За 74-летнюю историю Каннского кинофестиваля на Лазурном побережье Франции побывало немало советских и русских актрис, начиная с Марины Ладыниной, которая входила в делегацию от СССР в далеком 1946 году, когда был проведен первый киносмотр в Каннах.
Слева направо: Сергей Герасимов, Михаил Калатозов и Марина Ладынина. Канны, 1946 год.
В этом ностальгическом посте собрано несколько ярких историй о модном следе, который оставили наши советские звезды в Каннах.
Клара Лучко
Впервые Клара Лучко побывала в Каннах в 1954 году. Радость от новости, что Лучко поедет на знаменитый фестиваль, в сознании молодой актрисы очень быстро сменилась озадаченностью: в чем же выйти на красную дорожку.
Добрые люди подсказали Лучко, что сшить наряд для торжественной церемонии можно в ателье на Кузнецком мосту. Там после долгих обсуждений актриса заказала вечернее платье с открытыми плечами из органди цвета слоновой кости и костюм темно-синего цвета с открытой спиной и пелериной, отороченной чернобуркой. В ателье Лучко заверили, что сошьют ей такой наряд, что все попадают от зависти. Каково же было разочарование актрисы, когда через неделю она снова отправилась на Кузнецкий.
Приведем ее воспоминания из книги "Я - счастливый человек":
"На платье пошло, по-моему, метров пятнадцать этого органди, потому что сделали плиссированные оборки. И оно получилось громоздким. Фигуры не видно. Все ровное. А плечи, когда я стою спокойно, открыты, но если поднимаю руку, то соскакивает какая‑то там резинка, на которой держится это "плечо", и оно сразу доходит мне до шеи. Надо опять поправлять, чтоб были плечи открыты.
Я чуть не расплакалась.
- Ну как же я в этом платье в Канны поеду? Что же будет?
Мне наперебой стали советовать:
- А вы булавкой пристегните.
Платье пришлось все‑таки взять…"
И все же в Каннах советская звезда блистала в элегантном вечернем платье, которое ей одолжила Людмила Целиковская
.
Слева Людмила Целиковская. Справа Клара Лучко. Канны, 1954 год.
Актрисы встретились у Театра Вахтангова, когда Лучко, еще только заказав себе наряды на Кузнецком, шла по Арбату в поисках аксессуаров для каннских выходов. Вот, как описывает эту встречу сама Лучко:
"Возле Театра Вахтангова встречаю Людмилу Целиковскую.
- Клара, ты что грустная?
- Мне бы радоваться, - говорю, - но я вся в заботах: еду на Каннский фестиваль, а платья нет… Ну такого, особого, для церемонии.
- У меня есть вечернее платье. Ты же знаешь, в Театре Вахтангова замечательно шьют.
"Да, - думаю, - но она поменьше ростом, а я высокая». Я на Люсю так посмотрела, что она догадалась, о чем я подумала.
- Да, мое платье вряд ли тебе пригодится. Я - пожалуйста, но вряд ли оно подойдет.
А я от отчаяния говорю:
- Люся, может быть, попробуем?
И мы пошли к ней. Идем, и я про себя думаю: не может быть, чтоб оно мне не подошло.
Целиковская достала платье из шкафа. Юбка длинная из тафты, а лиф - открытый, застегивается на крючки, подчеркивая фигуру.
Боже мой, думаю, ведь этот лиф я не застегну. Юбка - ладно, а это как?
Наряд мне так понравился, что я выдохнула воздух и почти не дышу. Целиковская застегнула крючки, и, о радость, трудно представить, но все подошло. Правда, впритык, но выдержать можно.
Люся удивилась. Она была уверена, что платье вряд ли подойдет. Мы ведь настолько разные…
Да и я, если честно, не ожидала, но была готова втиснуться во что бы то ни стало. Поблагодарила ее, взяла платье и пошла домой".
