Метаморфозы Духа Рождества у англосаксов - от зеленого плаща к красным штанам и кафтану.

Dec 03, 2019 09:30



Это рассказ о том, как  лесные духи стали Дедушкой Рождеством, а тот ассимилировался с Санта Клаусом. Тысячелетняя метаморфоза образа.



В старые древние времена в европейской истории было несколько зимних духов, аналогов русского Деда Мороза, например, у германцев был "Странник Один", который блуждал по сельской местности, одетый в голубой плащ, и обладал волшебной шаманской силой. Он являлся мирным сельским вариантом скандинавского бога Одина, представляемого больше духом чем богом.





Странник Один

Кроме него существовали многочисленные "духи леса”, которые часто изображались как листва, обвитая вокруг человека или даже растущая их носа, рта или глаз.




Современное фольклорное название для этих духов - "Зеленый человек" - символ новой жизни и возрождения, которые придут после безжизненной зимы, и которые особенно актуальны в середине зимы, на Новый год.




Современная интерпретация "Зеленого человека"

Еще со времен средневековья, когда христиане кельты и англосаксы стали праздновать рождение Иисуса Христа, у них возникало желание связать новые религиозные традиции со старыми языческими, каким-то образом их персонифицируя.

И к позднему средневековью появился некий дух Рождества, персонаж, представляемый как пожилой человек, и нарекаемый разнообразными титулами как это обычно бывает с духами, - его называли и Лорд Рождество, и Сэр Рождество, и Старик Рождество (Дедушка Рождество)





Дух Рождества на старинных гравюрах и в современной театральной интерпретации.

К периоду Реформации XVI-XVII веков британский Дедушка Рождество прочно закрепился в фольклорных традициях, а его образ и легенды о нем стали символом сопротивления для христиан, недовольных крайностями пуританства. Пуритане требовали прекратить праздновать Рождество и подобные ему праздники, что частично было связано с борьбой реформаторства и католицизма, а частично с теми излишествами, которые сопровождали рождественские пиры. В некоторых местах, например, в Шотландии, реформаторам удалось почти полностью искоренить Рождество, заменив его в церковном календаре на Новый год или “Хогмани". Те, кто настаивал на старой религии и обычаях, в результате сделали Дедушку Рождество символом своей борьбы и религиозных убеждений.

Дедушка Рождество объединил языческий лесной дух возрождения, радости и веселья с лицом, олицетворявшим веру в Христа и его рождение, в "мир на земле" и "добрую волю людей"



Ездил этот персонаж обычно на козле, был украшен разнообразной листвой как существо, символизирующее дух леса, и одет был не особо богато, во что-то зеленое, плащ или накидку.

После протестантской реформы празднование Рождества было на спаде и сконцентрировано в изолированных сельских районах. И именно в этих сельских районах поддерживалась и развивалась богатая и разнообразная гамма рождественских обычаев и традиций, например, рождественских игр и театрализованных постановок. В этих постановках Дедушка Рождество обычно играл роль Мастера Церемоний или главного рассказчика.

После промышленной революции у людей проявился повышенный интерес к некоему пасторальному раю сельской Англии, к тому прошлому и традициям, которые уничтожили мельницы, шахты и фабрики. Люди стали пытаться восстановить традиции. Желание восстановить в жизни эти старые простые сельские удовольствия привело к явлению, которое в истории получило название “Merry England Craze” - "Мания Веселой Старой Англии".  Рождество перестало быть предметом сектантского спора и стало рассматриваться, как важный праздник и ценная часть культуры.

Почти во всех старинных традиционных изображениях Дедушки Рождества он одет в длинную робу часто с капюшоном, но всегда выглядящую величественно.

Цвет робы обычно зеленый, так как именно в зеленом цвете отражается происхождение Дедушки Рождества как духа леса.

Шуба у Дедушки Рождества дополнялась меховым капюшоном и большим венком-короной из зеленой листвы. Особенно популярны были падуб, плющ и омела.





Падуб                                                                                Плющ                                                    Омела

Каждое из этих растение считалось символом вечной жизни, и в конце года, когда земля, казалось, "умерла", это было важным символом и напоминанием о возвращении жизни на землю с возвращением солнца.

Падуб был важен для христианского символизма, так как напоминал терновый венец Христа, а красные ягоды представляли кровь спасителя. Плющ часто использовали в качестве символа дружбы или радости. Омела же является одним из древнейших символом жизни, рождающейся из смерти, так как это растение цепляется за деревья, которые зимой выглядят совершенно мертвыми, а ее зимние ягоды символизируют источник новой жизни.

В целом рождественский костюм был чем-то намного большим, чем просто веселый яркий наряд, он был наполнен символическим смыслом, связанным со сменой времен года.

В XIX веке главным творцом пера, вернувшим в Великобритании Рождество публике как основной праздник года, был писатель Чарльз Диккенс, в книгах которого впервые оформилась мысль, что грубая реальность британской нищеты и бедности может быть изменена духом Рождества, который несет радость, счастье, надежду на будущее, а также то, что желание делиться с бедными и обездоленными может помочь им хоть ненадолго попасть в счастливую праздничную сказку.



Дух (привидение) Прошлого Рождества из произведения Чарльза Диккенса "Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями". Прообразом этого духа был именно Дедушка Рождество, поэтому изображен он с венком на голове и в зеленой одежде.

