Вспоминая Билибина: сказочные костюмы из фильма "Конёк-Горбунок" (2021)

Mar 29, 2021 00:30



В 2021 году на экраны вышел фильм-сказка "Конёк-Горбунок",  экранизация одноимённого произведения, Петра Ершова, написанного  в 1830-х годах. Фильм необыкновенно красивый и с потрясающими костюмами, созданными Надеждой Васильевой и Ольгой Михайловой

Надежда Васильева - российский художник по костюмам, художник, куратор. Обладатель кинопремии “Ника” за лучшую работу художника по костюмам на фильмах “Замок” (1994) и “Матильда” (2017). Работала в качестве художника по костюмам на большинстве фильмов кинорежиссера Алексея Балабанова. Среди других режиссёров, с которыми работала Васильева - Семен Аранович, Владимир Бортко, Игорь Волошин, Олег Ковалов, Рената Литвинова, Василий Сигарев, Рустам Хамдамов и Алексей Учитель.

Ольга Михайлова - российский художник по костюмам. Лауреат кинопремии “Ника” за лучшую работу художника по костюмам на фильме “Матильда” (2017). Также работала над костюмами в кинокартинах “Скиф” (2018), “Цой” (2020) и “Шаман” (2021).

Продюсер фильма Сергей Сельянов поставил перед художниками по костюмам задачу  создать настоящую сказку сказок. После долгих споров решение было принято: основой художественных образов будут иллюстрации к сказкам Ивана Яковлевича Билибина.

Именно сказку "Конёк-Горбунок" сам Билибин никогда не иллюстрировал, но из костюмов фильма видно, что у Билибина Надежда Васильева и Ольга Михайлова взяли идею украшения одежды разными диковинными узорами в виде зверей, птиц и цветов, и что костюмы, как и в большинстве случаев у Билибина, сделаны больше по моде XVII века - герои гордо вышагивают в воротниках - козырях и неких сказочных интерпретациях горлатных шапок



Иллюстрации Ивана Билибина.

Обратите внимание на сказочных птиц на иллюстрации справа и сравните с узорами на одежде из фильма ниже. И на ягоды обратите внимание тоже, в фильме использовался клубничный узор, про него Надежда Васильева расскажет в видео ниже


Детали одежды из фильма "Конёк-Горбунок" со сказочными птицами

Кстати, фигуры птиц такие выпуклые, потому что они набиты ватой.  Вышивали их в Индии и ваты индийские мастера первоначально набили как в подушки, потом в России пришлось лишнюю вату оттуда вытаскивать. А еще от индийских вышивальщиков было очень тяжело добиться, чтобы на вышивках лицо было не индийское; они не понимали, как лицо может быть вышито розовыми нитками.

Почему вышивали именно в Индии? Потому что там по-прежнему вышивают канителью - тонкой металлической (обычно золотой или серебряной) нитью.. Канитель выпуклая и необыкновенно хорошо смотрится на экране. Правда, одежда с ней очень тяжелая.

Ну вы уже поняли, что материалы для одежды привезли чуть ли не со всего света?

После того, как были готовы эскизы и уже было ясно, что именно нужно для костюмов, Надежда Васильева и Ольга Михайлова поехали в Индию. Оттуда они привезли полтонны хлопка с орнаментом - по их словам точь-в-точь таким же, как у знаменитого русского художника Ивана Билибина. Для костюмов был также использован узбекский бархат и шёлк, церковная ткань, которую производят в Греции, и русский лён c фабрики Третьяковых

Уже на подготовительном этапе был выбран основной принцип работы: все костюмы изготавливать строго по правилам, но сам образ нужно сделать более “игрушечным”, понятным зрителю и смешным. Поэтому в фильме очень много движущихся и вертящихся головных уборов.

При украшении костюмов художники отталкивались от искусства народного лубка - фольклорных картинок сатирического характера. Из лубочных сюжетов были взяты примитивные изображения коров, львов, чудо-птиц, коней, русалок и прочих существ, которые были вышиты на кокошниках, сапогах и платьях, а в некоторых случаях напечатаны на 3D принтере.

Вышитые на одежде птицы - сирины на картинке вверху - как раз очень хороший пример таких изображений, лубок узнается сразу. Но для разнообразия решила еще чего-нибудь добавить, что долго искать не надо. Популярный лубочный сюжет- грифoн



Слева: Грифон. Роспись коробьи XVII  века, город Великий Устюг. Справа: Элемент кокошника из фильма "Конёк-Горбунок"

Первое очень короткое видео внизу - это просто кадры про то, как делали костюмы, и показ некоторых очень красивых деталей этих костюмов.

image You can watch this video on www.livejournal.com



"The Humpback-horse" costume design from masha falileeva on Vimeo.