Вот так, с миру по нитке собирались в Канны звезды советского кино. Выглядела Лучко прекрасно. В платье Целиковской в стиле new look (очень похоже на платье, в котором "девушка без адреса" Катя Иванова дебютировала в качестве модели), длинных черных бархатных перчатках, с эффектным колье на открытой шее она смотрелась не хуже западных кинодив.
Кадры из фильма "Девушка без адреса" (1957)
Вообще молодая актриса из страны Советов пользовалась большим вниманием со стороны каннской прессы. Одно издание даже посвятило ей целую страницу, написав, что советская актриса в первые три дня фестивальной лихорадки популярностью превзошла саму Мишель Морган. О Лучко писали: "прелестная актриса из Москвы со свежестью пастушки". А журналисты даже заключали пари, откуда этот румянец - натуральный признак здоровья или искусный макияж. Один даже взял платок и попросил потереть щеку Лучко. Уже привыкшая к повышенному вниманию актриса подставила щеку и сказала: "Силь ву пле".
Любовь Орлова и Клара Лучко на фестивале цветов в Каннах, 1954 год.
Если рассматривать фотографии из той поездки, несложно заметить, как эволюционировала прическа Лучко. Если в начале пребывания на Лазурном побережье актриса ходила с зализанными на прямой пробор волосами, то уже под конец она предстала с обновленной элегантной стрижкой. Здесь приложила руку легендарная Любовь Орлова, которая также входила в советскую делегацию и фактически взяла шефство над молодой актрисой.
Лучко вспоминала: "Любовь Петровна ко мне очень хорошо относилась. Однажды сказала: "Клара, ну что ты ходишь гладко зачесанная? Давай я тебе челку отстригу". Взяла, раз, расчесала и отрезала. Она стричь умела".
Лучко сумела перенять уроки стиля от Орловой, и уже в следующую свою поездку на Каннский фестиваль в 1960 году она блистала с уверенностью звезды.
Слева Клара Лучко. Канны, 1960 год. Справа каннское платье Клары Лучко на выставке в музее
Ее красное платье произвело настоящий фурор, и европейские СМИ в одночасье окрестили его "красной бомбой". Символическое и многозначное название! Это было американское коктейльное платье из драпированного нейлона на металлических обручах.
Оно не раз выставлялось в рамках экспозиций Александра Васильева и является даром дочери актрисы. Стоит отметить, что по словам историка моды, сама Лучко поначалу не хотела отдавать ему это платье для коллекции, кокетливо заметив : "Я с того времени ничуть не поправилась и могу его носить и продолжать быть "красной бомбой"".
Слева каннское платье Клары Лучко. Справа Клара Лучко. Канны, 1960 год.
Ирина Скобцева
На Каннском фестивале 1956 года блистала Ирина Скобцева. Актриса прилетела во Францию представлять фильм "Отелло" Сергея Юткевича. Роль Дездемоны стала дебютной в ее кинокарьере. В итоге советская картина получила приз за лучшую режиссуру, а сама красавица Скобцева удостоилась звания "Мисс шарм Каннского кинофестиваля", урвав пусть и не золотую, но все же пальму первенства у секс-символа Голливуда Ким Новак.
Слева - Ирина Скобцева, справа - Ким Новак. Канны, 1956 год.
Какой же наряд советской актрисы смог превзойти роскошное блестящее платье американской кинодивы, которое до сих пор включается в список самых культовых за всю историю Каннского фестиваля?
Рассказывает сама Ирина Константиновна:
"Когда готовились к поездке, Сергей Иосифович (прим. Юткевич) сказал нам: "Девчонки, надо выглядеть!" Стала думать, как нарядиться. Купила мадаполам (ситчик такой) по 3 рубля за метр, с рисунком "мелкая розочка". Из него мне сшили платьице (как рассказывала в одном из своих интервью актриса Людмила Иванова (легендарная Шура из "Служебного романа"), сшила это платье для Скобцевой мать Галины Волчек): рукава-фонарики, юбочка в сборку. Вроде бы платье обычное, но был в нем секрет. Заключался он в нижней юбке, которую сделали из вологодского кружева. Оно жесткое, и вокруг моей тоненькой талии юбка торчком стояла. Смотрелось красиво…
Конкурс "Мисс шарм" проводили журналисты, приехавшие на фестиваль. 10 дней они ходили за актрисами, оценивали не только внешнюю привлекательность, умение одеться, но и что человек знает, как размышляет. В финале оказались американка Ким Новак и я. Потом Новак отпочковалась. Осталась я".
