В фильме "Обыкновенное чудо" король в килте. Не Леонов, Леонов, как мы все прекрасно помним, в камзоле и кюлотах с вышивкой в цветочек. Гарин, Гарин - в килте. Просто было две экранизации этой пьесы - в 1964 и в 1978 году. Та, которая с Янковским, Леоновым и Симоновой - вторая. А в первой играли Олег Видов - Медведя, Эраст Гарин - короля, он же выступил режиссером картины. Фильм черно-белый, по динамике сильно уступает второй экранизации, но некоторые моменты тут очень хороши.
К примеру, первое появление короля в версии 1964 года очень эффектное! Распахивается верхняя створка входной двери:
Экранизация 1964 года, Эраст Гарин в роли короля Художники по костюмам Яков Ривош и М. Сафонова
Ее быстро захлопывают. И тут распахивается нижняя створка!
Я уверена, что это максимально выигрышная демонстрация костюма короля!
Кстати, это внезапное появление в дверях позаимствовано и в экранизации 1978 года. Король тоже показан уже стоящим в дверном проеме.
Экранизация 1978 года, Евгений Леонов в роли короля.
Если в облике короля 1978 года прослеживаются черты костюма условного 18 века - такого, сильно переработанного для сказки - то король образца 1964-го очень реалистичен.
Вот фотографии знатных шотландцев, одетых для торжественных формальных поводов. Художник по костюмам явно изучал эту тему!
.
Слева Sir Fitzroy и Maclean of Ardgour на собрании 1912 года.
Справа Captain Alwyne Farqharson of Invergate и его супруга прибыли на Braemar Highland Gathering в Aberdeenshire (одна из областей Шотландии) 9 сен 1952г.
Даже просто сравнивая эти две фотографии, можно заметить, что между 1912 и 1952 годом изменились воротнички мужских сорочек (да, это так и было, и это тема для отдельной статьи), форма галстуков (эти менялись туда-сюда-обратно то узкие, то широкие несколько раз), но состав костюма остался неизменным. Килт + жилет + пиджак. Ибо это дневное мероприятие. Для вечернего мероприятия полный формальный костюм с килтом дополнен фраком:
.
Слева Костюм для вечера, 1930-е годы.
Справа: уличный костюм и вечерний костюм, 1930-е гг
На картинах, изображающих 18 век, килт дополнялся модным в ту эпоху верхом.
Художник John Pettie Картина 1892 года Карл Эдуард Стюарт (1720-1788), "Молодой претендент", внук Якова II, последнего короля династии Стюартов. Как и его отец, Карл Эдуард претендовал на английский и шотландский престол, хотя оба претендента жили в изгнании. В 1745 году воспользовался ситуацией, высадился с войсками в Шотландии и без боя взял Эдинбург, к нему примкнули многие шотландские кланы - отсюда и портрет в килте. Но в Англии поддержки не получил и бежал на материк, переодевшись женщиной. В 18 веке парадный костюм с килтом, соответственно, дополнялся парадным камзолом
Вернемся к костюму короля из "Обыкновенного чуда". Килт дополнен довольно странным верхом: король путешествует, время дневное, то есть тут должен бы быть пиджак с жилетом в тон и галстук. Но это же король! И король самодур к тому же. Так что он днем, в пути одет во фрак, светлый жилет и бабочку.
Король и его свита. Художники по костюмам Яков Ривош и М. Сафонова
Художники по костюмам Яков Ривош и М. Сафонова
Художники по костюмам Яков Ривош и М. Сафонова
Остается только гадать, почему именно создатели фильма остановили свой выбор на шотландском костюме. Это можно объяснить тем, что место действия пьесы - в Карпатских горах, именно туда, не задерживаясь в ближайших королевствах едут король со свитой, так как "соседи такие сплетники".
Съемки проходили в Крыму, в Воронцовском дворце в Алупке
Шотландия как раз находится далеко, а национальный мужской костюм этой страны очень узнаваем, очень необычен и притом абсолютно вписывается в стилистику европейского романтизма, в которой выдержана сценография и другие костюмы.
А во время неудачного бракосочетания дочери король одет в парадный костюм XVII века.
Художники по костюмам Яков Ривош и М. Сафонова
На короле короткие штаны breeches, колет с объемными рукавами, мантия. Голову венчает парик и миниатюрная корона.
Художники по костюмам Яков Ривош и М. Сафонова
Ну почти Король-солнце!
Портрет короля Людовика XIV
Отсюда