Сам жанр фильма-сказки не подразумевает достоверного отображения определенной исторической эпохи, а скорее ставит перед собой цель развеселить и погрузить зрителя в уникальный и волшебный художественный мир. Это позволяло художникам находить нетривиальные решения и делать отсылки к образам массовой культуры.

“Это же сказка - в ней все может быть!” Именно жанр сказки позволяет художникам совместить в костюмах различные исторические эпохи, стили и техники. Так и произошло с костюмами к “Коньку-Горбунку”: в них соединились традиционные методы изготовления костюма, стиль лубочной картинки, современные технологии и популярные образы массовой культуры.

“Каждый сарафан и кафтан мастера украсили ручной вышивкой или аппликацией в виде солнца, цветов, человечков, животных - всего, что используется в лубке” - рассказала Надежда Васильева.



Например, этот очень красивый синий костюм Спальника (актер Ян Цапник) был частично сделан из индийских тканей и с участием индийских вышивальщиков.

Воротник - козырь сделан из кусков женских индийских юбок, которые торчат из-под сари

Вышивка сделана в Индии по эскизам, хвосты птиц выложены канителью. Фигуры птиц на одежде соединены с исторической индийской вышивкой, вырезанной из старинных сари.

Шишки отлиты из пластика и покрашены в золотой цвет.  Пуговицы сделаны в России по образцам, закупленным в Индии. Узоры на рукавах сделаны с помощью вышивки, поверх которой прикреплены индийские металлические мелкие детальки разной формы

Чтобы пошить сотни кафтанов и сарафанов, мантий и платьев, был потрачен  почти год.(хотя Надежда Васильева в интервью ниже говорит про собственную работу в течение  четырех с половиной месяцев, но возможно, что она не считала работу индийских вышивальщиков или какие-то костюмы для массовки)

Все актеры о костюмах, в которых им приходилось сниматься, рассказывают с благоговением.

C большим чувством юмора говорит о своем костюме, например, актер Олег Тактаров, сыгравший Воеводу



Олег Тактаров -Воевода, Михаил Ефремов - Царь, Ян Цапник - Спальник

"В моем костюме мне было тяжеловато, если честно. Мне сделали специальные кривые сапоги, чтобы ноги были колесом, да они еще и на каблуках были, пятки скошены... Во время съемок стояла страшная жара в Петербурге, в павильоне было очень душно и вот мой костюм - он из нескольких слоев состоял: подкафтан, кафтан, еще один нарядный сверху, плюс шуба и огромная шапка-папаха на голове, и при этом мы должны были танцевать с девушками. Паулина, наша Царь-девица, говорит, что у нее были тяжелые костюмы, но мне кажется, что на мне был надет костюм с нее весом. Килограммов 50 минимум..."



Слева костюм царского воеводы из фильма "Конёк-Горбунок" на выставке, справа актер Олег Тактаров в роли воеводы

Полный костюм боярина для актёра массовых сцен состоял из длинной рубахи, кафтана и верхнего платья и весил около 15 килограммов. Актёрам было тяжело, но все были в восторге от костюмов, а Надежду Васильеву между собой называли не иначе как "Билибиным в юбке".



Бояре в костюмах весом по 15 кг

Ну а теперь поговорим о некоторых отдельных костюмах главных  героев

Иван
B сказке Царь дарит Ивану кафтаны - один-другого краше.



Кадр из фильма



Кадр из фильма

Но это уже по ходу развития сюжета, а в начале Иван одет довольно просто и по-крестьянски



Костюм Ивана с выставки и кадр из фильма

Самая примечательная часть "крестьянской одежды" Ивана -  вязаная рубашка-свитер, которая чем-то напоминает кольчугу (если не присматриваться, а так, общий образ)



Слева кадр из фильма, справа иллюстрация Ивана Билибина к сказке "Иван-царевич и Серый волк"

Надежда Васильева о костюме Ивана:
“Была проблема, чтобы главный герой смотрелся героем, а не парнем в косоворотке. Мы думали-думали и я вспомнила молодость, как делался герой в фильме “Брат”, из потрясающего Сережи Бодрова. Связали полотно и из него сделали рубашку, повторив общее впечатление от того свитера. Добавили ситцевую пуговицу, сделали форму воротника и кучу зацепок и ниток, чтобы подчеркнуть крестьянское происхождение. Разное отфактуривание, но не грязью, а голубым цветом, чтобы его «освежить». Вместо свитера получилась рубашка, но все равно получился ассоциативный переброс в то время, в восприятие Данилы. По-моему, получился такой герой-герой. Свитер мы еще перетянули ремнем, и он получился совсем крестьянской рубашкой, но изначально это свитер Данилы. И ему привет большой от нас всех”.