.
Ирина Скобцева. Канны, 1956 год.
О победе Скобцевой написали в газете "Пари матч", где напечатали фотографию актрисы. Как вспоминает сама Ирина Константиновна, газету нельзя было провозить через границу, но она рискнула, положив ее на дно чемодана. А уже дома ее отец окантовал фото дочери в рамку.
Кстати, Скобцева часто надевала эту юбку на другие важные мероприятия в разных странах и до сих пор бережет ее. По словам актрисы, в этой вещи столько энергетики и столько воспоминаний!
Изольда Извицкая
В 1957 году в Канны вместе с фильмом "Сорок первый" приехала Изольда Извицкая, для которой роль Марютки стала единственной звездной в ее недолгой кинокарьере. Причем поначалу актрису встретили очень недоброжелательно. В одной из газетных статей ее даже назвали "советской звездой с ногами степного кавалериста". Извицкая такое издевательское определение восприняла с болью и обидой и чуть ли не три дня проплакала в гостиничном номере, не желая появляться на публике.
Изольда Извицкая и Олег Стриженов. Канны, 1957 год.
Режиссер фильма Григорий Чухрай и ее партнер по картине Олег Стриженов насилу успокоили молодую актрису.
Возможно, в типично советском крепдешиновом костюме, в котором Извицкая прогуливалась по пляжу, она не выглядела особо соблазнительно и женственно. Объективно, этот наряд придавал ей лишний вес и возраст. А ведь актрисе во время проведения фестиваля не исполнилось еще и 25 лет.
Но вот на показ фильма, который, к слову, завершился триумфом: "Сорок первый" в итоге даже удостоился специального приза "За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику", Извицкая пришла в элегантном платье.
Олег Стриженов, Изольда Извицкая и Григорий Чухрай. Канны, 1957 год.
Говорят, что этот стильный наряд Christian Dior ей подарила одна художница из русских эмигрантов.
Платье выдержано в стиле New Look: спущенные плечи, v-образный вырез на груди и броши с растительным орнаментом, украшающие линию декольте и талии. После теплого приема ленты и удачного модного выхода Извицкой, газетчики сменили гнев на милость и стали наперебой осыпать актрису комплиментами по поводу ее внешности и таланта.
Изольда Извицкая. Канны, 1957 год.
Фотографии Извицкой красовались в самых известных глянцевых изданиях. Более того, французы были настолько очарованы шармом девушки, что спустя какое-то время в Париже было открыто кафе "Изольда", которое впоследствии стало популярным местом среди столичной богемы.
Слева Изольда Извицкая и Жан Кокто. Канны, 1957 год. Справа Изольда Извицкая и Жан Кокто. Канны, 1957 год.
Во Дворце культуры химиков в Дзержинске, родном городе Извицкой, в 2017 году открылся постоянно действующий выставочный зал "Кинороман. Влюбленные в кино", посвященный уроженцам города - актрисе Изольде Извицкой и оператору Вячеславу Короткову. Здесь хранится воссозданная копия того самого платья, в котором Извицкая блистала в Каннах. Как напоминание об этом событии на платье приколота точная копия броши каннского фестиваля - золотая пальмовая ветвь.
Татьяна Самойлова
1958-й стал триумфальным для советского кино в Каннах. И по сей день картина "Летят журавли" Михаила Калатозова остается единственным отечественным фильмом, удостоенным Золотой пальмовой ветви.