Отголоски этой английской мании пришли и в колониальную Америку, где стали приобретать собственный местный колорит.  А уже после получения независимости в начале XIX века и вообще произвели в праздновании Рождества некую культурную революцию.

Писатель Вашингтон Ирвинг, лирически описывая рождественские пасторали в Нью Йорке, добавил в них голландского персонажа Синтерклааса (аналог Святого Николая). Напомню, что Нью Йорк первоначально назывался Новый Амстердам и был большим голландским поселением.



Так выглядят костюмы голландского Синтерклааса

Поэт Клeмент Мур из-за этого вообще вдохновился на, пожалуй, самое известное англоязычное рождественское стихотворение всех времен " Визит Святого Николая", где первый раз в жизни был описан персонаж, ныне известный как Санта- Клаус.

Те, кто находится в США, безусловно не раз слышали это стихотворение, у него 3 названия
"A Visit from St. Nicholas", "The Night Before Christmas" и, 'Twas the Night Before Christmas"

Год на дворе стоял 1823, стихотворение было опубликовано анонимно, а в авторстве Клемент Мур сознался только в 1837 году.

До выхода этого произведения представления о Санта-Клаусе в Америке были довольно смутными. В "Визите Cвятого Николая" описано, как выглядит Санта-Клаус, как он передвигается (летит по небу на санях, запряжённых оленями, также упоминаются имена восьми оленей) и что, собственно, происходит, когда он посещает дом с подарками в сочельник.

Перевод описания Санта Клауса

Одетый в меха с головы и до пят
(весь в копоти Сантин роскошный наряд!),
с мешком, перекинутым через плечо,
набитым игрушками - чем же ещё!
…………………….

Забавный толстяк - просто эльф, да и только!
Не выдержав, я рассмеялся до колик.

Как мы видим, ничего похожего на чисто голландского персонажа кроме имени в этом описании не было, ну как можно представить благообразного святого в католическом одеянии похожим на эльфа толстячком, курящим трубку и одетым во что-то меховое?

Но этот персонаж очень полюбился публике, так как был идеальной фольклорной фигурой для символа дарителя, удовлетворяя запрос общества делиться с бедными.

Запрос, который позже в Великобритании так гениально воплотил в своей "Рождественской песне" Чарльз Диккенс.

И с XIX века традиционный Дедушка Рождество стал постепенно сливаться с фигурой Санта Клауса.

Одежда Дедушки Рождества сильно изменилась. Вместо плаща или робы он стал одет в какое-то подобие шубы или пальто, причем, хотя любимым цветом оставался зеленый, другая цветовая гамма тоже допускалась. А на голове вместо капюшона появилась шапка. Венки же оттуда почти исчезли.

Вот рождественские открытки викторианской эпохи в разноцветных шубах.













Роль Coca-Cola в преобразовании образа Дедушки Рождества и превращения его в Санта Клауса довольно сильно преувеличена.

Поскольку Санта Клаус не принадлежал к англосаксонской рождественской традиции, а пришел из голландского фольклора, плюс в знаменитом стихотворении его описали как толстячка в грязном, покрытом сажей меху, курящим трубку, у художников при изображении Санта Клауса существовал огромный простор для воображения.

В XIX веке традиционным цветом костюма у Санта-Клауса был по-прежнему зеленый. Но сам он являлся людям в самых различных образах: от малорослого карлика до прокаженного или страшного гнома.

Шубу вот только на него не надевали и вообще ничего длинного, в чем было-бы неудобно лезть в трубу. Самым приемлемым для трубы нарядом в воображении художников были штаны и кафтанчик.

Первый раз Санту попробовали изобразить в красном костюме в 1886 году, и в этом не было ничего особенного, так как Дедушка Рождество на себя тоже начал примерять одежду разных цветов.







Современный облик Санта Клауса был создан художником Хеддоном Сандбломом, и в качестве модели он использовал своего приятеля Лу Пентисе, ушедшего на пенсию продавца, который по мнению художника имел внешность, полностью соответствующую внешности святого: настоящий пузатый добряк с морщинами вокруг глаз, придававшими ему вид совершенно счастливого человека.

Первый Санта-Клаус работы Сандблома появился в рекламе Coca-Cola в одном из номеров журнала “Saturday Evening Post” в 1931 году.



На протяжении последующих десятилетий Санта Клаус, как и подобает хорошей фотомодели, менял свой облик, а вместе с ним изменялась и обстановка, и ситуации, в которых он оказывался.

Новый рождественский герой оказался наполовину легендой, наполовину - рекламой; преображенный Санта был выше Святого Николая, одевался в ярко-красные курточку и штанишки, отороченные белым мехом, и любил пошкодничать в домах, куда залезал через каминную трубу: опустошал холодильник, играл c собакой и изредка отпивал глоточек-другой своего любимого напитка.

Сейчас костюм Деда Рождество и Санта-Клауса стал одним и тем же. Красные брюки и куртка, отороченные белым мехом, и такая же эльфийская шапочка-колпачок.



После того, как за Санта Клауса взялись средства массмедиа и его образ стал рекламироваться не только в журналах, но и на телевидении, у Дедушки Рождества не осталось шансов. Он целиком и полностью ассимилировался с Санта Клаусом.

Более того, если вы покажете сейчас какому-нибудь американскому ребенку старую игрушку или открытку с Дедушкой Рождеством, американский ребенок скажет, что это Дедушка Мороз, персонаж, пришедший в Америку из России.

Закат Европы, костюм, Великобритания, праздник, одежда, США

Previous post Next post
Up