Слева Иван из фильма Конёк-Горбунок", справа Данила Багров из фильма "Брат"

Внизу маленькое видео прo этот свитер-рубашку

image You can watch this video on www.livejournal.com



IVAN from masha falileeva on Vimeo.

Царь-девица

У Паулины Андреевой почти все платья были многослойными и тяжёлыми - подготовка к съёмке длилась по несколько часов.



Кадр из фильма

"Костюмы у нас восхитительные. Правда, и весят они соответственно. Но красота того стоит!", - Паулина Андреева, актриса



Слева костюм Царь-девицы к сцене купания в котлах, справа свадебное платье и убор Царь-девицы к свадьбе с Иваном. Костюмы с выставки

Самoе запомнинающееся  и сложное плате Царь- девицы -  в сцене первой встрече с Иваном. Это льняное многослойное платье вышито серебряной нитью. Запоминается в первую очередь огромный воротник, сделанный из пластика и сверху политый жидким силиконом, но это еще и  платье-парашют. В нём актриса летит со скалы, в полёте юбка раскрывается - как зонтик.



Сцена из фильма.



Костюм Царь-девицы  на выставке

В общем, Царь-девица одета в прекрасные платья. И не только...   В одной сцене она появляется в платье -камзоле


Сцены из фильма

Надежда Васильева о костюме Царь-девицы:
“Царь-девицу хотели видеть молодой, игривой и задорной девчонкой, которая не может быть в тяжелых нарядах и все время хочет противостоять царскому двору. Есть персонаж Ляпкина-Тряпкина, некоего модельера, который стоит на службе при царе и следит за его внешним обликом и одеждой. Родилась идея, что когда к ней приходит Ляпкин-Тряпкин, он должен выглядеть как старый морской пират, вдруг решивший стать модельером: в камзоле по типу “Пиратов Карибского моря”, только в нашем исполнении он сделан из тканей, вышитых розовыми цветочками; с птицей на плече, сделанной немного в стиле “стимпанк”. Наша Царь-девица раздевает этого Ляпкина-Тряпкина. Придя ко двору в мужском костюме, она сделала свой выход эксцентричным. Ясное дело, обувь у них разного размера, но так как это сказка, мы не делаем на этом акцент”.

Внизу небольшое видео об этом костюме

image You can watch this video on www.livejournal.com



PRINCESS from masha falileeva on Vimeo.

Царь

Надежда Васильева о костюме Царя:
“Царь, с одной стороны староват, с другой - глуповат. А с третьей стороны он все-таки должен быть миловат. Он пожилой и в его обиходе обязательно должны быть теплые вязаные вещи. В каждой вещи присутствует клубника: красная, золотая, на веревочках, валеная, связанная, вылепленная. У него наверняка радикулит, поэтому мы сделали ему радикулитный пояс с клубничками.Клубнички трясутся и создают воздух всей государственности".



Слева наряд Царя с выставки (обратите внимание на красные клубничины по центру), справа сцена из фильма, Царь в этом наряде

Во всей одежде Царя очень много золота. На рубашке, например, есть золотые клубники. Но на это золото мы обязательно надеваем что-нибудь душевное. Главная визуальная часть Царя - мантия с горностаем. Или что-нибудь с горностаем. (Горностай у нас, естественно, искусственный). Мантия вся связана из золотых нитей, но поставлена на ситцевую подкладку. На подошве есть его портрет, как и везде: на тапках, носках, медалях и ночном горшке. Для властности он всегда в короне, даже когда спит, а для милого образа у него вязаная корона, привязанная к чепчику, очень трогательному и смешному.”



Наряды Царя с выставки

Ниже небольшое видео про костюмы и образ Царя

image You can watch this video on www.livejournal.com


KING from masha falileeva on Vimeo.

Еще в прошлом году костюмы фильма начали возить по стране с выставками, в Псков, в Санкт-Петербург...

image You can watch this video on www.livejournal.com


Премьера фильма «Конек-горбунок» from Teledetki.tv on Vimeo.

Так что следите за новостями, не привезут ли выставку в ваш город

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up