - Сложно назвать эту одежду комфортной. Больше всего мне нравилось носить мужской исторический костюм. Он гораздо удобнее женского, и облачение в него занимало меньше времени. Чтобы одеть артистку в самый простой женский наряд, закладывали минимум полчаса".
Кадр из сериала.
И в самом деле, одежда XVIII века была многослойной, модницам требовалась помощь, чтобы полностью одеться. В наши дни странными кажутся фижмы (или панье - каркас из ивовых или стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке) и корсет. Жесткая конструкция, в которую затягивались модницы тех лет, уменьшала талию и создавала образ утонченной статуэтки, но деформировала ребра.
Одно из запоминающихся платьев Елизаветы в сериале - нежно-зеленое, с розовыми розами, вышитыми на груди. Кажется, оно сошло с полотен Боттичелли. На ногах - башмачки, туфли без задников. Тогда на правую и левую ногу шили одинаковую обувь, которая потом "садилась" и принимала нужную форму.
Юлия Хлынина в сериале "Елизавета"
В сериале много деталей, на которые интересно обращать внимание. Так, часто завершают задорный и игривый образ Елизаветы шляпки - мини-треуголки с декором в виде перьев, брошей, страз, тесьмы.
"Елизавета ввела в моду мужской костюм как часть женского гардероба и часто выходила в свет в таком наряде, - говорит Хлынина. - В ней присутствовал дух бунтарства, и даже, я бы сказала, она в некотором роде стала символом феминизма в те времена".
Кадр из сериала.
С середины XVII века законодательницей стиля в Европе считали Францию, но во времена своего правления Елизавета была одной из первых модниц мира.
"Российские и иностранные купцы, привозившие на продажу модные ткани и аксессуары, должны были сначала предъявлять их на таможне гардеробмейстеру императрицы и лишь после этого предлагать другим покупателям", - рассказывает Нина Суэтова.
Что касается старшего поколения, то Екатерина I одета в пышные платья из тяжелых дорогих тканей темных цветов. Для сериала мастера вручную расшивали ее наряды золотыми нитями и жемчугом. А в одной из сцен прическу императрицы украшает малая корона с красным камнем - точная историческая реплика той, которую можно увидеть на портретах того времени.
Агриппина Стеклова, Александр Балуев в сериале "Елизавета"
Особенность образов Екатерины - глубокие декольте. Они раскрывают ее личность и стратегию: императрица хочет нравиться мужчинам, заигрывает с ними, чтобы добиться своих целей.
Агриппина Стеклова в сериале "Елизавета"
Наряды Анны Иоанновны (Светлана Смирнова-Кацагаджиева) также отличает торжественная роскошь, дорогие украшения, сложные прически, и тяжелые темные ткани.
Светлана Смирнова-Кацагаджиева в сериале "Елизавета"
Над образом Петра I работали особенно тщательно.
Мужской костюм XVIII века - это рубашка, камзол, кафтан, кюлоты, чулки, сапоги или башмаки. А еще жабо и шарфы.
"Именно из этого наряда потом получился современный мужской костюм-тройка: кюлоты удлинились до брюк, кафтан стал сюртуком, а впоследствии пиджаком. Камзол потерял фалды, укоротился и, утратив рукава, стал жилетом", - отмечает Нина Суэтова.
Александр Балуев в сериале "Елизавета"
Парадный красный мундир Петра I с золотым шитьем идентичен подлиннику из Эрмитажа. В точности воссозданы нательный крест и личная печать царя. Важную роль играют детали: лаконичная прогулочная трость и солдатская шпага показывают, что император был аскетичен и не слишком заботился о роскоши.
Гардероб Петра I, включая сохранившиеся кафтаны, камзолы и шлафроки (халаты), находится в коллекции Эрмитажа и выставлен в Реставрационно-хранительском центре.
Мужские костюмы сериала очень выразительны. Вице-канцлер Остерман в черных одеждах напоминает ворона, что дает подсказку о его роли в истории. Он не выставляет напоказ богатство и значимость, а ведет подпольную игру. Остерман носит дорогой атласный черный камзол, но с золотыми пуговицами, подчеркивая статус.
Алексей Агранович (вице-канцлер Андрей Остерман) в сериале "Елизавета"
Шелк, ленты, цветы, меховая опушка и кружева, соблазнительные декольте, - в сериале "Елизавета" много красавиц, от которых не отведешь взгляд. Княжна Юсупова (Ангелина Поплавская), дочь Меншикова Мария (Александра Бурьянова), Катерина Долгорукова (Екатерина Воронина), трактирщица Франческа (Галина Безрук), фрейлина Мавра (Варвара Шаталова) и многие другие актрисы великолепно вписались в атмосферу галантного века.
Ангелина Поплавская в сериале "Елизавета"
Художник по костюмам Светлана Москвина и художник по гриму Артем Демидов считают, что кастинг был произведен безукоризненно, и им осталось только нанести несколько штрихов, чтобы зритель почувствовал дыхание эпохи.
Художник по костюмам Светлана Москвина:
"Елизавета" - уже четвертый мой проект по XVIII веку. По одному из образований я историк, поэтому хорошо знаю моду той эпохи. Но мы всё же не совсем точно придерживались её. Например, крой мужских костюмов полностью соответствует тому времени, а вот женский - немного фантазийный".
Ангелина Поплавская в сериале "Елизавета". Дизайн - немного фантазийный
Отсюда Отсюда