"Последний император моды". Каким запомнили Пьера Кардена

Jan 04, 2021 00:30



29 декабря 2020 года ушел из жизни легендарный Пьер Карден. Ему было 98 лет.

За любовь к СССР и России его прозвали "красным кутюрье".

Одежда "мира завтрашнего дня"


"Пьер, продавайте дорого - талант должен быть оплачен", - так напутствовал Кардена Кристиан Диор, когда тот создал собственный Дом моды

"Когда я начинал, то был самым молодым кутюрье в Париже. Теперь я самый старый. То, что я все еще здесь, - необыкновенно", - говорил о себе Пьер Карден. В 1946 году, на заре своей карьеры, он делал костюмы для фильма знаменитого Жана Кокто. Затем работал у Кристиана Диора, создавая с ним знаменитый стиль New Look. А уже в 1950 году - в 28 лет - основал собственный Дом моды.

То, что молодой модельер начал творить сам, не было похоже ни на New Look с его пышными юбками и тонкими талиями, ни вообще на все, что было привычным для подиумов тех лет. Кардена называют главным футуристом от моды. "Больше всего нравится одежда, которую я придумываю для той жизни, что еще не существует: для мира завтрашнего дня", - говорил он. Даже сейчас, спустя более чем полвека, некоторые его модели кажутся слишком смелыми - возможно, так представляли себе писатели-фантасты одежду людей XXI века. Но многие его изобретения, напротив, стали для нас привычными - и мы носим их до сих пор. Например, платья-баллоны, одежду из лака и винила или ботфорты. А черные колготки - универсальная вещь, которую сегодня никто не назовет модным аксессуаром - тоже были изобретены Карденом и когда-то считались уродливыми и странными.



На заре карьеры Карден сделал костюмы и маски для фильма Жана Кокто "Красавица и чудовище"

Карден был первым, кто стал продавать свои модели в универмаге и не по заоблачным ценам - так высокая мода стала доступна не только высшему свету. Он первым создал коллекцию мужской одежды: до него считалось, что мода - это только для женщин. Модельера даже называют одним из основоположников стиля унисекс. Хотя сам он с этим не был согласен.

Я люблю, когда мужчина - это мужчина, а женщина - это женщина. Думаю, там просто кто-то что-то не так понял. Я не люблю серединки
- Пьер Карден, из интервью газете "Комсомольская правда"
.

Пьер Карден стал первым, кто начал одевать не только женщин, но и мужчин

Еще одно изобретение кутюрье - длинные пиджаки без воротников, созданные для The Beatles. Карден недаром шил для актеров и музыкантов: когда ему было 20, он мечтал стать артистом балета. Не сумев блистать на сцене, он подобрался к ней из-за кулис.
.

Кутюрье всегда вдохновлялся кино и сценой. В 1956 году на одном из его показов модели демонстрировала балерина Клод Бесси (слева). А специально для группы The Beatles Карден создал костюмы с пиджаками без воротников (справа)

Кутюрье и балерина

С балетом Кардена навсегда связала его подруга и муза - великая Майя Плисецкая. Они познакомились во Франции - советские артисты приехали на фестиваль в Авиньоне, и балерина танцевала "Кармен-сюиту". Еще спустя несколько месяцев артистка выступала в Гранд-опера, а после должна была идти на прием. Модельер и танцовщица встретились в отеле, где она остановилась. И Плисецкая призналась, что не знает, что надеть на светский раут.

Мне вдруг захотелось, чтобы Майя была самой элегантной на этом вечере. Сама она меня, естественно, ни о чем не попросила, но я понимал, что, даже будучи примой Большого, она не может позволить себе купить вечернее платье, в котором могла бы достойно выглядеть. Ничего не сказав Плисецкой, я позвонил в свое ателье, и через час мой бессменный портной Отелло был в гостинице с платьем для Майи, которое я осмелился сам для нее выбрать
- Пьер Карден, из интервью газете "Аргументы и факты".


"У моего любимого Кардена фантастические силуэты. Небывалые. Как в свое время Боттичелли", - говорила Майя Плисецкая

Плисецкая всегда любила одеваться элегантно. До первых поездок за границу ей приходилось покупать одежду у спекулянтки - та перепродавала втридорога платья, полученные от жен дипломатов. После того вечера в Париже Плисецкая стала одеваться у Кардена. Он дарил ей модели, многие из которых создавал специально для нее. "Майя была счастлива, - рассказывал мастер впоследствии. - Тем более что, как она мне однажды поведала, по возвращении в СССР у нее, как правило, отбирали все подарки, за исключением одежды".
.

