Про Черную пятницу (Black Friday) в России вроде бы уже все знают. Это потребительская традиция, зародившаяся в США, когда на следующий день после Дня Благодарения, а именно в последнюю пятницу ноября, ритейлеры в "старые добрые времена" начинали Рождественские продажи с помощью заманчивых предложений агрессивнейших скидок (иногда вообще-то после предварительного повышения цены).
Обычно в эти дни народ ломился в магазины и скупал массу иногда нужных, но часто ненужных вещей, часть из которых почти сразу шла на свалку или в магазин типа Гудвил
И вот в последние годы Черную пятницу начала заменять традиция
Зеленой пятницы (Green Friday), не знаю, слышали ли вы о ней, но в России уже проводят мероприятия, связанные с этим движением
Начнем с того, что возникло движение Зеленая пятница не только из-за разгула консьюмеризма, но и из-за очень большого технологического сдвига и изменений в покупательских трендах.
Черная пятница - это порождение ритейла, который размещен в обычных классических магазинах. Уже пару десятилетий ее сопровождает Киберпонедельник, когда скидки на Рождество предлагают онлайн продавцы. И эти онлайн продажи занимают все большую долю рынка, особенно это ускорилось в условиях коронавируса.
Не знаю, в связи только с этим или по совокупности причин, но уже лет десять как начало сезона рождественских закупок смещается с конца ноября на все более ранний срок. Сначала рождественские витрины оформляли перед Днем Благодарения, потом начали оформлять сразу после Хэллоуина, а сейчас в некоторых магазинах, где есть возможность, полки с рождественскими товарами выставляют весной или вообще не убирают круглый год.
Таким образом Черная пятница все больше теряет первоначальный смысл и многих даже начинает откровенно раздражать своим отставшим от жизни посылом.
Кроме самиx потребителей это понимают и маркетологи, и владельцы магазинов.
Так как бизнес - это бизнес, закрываются в этот день в качестве протеста против Черной пятницы и консьюмеризма только отдельно взятые магазины в отдельно взятых странах, например, в этом году Испания отметилась таким движением. Ну это если в стране локдауна нет, тогда как в Германии вообще даже рождественские ярмарки полностью отменяют.
Большинство же магазинов пытается показать покупателям, что они ответственные бизнесы, поддерживающие экологию, разумное потребление и вообще они за все хорошее против всего плохого. Поэтому свои предрождественские продажи эти магазины сопровождают всякими мероприятиями, продвигающими разумное потребление, начиная со специального украшательства витрин и закaнчивая лекциями для посетителей. Последнее взлетает редко, по крайней мере в России в 2020 году взяли быка за рога именно таким образом и запустили некую образовательную программу про разумное потребление, которую в этом году повторять не стали, видимо, народ толпами на такое не бежит.
А я решила показать другую бизнес альтернативу, предложенную населению в Зеленую пятницу, не магазинную, а природную. В эту пятницу многие парки, куда обычно вход платный, причем не только природные парки, но и парки развлечений с рождественскими дисплеями, начали предлагать в качестве альтернативы шоппингу бесплатное посещение (для природных парков на бюджете) или посещение с существенными скидками (для коммерческих парков развлечений).
Лично мне очень импонирует эта идея. И поскольку традиции Зеленой пятницы еще только формируются и еще не устоялись, я лично очень сильно надеюсь, что поход или прогулка в парке станет устоявшейся и крепкой традицией выходных после Дня Благодарения. Отдых на природе всегда полезней отдыха в магазинах, если шоппинг вообще можно назвать отдыхом.