В трех недавних постах про судьбу Салтана, Гвидона и Дадона я упомянула кризис сказочного героя "с мускулами" в позднем СССР. Советские сказки, начиная с 70-х годов все больше изобиловали разнообразными дурачками, Иванушками и не только, субтильными вьюношами с мечтательным взором, слегка не от мира сего, умными пионерами, часто очкариками, способными победить Кащея с помощью магнита и законов физики, и прочими персонажами без особых мускулов.
Там описывалось "Проклятие Билибина" - уход сказочной эстетики от этики, то есть сделать вид сказочного царя, витязя или воеводы или смешным / комичным и нереальным или разукрашенным, красиводекоративным и таким же нереальным. В СССР этот билибинский тренд был еще и отягощен тем, что положительный герой должен был быть от сохи и из народа, а профессиональные военные, с детства натренированные скакать на дорогом коне и держать в руках дорогое оружие и обычно из-за этого попадавшия в "знать" (всякие князья, воеводы и витязи с титулами и благородной кровью), идеологически считались эксплуататорами и положительно в сказках изображаться не могли или могли с большим натягом.
"Финист ясный Сокол" (1975) - последняя советская сказка с витязем. "Василий Буслаев" (1982) - последний советский фильм с былинным богатырем, "И на камнях растут деревья" (1985) - первый советский фильм, где положительным героем показан раб, сражающийся на стороне рабовладельцев, своего рода преданный хозяевам "славянский Том".. Обратите внимание на "Проклятие Билибина" - у Финиста совершенно игрушечные доспехи в дополнение к вышитой рубашечке, как на свадьбу собрался. У Василия Буслаева вообще нет доспехов и щит деревянный. При этом у него в подчинении не дружина, а не некая ватага. Ну а Кукша вообще раб со сдвинутыми ценностями.
Как известно, свято место не бывает, и если где-то что-то иcчезает, то замена обязательно находится, например, у заклятых голливудских партнеров, которые как-раз в то время начали осознавать себя глобалистской силой и смело заимствовать сюжеты и героев со всего мира для встраивания их в свою сказочную мифологию.
Голливуд начал очень успешно эксплуатировать самые разнообразные "сказочно-военные" экзотические темы, создав целую плеяду героев "с мускулами", иногда в прямом смысле (Конан Вравар, Кулл Завоеватель, Царь Скорпионов), иногда в осовремененном (Индиана Джонс, фильмы о мумии и т.д.).
Дуэйн Джонсон в роли Царя Скорпионов (2002), Арнольд Шварценеггер в роли Конана Варвара (1982) и Конана Разрушителя (1984), Кевин Сорбо в роли Кулла Завоевателя (1997)
Голливуд апроприировал египетскую, греческую и скандинавскую мифологию, разнообразнейших героев, богатырей, мифологических персонажей, принцев и принцесс со всех стран и континентов.
А начиная с прогремевшего в 1978 году фильма "Супермэн" Голливуд начал возрождать старые комиксы времен Второй Мировой войны, к настоящему времени создав уже несколько вселенных, населенных технологически очень продвинутыми и сильно осовремененными сказочными супергероями
При этом вселенные супергероев также охватывают все страны и континенты, благо при необходимости Голливуду ничего не стоит придумать в Африке какую-нибудь сказочную страну Ваканду и встроить ее в свою вселенную.
И я даже молчу про бесконечные космические эпопеи типа "Звездных войн", полусказочные фильмы про борьбу с инопланетными пришельцами типа "Дня Независимости", борьбу со средневековыми ведьмами, потусторонними силами и т.д. и т.п. Тут даже не знаешь, кого в первую очередь упоминать, но раз про мускулы разговор, пусть будут вот эти
Мэтт Дэймон и Хит Леджер фильме "Братья Гримм" (2005) и Николас Кейдж в фильме "Время ведьм" (2010)
Американская киноиндустрия в последние несколько десятилетий ориентировалась на героев-борцов, героев-воинов (в разнообразнейших ипостасях) и героев-победителей, причем глобальных, сначала всепланетного, а сейчас уже и вселенского масштаба.
В этом плане Голливуд очень сильно переплюнул того же Джеймса Бонда, который в качестве прототипа первого своего рода "супергероя" доминировал на кинорынке еще с 60-х, но у которого никогда не стояло глобальной задачи брать на себя и старушку Англию лидерство в спасении планеты, он служил Англии и королеве, этим дело и ограничивалось.
То же, что происходило в последние десятилетия со сказками в советском и российском кино - история крайне печальная и грустная.
Думаю, что абсолютно гениальным фильмом, который показал всю подноготную сказочного российского кризиса, стал фильм 2011 года "Реальная сказка", тот самый, где Кащей стал олигархом, а три богатыря служат у него охранниками и на побегушках.
Три богатыря на побегушках у бессмертного Кащея - олигарха. "Реальная сказка" (2011)
Вот этот один единственный фильм объясняет всю суть сказочного кинематографического кризиса. За что героям бороться и кого защищать? И нужны ли новым русским элитам русские герои, если они страну сдали в утиль и превратили в колонию, а российский кинематограф сделали холопами Голливудa, отдав им на откуп всю дитрибьюцию. Из холопов и прислуги герои получаются крайне редко, не тот материал для героев то, что сказочных, что реальных.
