Стиль в фильме «Маша» (2020)

Jul 23, 2021 00:30



Премьера фильма "Маша" Анастасии Пальчиковой состоялась 15 сентября 2020 года на 31-м кинофестивале "Кинотавр", где картина получила приз за лучший дебют.

Этот фильм - драма о девочке, чье детство прошло в России 1990-х, в мечтах о карьере, которым суждено было сбыться в 2000-е. Давайте посмотрим, как художник по костюмам Анна Чистова воплотила на экране стиль дворовых мальчишек, бандитов и девчонок, которые их окружали.


ДУХ ВРЕМЕНИ


Повальная кинематографическая мода на российские 90-е и их эстетику не играет на руку людям, желающим высказаться на эту тему, - всех ждет неизменное сравнение с “Быком” (2019) Бориса Акопова, “Нашла коса на камень” (2017) Ани Крайс, “Печенью»”(2019) Ивана Снежкина или “Миром, дружбой, жвачкой”(2020), а лучшим фильмом об этом неспокойном времени до сих пор остается “Нежный возраст” (2000) Сергея Соловьева. (Selyanka1 ON Вообще то культовый фильм "Брат"(1997) - Selyanka1 OFF)

Рассуждая о той эпохе сейчас, российские режиссеры стараются на разные лады ее имитировать, лихорадочно переключаясь между доморощенной балабановщиной и скупой слезой дедовской ностальгии, но мало кто говорит о послевкусии, оставшемся от этого десятилетия. Мало кто предлагает решения, как быть с этой общей коллективной травмой. “Маша” - редкий фильм, который эти решения дает.



Рыжеволосая Маша (Полина Гухман) живет в абстрактном провинциальном городе. На дворе - разгар 1990-х. Жестокие улицы, кукурузные поля, неполная семья, английская школа и пацаны с боксерского ринга, которым заведует ее дядя (Максим Суханов) - человек, живущий по понятиям и именуемый запуганными местными не иначе как Крестный.





У Маши много джазовых пластинок, и она все время поет. “Это по-английски, ты не поймешь”, - говорит она дяде о своих любимых песнях. Свою роль, как и роли родных и близких в этом мире, Маша до поры до времени не очень понимает. Она то играет с дядиным пистолетом, игнорируя звуки выстрелов, то наслаждается вниманием дядиных пацанов, относящихся к ней с бесконечной любовью: они могут и в кино отвести, и рубашку на рынке купить, а могут и заступиться - да так, что чуть не забьют обидчика до смерти.

Маше 13, она превращается из девочки в девушку. Впереди - большие перемены: первые месячные, первая любовь, первая встреча со смертью близких. Где-то рядом и первое большое отчаяние, от которого буквально выворачивает наизнанку, и первое большое разочарование, когда Маша начнет осознавать, что дядя и пацаны с ринга не так безобидны, как ей всегда казалось.

КРАСНОЙ НИТЬЮ


Отчасти автобиография режиссерa Анастасии Пальчиковой, “Маша” кажется полным погружением в чужие воспоминания. Это намеки, обрывки, домыслы и недосказанности, кружащиеся под мелодии и ритмы джаза, красной нитью проходящего через весь фильм. Красной - в буквальном смысле. Для “Маши” это очень важный цвет, навязчиво контрастирующий почти в каждом кадре с пастельными тонами остальной цветовой гаммы. Красный - это страсть, кровь, любовь, трагедия и бесконечное ощущение тревоги.

Таким его преподнесла и Анна Чистова, художница по костюмам “Маши”, ранее работавшая над “Про любовь” Анны Меликян, “Черновиком” Сергея Мокрицкого и другими российскими кино- и сериальными хитами. В прошлом Чистова - дизайнер и соосновательница марки ChistovaEndourova: в работе над образами “Маши” она применила все свои навыки и дизайнера, и стилиста.



Фильм начинается с крупного плана взрослой Маши (Аня Чиповская), все-таки ставшей известной певицей. Она стоит в красном платье, - простом, но при этом шикарном и неуловимо тревожном.

“Красный цвет в кино всегда не случаен. В данном случае красное платье подчеркивает трагичность финала и добавляет в фильм драматизм. Мне хотелось добиться максимально простого, но в то же время эффектного образа”, - объясняет Чистовa.

Одного взгляда на это платье достаточно, чтобы понять: оно точно отвечает всем задачам и сразу предупреждает, что эта история не может закончиться хорошо.

И хотя оператор Глеб Филатов, почуяв насилие, изящно переводит фокус на ботинки, деревья или кукурузные поля (ровно как и в памяти Маши со временем все плохое заменяется бытовым), камера все равно находит свой красный везде.
/


Будь то обивка стульев, боксерская форма или скатерть.
.



Или наряд первой по-настоящему восхитившей Машу женщины: Поли, любовницы дяди и краткосрочной невесты ее двоюродного брата. Следуя ее примеру, Маша и решила стать певицей.
.


МУЖСКОЕ - ЖЕНСКОЕ
Женские образы в “Маше” намного сильнее мужских. Тех в фильме представляют бесконечные спортивные костюмы, невыразительные рубашки, базовые джинсовки или откровенно ужасные футболки.