Татьяна Самойлова, исполнившая главную роль, была отмечена призом жюри фестиваля "Апельсиновое дерево" как "Самая скромная и очаровательная актриса"
Обруганная последними словами за свою Веронику на родине (известно, что Хрущеву лента совершенно не понравилась, а главную героиню он и вовсе обозвал лохматой шлюхой), в Каннах Самойлова оказалась в центре всеобщего восхищенного внимания. "Летят журавли" стали одной из самых просматриваемых картин во Франции, а самой актрисе предрекали международный успех.
Слева Татьяна Самойлова и Пабло Пикассо. Справа Татьяна Самойлова. Канны, 1958 год.
Кстати, такую славу Самойловой напророчил не кто иной, как Пабло Пикассо, который называл Татьяну русской богиней и даже рисовал ее портрет. Актриса познакомилась с художником в Париже, перед поездкой в Канны. Вот как она сама рассказывала об их знакомстве: "Пикассо был в восторге от фильма, специально ему показывали "Летят журавли" отдельно… Он сказал: "Таня, вы даже себе не представляете, какая вы прекрасная женщина. Вы сегодня просто женщина, завтра вы будете всемирной звездой"".
Татьяна Самойлова и звезды мирового кино. Канны, 1958 год.
Представлять картину на фестиваль Самойлова поехала вдвоем с оператором Сергеем Урусевским. Калатозов не смог полететь по состоянию здоровья (после напряженной работы над фильмом у него случился инфаркт), а Баталова не выпустили, поскольку семья его считалась неблагонадежной.
Как вспоминал брат актрисы, Алексей, сборы в поездку проходили в атмосфере сильного волнения, Самойлову собирала на фестиваль вся кинематографическая и театральная Москва:
"Вещи для поездки Самойловой во Францию собирали чуть ли не по всей Москве: в магазинах было хоть шаром покати. Галя Волчек дала длинное шифоновое платье и пеньюар. Зина Кириенко - юбку и туфли, еще кто-то - кофточку, бижутерию. Самой Тане всегда было безразлично, как она выглядит, но тут статус обязывал: всё же представляла великую страну".
Софи Лорен, Лилия Юдина, Митци Гейнор и Татьяна Самойлова. Канны, 1958 год.
Самый тиражируемый на фотографиях образ Самойловой с фестиваля: актриса в классическом черном платье-бюстье, которое она сочетала с длинными черными перчатками. Образ мог дополняться белым летним пальто и белыми перчатками или белым цветком в волосах, который придавал особой пряной сексуальности облику Самойловой.
.
Татьяна Самойлова и Мадлен Робинсон
Слева Татьяна Самойлова и Джейн Мэнсфилд. Справа Татьяна Самойлова и Мадлен Робинсон
Татьяна Самойлова и Джейн Мэнсфилд
Также сохранились снимки, где актриса в темном платье чайной длины на лямках с ажурным цветочным узором и газовым черным палантином.
Мартин Кароль, Татьяна Самойлова и Джина Лоллобриджида. Канны, 1958 год.
Татьяна Самойлова и Лилия Юдина. Канны, 1958 год.
Татьяна Самойлова и Жанна Моро
А на фото с Пикассо, на Самойловой и вовсе леопардовая блуза. Можно сказать, что это такая буржуазная редкость для советской актрисы тех лет.
Слева направо: Сергей Юткевич, Пабло Пикассо, Сергей Урусевский, Татьяна Самойлова и Жан Кокто
Только вот вездесущие сотрудники КГБ так и не повзволили Самойловой выйти на знаменитый Каннский пляж в купальнике. А так, кто знает. Может быть актриса смогла бы произвести фурор, сопоставимый с появлением ББ в бикини несколькими годами ранее.
Татьяна Самойлова в Каннах, 1958 год.
Лариса Лужина
В 1962 году студентка второго курса ВГИКа Лариса Лужина вытянула счастливый билет. Молодая актриса поехала на Каннский кинофестиваль в составе советской делегации представлять фильм "На семи ветрах", в котором она сыграла главную роль. Вопрос - в чем ехать в Канны - во многом решило модельное прошлое Лужиной: из таллинского Дома моделей ей по старой памяти прислали два вечерних платья.