Три богатыря у волшебного дуба, вспомнившие, что они вообще-то за народ и против Кащея. "Реальная сказка" (2011)
Ситуация с мультфильмами не такая плохая, в России ежегодно создаются полнометражные сказочные мультфильмы, при этом они не местечковые, Действие в тех же мультиках о трех богатырях уже давно вышло за пределы границ России и пошло завоевывать земной шар. Куда только нога богатырей в последние годы не ступала. Очень, очень достойная конкуренция.
А вот именно с кино ситуация просто ужасная
Если попробовать систематизировать сегодняшние проблемы российского сказочного кинематографа, то суть их можно, в принципе, свести к нескольким пунктам.
1. Попытки скопировать голливудские глобалистские современные наработки про выдуманных супергероев, просто тупо перенеся их на русскую почву.
Самым показательным примером первого пункта является абсолютно провальный фильм "Защитники" (2017), про странных супергероев из секретных советских военных лабораторий. Мало того, что сюжет дурацкий, так еще и герои внешне неприятные - на медведя без слез смотреть нельзя, какой у него гадкий и мерзкий вид
"Защитники" (2017)
2. Попытки создать глобально-русские, но тем не менее местечково-хуторянские истории: или древнеславянские языческие, или древнерусские антиордынские.
Эти истории, во-первых, сужают поле для интересных историй, во-вторых, невнятно показывают конфликт и кто там герой или антигерой и почему, и в-третьих, плавно переходят в разборки России, Белоруссии и Украины, кто у кого чего в культурном плане украл и у кого из них самое правильное именно славянское наследие.
Местечковость не может быть глобальной, а в многонациональной стране нельзя унижать местечковостью часть населения, делая их второсортными. Типа герои все только славяне, а неславяне вороги и изверги.
"Волкодав из рода Серых Псов" (2005), "Легенда о Коловрате" (2017), "Скиф" (2018)
Опишу неоднознaчную ситуацию с "местечковостью", выдаваемую за "русскость", на примере Евпатия Коловрата, героя рязанского народного сказания XIII века.
Лев Мей. "Песня про боярина Евпатия Коловрата" (1859)
Ну, тогда старый князь князя Федора
Повещает, что вот, мол, безвременье...
"Поезжай ты с великим молением
И с дарами к нему, нечестивому...
Бей челом, чтоб свернул он с Воронежа
Не в Рязанскую землю, а в Русскую...
О хозяйке твоей озаботимся..."
Федор-князь и поехал...
Рязань как поселение вятичей возникло в XI веке. Когда вятичи были завоеваны Рюриковичами (и крови пролито было немало, даже не сомневайтесь, знать самих вятичей Рюриковичи должны были под корень вырезать, чтобы не мешались), эти земли отошли Черниговскому княжеству, однако затем обособились и с XII по начало XVI века Рязанское княжество было отдельным средневековым феодальным государством, враждовавшим с соседями на уровне кровавых войн.
В 1208 году Рязань была сожжена владимирским князем Всеволодом III Большое Гнездо, который до этого уже пару раз ее разорял, но не сжигал дотла.
В 1237 годy Рязанское княжество было разорено Батыем, Рязань была в очередной раз сожжена. Ничего нового и необычного. Тут Всеволод, там Батый.
Есть в русском языке выражение "морда рязанская" или "рожа рязанская". Знаете, откуда пошло?
Дело в том, что после Батыя в Рязани обосновались ордынцы, жили там довольно долго и перемешались с местным населением Поэтому в генах многих рязанцев присутствует ордынская примесь и у них специфическая внешность.
Рязанское княжество прекратило свое существoвание и полностью вошло в состав Московских земель только в 1521 году
То есть у Коловрата с Батыем была война на уровне элит, а не так, что пришел ворог Батый погубить весь русский народ. И непонятно после этого, как это русские рязанцы являются частично потомками ордынцев с "рязанскими ордынскими рожами"
Кстати, сказки тем и хороши, что вместо ордынских воинов - предков многочисленных современных рязанцев, всегда можно вставить какого-нибудь ... Черномора или Соловья-Разбойника. дракона, кентавра, богатыря с псиной головой... Опять же всегда можно переиначить войну условного Владимирского княжества с условным Рязанским в войну какого-нибудь царства Гороха с царством Сыроежек. А в фэнтези показывать именно разборки элит, один витязь с дружиной на другого витязя. Голливудские "богатырские" творения именно потому и были так популярны, что не смешивали элитное и народное. Если некий пришлый витязь защищал город, он в этом городе становился правителем, и с пониманием мотивации героя не возникало никаких проблем.
Тем не менее на безрыбье и рак рыба, а в современном российском обществе существует огромнейший и плохо удовлетворяемый пока запрос на древнего сказочного или былинного героя-воина. Поэтому и "Волкодав" и "Коловрат" в России пошли на ура, а вот со "Скифом" не получилось, там сюжет вообще невнятный и совершенно непонятно, зачем и для какой цели все время льется кровища. Просто для красоты что ли?