"Технический трюк решения Кардена был прост. Он приподнял к талии боковые сборки платьев петербургских модниц и... высвободил ноги, при этом не меняя женского силуэта той поры. Любое движение стало возможным", - писала Майя Плисецкая о костюмах, сшитых кутюрье для "Анны Карениной"

А позже дружба переросла в сотрудничество. Майя Плисецкая работала над постановкой "Анны Карениной" и не знала, что делать с костюмами, ведь во времена Толстого женщины носили длинные платья с турнюрами. "В таком костюме и походить толком не походишь, а тут - танцуй, - писала она в автобиографии. - Перенести же действие в абстракцию - никакого желания не было. Какая же, к черту, Анна Каренина в тренировочном трико!" Снова встретившись с Карденом в Париже, она рассказала ему об этом и добавила: "Вот бы вы, Пьер, сделали костюмы для "Анны". Как было бы чудно…" Плисецкая говорила это без особых надежд. Чтобы французский кутюрье с мировым именем создал костюмы для балета Большого театра? Это был бы нонсенс. Но "у Кардена в глазах включились батарейки". И уже через неделю Плисецкая была у него на примерке.
.

"А какие платья сделал Карден для моей "Чайки"!.. - писала Плисецкая. - И еще - "Дама с собачкой". Всего одно платье. Но какое!" (слева - сцена из балета "Чайка", справа - из "Дамы с собачкой")

Позже они работали вместе в "Чайке" и в "Даме с собачкой". Но на афишах Большого имя модельера писать запретили. Оно появилось там лишь несколько лет спустя.
Кутюрье и балерина дружили до самой ее смерти. Она называла его "мой любимый Карден" и "человек с абсолютным вкусом". А на все вопросы о стиле в одежде отвечала: "Я предпочитаю уже много лет персонально Пьера Кардена".

У меня только Карден. Любое платье надень - все Карден
- Майя Плисецкая
.


"Настоящая страсть к России"

Плисецкая была не единственной, кто связывал Кардена с нашей страной. Модельера восхищало здесь многое.

"Юрий Гагарин открыл мне новый мир, мир огромного бескрайнего космоса, чем навсегда покорил меня как человека и художника", - говорил кутюрье. Его, футуриста от моды, не могла не завораживать тема технического прогресса. В 60-х он создал коллекцию Space, вошедшую в историю моды.

Неудивительно, что кутюрье заинтересовала и родина Гагарина. Он бывал в СССР, а затем и в России, десятки раз.
.


Пьера Кардена считают главным футуристом от моды



"Все мои творения отражают художественные, социальные и научные события последних 50 лет", - говорил кутюрье

Впервые Карден приехал в Советский Союз в 1963 году. Модельер вспоминал, как перед поездкой сказал послу СССР во Франции Сергею Виноградову о своей аполитичности и о том, что он не хочет иметь ничего общего с коммунизмом. Дипломат ответил: "Карден, успокойтесь, одним коммунистом больше, одним меньше, какая разница".

Много лет спустя он рассказывал о той поездке. В первую ночь в гостинице мастер проснулся, увидел, что его наручные часы остановились, и вышел в коридор узнать время - голышом, потому что привык спать именно так.

Не прошел я и несколько шагов, как меня кто-то обхватил сзади, оторвал от земли и отнес обратно в номер. Это была женщина огромных габаритов! Как после я узнал, то была дежурная по этажу. Я так и не понял, что она тогда подумала обо мне. Ведь я не знал русского, а она - французского
- Пьер Карден, из интервью газете "Труд"
.


Пьер Карден, Вячеслав Зайцев

Однажды его путешествие совпало с визитом в Москву тогдашнего президента Франции Жоржа Помпиду. Вернувшись в Париж, кутюрье встретился с первой леди, которая шутливо пожаловалась, что Карден в СССР популярнее президента. Как вспоминал модельер, она сказала: "Мне передали номер газеты "Труд", в которой интервью с вами занимает чуть ли не большее место, чем сообщение о переговорах моего мужа с господином Брежневым!"


"Хорошо одетый человек - тот, кто считается с собой и с другими", - был уверен Пьер Карден. На фото - кутюрье, его модели и британский актер Питер Устинов, 1989 год

В начале июня 1991 года Карден как посол ЮНЕСКО побывал в Чернобыле - общался с людьми, вернувшимися после эвакуации в родные села
.


Кутюрье говорил, что его потрясла трагедия Чернобыля. На фото - Федерико Майор Сарагоса (на тот момент - генеральный директор ЮНЕСКО) и Пьер Карден с жителями деревни Опачичи, расположенной в Чернобыльской зоне отчуждения

А в конце того же месяца у модельера прошел показ на Красной площади. Тогда еще никто не предполагал, что СССР остались считаные месяцы, а железный занавес скоро рухнет навсегда. И то, что по главной площади Советского Союза вместо солдат ходили женщины в платьях, казалось невероятным. "Я стояла рядом с Карденом, глазам не веря, прося ущипнуть меня покрепче, желая убедиться, что явь-то - не сон", - писала позже Майя Плисецкая. Кутюрье называл этот показ одним из самых волнующих моментов в своей жизни.

В последний раз Пьер Карден приезжал в Москву в 2013 году. Тогда ему был вручен орден Дружбы.
.

"У меня всегда была настоящая страсть к России. Этот народ очень храбрый", - говорил Карден

"Таланта и вкуса недостаточно, только стиль имеет значение", - говорил мастер. Сегодня "от Кардена" и "стильно" - это практически синонимы.
Отсюда

Светлая память

история, Франция, шоу-бизнес, мода

Previous post Next post
Up