.
Лариса Лужина (сидит) и Инна Гулая (стоит). Канны, 1962 год.
В одном из своих интервью Лариса Анатольевна вспоминала:
"Представляя свою страну, нужно было соответствовать, но мы выглядели не хуже зарубежных актрис, которые приезжали с огромными чемоданами нарядов. Гардероб часто собирали у коллег, которые уже бывали за границей, - у кого-то брали платье, у кого-то палантин, у кого-то туфли… Меня спасал мой Дом моделей: я написала в Таллин, и мне прислали два очень красивых платья. В общежитии студенты-иностранцы - на нашем этаже жили трое из Индонезии- привозили и продавали хорошие вещи, так что недостатка в одежде я не ощущала. Бывало, что газеты писали: "Советская актриса приехала на фестиваль в одном-единственном ситцевом платье", но такое случалось крайне редко".
.
Лариса Лужина и Инна Гулая. Канны, 1962 год.
Лужина рассказывала, что Надежда Леже, вдова знаменитого французского живописца Фернана Леже, которая курировала советскую делегацию, подарила им с актрисой Инной Гулая (Наташа из знаменитого фильма "Когда деревья были большими") по платью: Инне - ярко-красное, а Лужиной- из нежно-голубых кружев, на чехле.
Вот как его описывает сама Лариса Анатольевна:
"Есть такое понятие, как маленькое черное платье, введенное в обиход Коко Шанель, а это было маленькое голубое- длиной до колена, оно мне очень шло. "Русская актриса,- писали французские газеты,- была в платье, достойном самой Мэрилин Монро". Все время думаю, куда же я его дела, конечно, сейчас оно не налезло бы мне и на одну ногу, но надо было сохранить на память". Именно в этом платье, которое отлично сидело на модельной фигуре Лужиной, актриса оказалась запечатлена на снимке, опубликованном в журнале "Пари матч".
.
Слева то самое скандальное фото Ларисы Лужиной. Справа Лариса Лужина, Инна Гулая, Станислав Ростоцкий и Лев Кулиджанов (слева направо). Канны, 1962 год.
Невинная фотография веселящейся и танцующей Лужиной была сопровождена провокационной подписью: "Сладкая жизнь советской студентки". Впоследствии, когда это фото увидела Екатерина Фурцева, она была в гневе. Разразился невероятный скандал. Лужину не хотели пускать на кинофестиваль в Карловы Вары, ибо, по мнению министра культуры, такое вопиющее и недостойное поведение: танцевать запрещенный в СССР твист, должно было быть наказано. По словам самой Лужиной, когда ее пригласил на танец иностранный журналист, она поначалу засомневалась, хотя танцевать твист умела: втихаря научили студенты-иностранцы. Все сомнения снял Сергей Герасимов: "Иди, танцуй. Моя ученица должна уметь делать все". Актриса и представить не могла, какой скандал потом разразится. Но тот же Герасимов вступился за любимую студентку перед негодующей Фурцевой: "Танцевать ей велел я…". Фурцева сдалась. В итоге, Лужина поехала и в Чехословакию, и в другие страны. Как пел потом ее партнер по фильму "Вертикаль" Владимир Высоцкий: "Она была в Париже, и я вчера узнал - не только в нем одном".
Маргарита Володина
В 1963 году фильм "Оптимистическая трагедия" встретил в Каннах неожиданно громкий и теплый прием. Наибольший восторг вызвала Маргарита Володина, исполнившая главную роль бесстрашного комиссара. Все наперебой восхваляли красоту и талант советской актрисы. При этом искушенная каннская публика также приняла на "ура" наряды Володиной.