Они статичны и не способны к переменам, в то время как две главные взрослые героини, в своем стиле обе по-своему великолепные, демонстрируют столкновение эпох.



Машина мама - женщина европейской элегантности, нарядам которой свойственен эффектный минимализм. Однотонные платья, рубашки, пиджаки, тренчи и даже купальник она носит с достоинством героини Роми Шнайдер из фильма “Бассейн”.



“Я ее одевала как какую-нибудь французскую актрису. Она ходила в голубых джинсах, в шелковых блузках, в пиджаках а-ля конец девяностых, бежевом винтажном плаще и в ботиночках без каблука. Такое олицетворение женщины с хорошим вкусом”, - подтверждает Анна Чистова.
.


Поля, певица в баре, впитавшая в себя весь блеск и нищету 90-х, - полная противоположность.



Она будто усыпанный конфетти танцпол на настоящей постсоветской дискотеке - где звучат, конечно, иностранные хиты. Химия, бигуди, нарядные платья с огромными подплечниками, джинсовые юбки, корсеты, кожа, голубые тени и лодочки.





На первый Машин концерт именно Поля нарядит ее в одно из своих блистательных платьев и туфли на каблуке.

“Они мне большие, мне ходить тяжело”, - скажет Маша. “Ну так и двигайся медленно. Зато красивая”, - парирует Поля.




Долго красивой Маше быть не придется. Концерт прервет грохот автоматной очереди, чеканящей пули об тело ее лучшего друга. Для нее - добродушного увальня в спортивном костюме, для всех остальных - убийцы 13-летней дочери генерала.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ТВЕРДЫЕ РЕШЕНИЯ

90-е, единое время и место для всех героев - для каждого здесь все же разные. Мама Маши пробует спастись, уехав к сестре в Самару. Поля уверена, что надо приспосабливаться к текущим реалиям. Пацаны надеются, что пронесет и “не зацепит”. А Крестный? А Крестный решает, - но только до тех пор, пока решать не научится Маша.



Маша же всегда мечется где-то между, смотря на мир буквально сквозь розовые очки.



“В сцене, где Маша лежит на крыше и наблюдает за дядей и его бандой, отдыхающими в саду, мы придумали надеть на нее розовые очки, потому что она смотрит на жизнь в розовом свете. Хотя на самом деле то, что происходило рядом с ней, о чем говорили окружающие, все это очень страшно. А Маша абсолютно гармонично в этом существовала. Она такой бандитский щенок”, - добавляет Чистова.



Эту ее вселенскую неопределенность, непонимание, кто она (девушка или женщина) и кем хочет быть (пацанкой, элегантной леди или блестящей красоткой в бигуди), можно проследить и в ее нарядах.



С одинаковой непринужденностью она носит как спортивные костюмы, так и минималистичные рубашки в стиле своей мамы, как цветные джинсы и розовые лосины, так и нарядные платья с кедами.



“Маша постоянно ходит в каких-то шортах, платьях в цветочек и любит носить олимпийки своих друзей, потому что ей кажется, что это круто, хотя на самом деле она смотрится в них комично, ведь они ей велики. Две маленькие ножки торчат из-под огромной куртки”, - уточняет Чистова.



СПОРТИВКИ VS ДЖАЗОВЫЙ БЛЕСК

Такой же неопределившейся, но видящей мир в розовом цвете, была и Машина эпоха, и потерянное поколение детей 90-х. Мир, построенный на обломках торжества Советского Союза, великой эпохи ограничений, был насквозь бутафорским, не знал ни вкуса, ни чувства меры, шатался из крайности в крайность, не чувствуя ни своего места, ни своих границ. Этот мир мучился от невозможности обрести новую идентичность в лихорадке тотального непонимания, будет ли завтра новый день. Выяснилось, что никто не понимает, как выглядеть, чего хотеть и куда бежать.



Потому что заграничный джаз и кеды - это не свобода, а эскапизм, неповторимая часть советской и российской культуры, странный, но тем и уникальный голос мечты о свободе и переменах в кондовых интерьерах.



Этот раздрай и шатание как нельзя лучше иллюстрирует столкновение люрекса и спортивок “адидас” “три полоски”, которые Анна Чистова искала в самых разных местах, от объявлений на “Авито” до окраинных московских секонд-хендов.



“Настя [Пальчикова] меня постоянно направляла. У нее было очень четкое понимание, кем были ее герои, потому что знала в детстве всех этих мальчиков и как они выглядели. Мы просто разделили их на тех, кто ходит только в спортивном костюме, а кто более модный и сочетает футболки с черными джинсами. У каждого персонажа есть свой характер и определенный стиль. Несмотря на то, что все мужчины в спортивных костюмах, цветовая гамма у каждого была своя”, - говорит Чистова.





Маша же никогда не знала ни советскости, ни идеологии, ни идентичности. Она просто пела громко - чтобы загрушить выстрелы и взрывы, пела обсессивно-компульсивно, в любой непонятной ситуации заглушая тревогу песнями Джорджа Гершвина и Эллы Фицджеральд до тех пор, пока это не перестало быть возможным.



Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up