3. Попытки продать "посконно-народный" русский фольклор и фэнтези с главным героем ДУРАКОМ ( и дурацкой глупой рожей) на мировом рынке через голливудских партнеров, онлайн системы типа Амазона и Нетфликса и т.д., то есть делать фильмы с самого начала не для русских, а для иностранцев, показывая иностранцам русских дураками
Начнем с "Конька-Горбунка" (2021), костюмы которого собственно и начали тему того, как должен выглядеть русский воин из сказки, например, воевода..
В центре в красном многокилограмовом и неуклюжем костюме актер Олег Тактаров в роли воеводы. С точки зрения "вспоминая Билибина" костюм гениален. С точки зрения запросов общества на образ воина... Ну на запросы детсадовцев точно попали. Все герои очень красиво игрушечные, матрешечные и лубочные. А еще образы противные и неприятные, совершенно никакого уважения не вызывают - ни к власти, ни к армии.
Про главного героя вообще можно даже не начинать, у него и имя Иван-Дурак, и к витязям он отношения не имеет.
Но вот у воеводы образ интересный. Воевода в фильме смешной дурак намного хуже Ивана.А еще у нас есть трилогия о "Последнем богатыре", производство Диснея.
Слева направо предатель Добрыня Никитич, заезжий богатырь и Финист Ясный Сокол
С одной стороны все качественно и красиво, в конце концов Дисней это для продажи на глобальном рынке делает, а не только на российском. Но вот есть что-то от "Проклятия Билибина", витязи какие-то игрушечные, самым брутальным выглядит вообще-то Кащей.
При этом главный герой Иван на рожу выглядит глуповатым, драться не умеет и учиться не хочет, а по несказочной профессии вообще мелкий мошенник. Русский богатырь Добрыня Никитич у Диснея предатель, a Кащей - почти благородный герой. И доспехи именно у Кащея самые брутальные, а не лубочно-цветочные, то есть вид у него самый что ни на есть воинский
Мелкий жулик Иван, сын Ильи Муромца - "Последний богатырь" и Кащей в доспехах
Но на безрыбье и рак рыба. Другого то в России не делают.
А запрос в обществе есть и огромный.
Вот, например, сказку с Дадоном вот так начали иллюстрировать. Нет никакого смешного немощного старикашки с радикулитом и седой бородой во главе потешных войск в ягодках и цветочках и на игрушечных лошадках.
И. Олейников Иллюстрации к "Сказке о золотом петушке" 2016 год. Слева молодой Дадон, справа один из сыновей Дадона.
В.Назарук. Иллюстрации к "Сказке о золотом петушке" 2018 год.
В.Назарук. Иллюстрации к "Сказке о золотом петушке" 2018 год.
Сказку о Бове Королевиче вспомнили
.
Слева: Карельский Юрий "Полкан весной" 2005
Справа: Антончик Л. Д. "Полкан - защитник городов русских" 2015
А еще новый фильм сейчас снимают - "Илия Муромец"
.
"Илия Муромец"
Посмотрите, какие брутальные костюмы, никакого золота, чеканок солнышка прямо на пузе и цветочков с чешуйками. Тем не менее у них абсолютно стереотипный вид "от сохи" - не элитный и не аристократический, сравните с фото ниже.
Eсть все еще oдно HO, без которого сказочные богатыри никогда не станут по-настоящему привлекательными и конкурентными Голливуду.
Нужно, наконец, вспомнить, что абсолютное большинство былиных богатырей, витязей и героев не было никакими пахарями от сохи или еще какими сельскохозяйственными рабочими. Они были из знати: бояре, воеводы, сбощики дани, купцы-мореходы с собственными кораблями и дружинами, то есть своего рода варягами. Они сватались к тем же девушкам, к которым сватались царевичи и цaри, a значит по знатности им мало чем уступали. И вообще нужно же понимать, что ратному делу нужно было долго и упорно учиться, что кони, мечи и доспехи были большой ценностью и стоили очень дорого, ну и еще что просто так на службу к царю и князю никого не брали
Ну а в сказках Иван царевич - это царевич. Благородного и аристократичного вида, а не туповато-комичного
Вид у сказочных воинов с дружинами (а не ватагами, как у лесных разбойников) должен быть как у аростократов, потому что они ариcтократией и были - повелевали, правили.
И до тех пор, пока это в сказки не вернется, выигрывать конкуренцию будет не русская сказка, а западная. Там быть не от сохи, а царем, князем и рыцарем почему-то не считается зазорным и не является предметом насмешек и комедийного образа (типа рыжий царь / князь / воевода с мужицкой глупой рожей и корона набок съехала, или немощный беззубый старик с радикулитом и в одежде до пят, выглядящей как ночная рубашка).
Я не зря только что запостила интервью про Этерну. Ни одной глупой рыжей мужицкой рожи у аристократа, ни одного тупого, смешного и нелепого образа... в отличие от... Фэнтези то не на русские мотивы, а нa европейские, а у европейской знати военной глупых дурацких рыжих комичных рож не бывает, там настоящая аристократия. Тоже стереотип
Ну вот почему? И сколько можно?