Маргарита Володина в составе советской делегации возле замка La Napoule
Вот как вспоминает о своих сборах в Канны сама актриса:
"Вызывают в Комитет кино и сообщают, что представителем из Франции наш фильм выбран для фестиваля в Каннах. Мы - на гребне удачи. Но как же я поеду во Францию, где рядом будут "звезды" мирового кино, если мой гардероб далеко не блещет? Я так скромно одевалась из-за недостатка средств и абсолютной невозможности приобрести что-то пооригинальнее у спекулянтов, а модные актрисы судачили о моем плохом вкусе. Что же мне делать?
Опустив голову, шевелю ногами в сторону пошивочного цеха "Мосфильма". О, счастье! У большого раскроечного стола стоят две художницы по костюмам. Поняв меня, они берутся за дело. Но ведь эти вычурные наряды я потом носить не смогу, а заплатить за них обязана дорого. Да, я не хотела бедностью своею подрывать авторитет моей страны, но страна мне не помогала.
Подумав, я согласилась только на два платья - для премьеры и на маленькое, вечернее. Платья сшиты.
Для основного вечера премьеры - туника. Она длинная, из розового шифона, и для нее - накидка-пальто из блестящего, перламутрового шелка. Но туфли? Где же я смогу купить подходящую обувь? Устав от бесполезных поисков, я опустила руки. Нашлись добрые души: актриса Татьяна Конюхова предложила туфли из золотистой парчи. Людмила Шагалова давала советы насчет того, какие драгоценности были в моде. Я же, сообразив, что о драгоценностях не может быть и речи, выбросила это из головы, но приобрела все же довольно доступное янтарное ожерелье. Как Золушка, комплексуя и нервничая, я отправилась на бал".
Маргарита Володина и Самсон Самсонов. Канны, 1963 год
В итоге, Золушка превратилась в настоящую королеву бала.
Как потом вспоминал Самсон Самсонов, режиссер "Оптимистической трагедии" и по совместительству тогдашний муж Володиной, фильм произвел шоковое впечатление и зрителям было очень трудно поверить, что суровая женщина-комиссар в кожанке, стреляющая в анархистов на экране, и красивая актриса в элегантном шифоновом платье на каннской ковровой дорожке - это один и тот же человек. Говорят, что после этого триумфа мировые законодательницы моды стали буквально атаковать скромную Володину расспросами, где же она приобрела свои платья, даже готовы были отдать любые деньги, чтобы купить такие же.
Маргарита Володина и Шарль Азнавур. Канны, 1963 год.
К сожалению, ни в одном фотоархиве не удалось найти фотографии Володиной с Каннской ковровой дорожки. Единственные доступные изображения - это фотоматериалы, использованные в документальном фильме об актрисе "Маргарита Володина. Бегство от смерти".
Слева направо: Робер Оссейн, Бегум Ага Хан, Маргарита Володина и Самсон Самсонов. Канны, 1963 год.
В кулуарах шептались, что приз за лучшую женскую роль гарантированно достанется русской актрисе. Как потом напишет в своей книге воспоминаний Маргарита Володина, в тот год в жюри фестиваля входил кинокртик Ростислав Юренев. Когда Юренев обмолвился о наградных перспективах в обществе высокопоставленного киношного чиновника Баскакова, тот возмутился, дескать "нам не нужен приз для актрисы, надо отметить весь фильм". В итоге, по грустно-ироничному замечанию Володиной, "Золотая ветвь" махнула ей крылом", зато сам фильм получил специальный приз с формулировкой "За лучшее воплощение революционной эпопеи".
Наталья Бондарчук
В 1972 году в Канны представлять ныне культовый фильм "Солярис" приехали режиссер Андрей Тарковский и исполнители главных ролей Донатас Банионис и Наталья Бондарчук. Облик Бондарчук полностью отвечал эпохе свободолюбивых 70-х. Длинные распущенные волосы, золотистое платье в стиле boho chic. Кстати, этот наряд сшил для актрисы Вячеслав Зайцев. Ее мама, знаменитая Инна Макарова, одолжила дочери единственный меховой палантин и драгоценности.
Донатас Банионис, Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский. Канны, 1972 год.
В книге Натальи Бондарчук "Единственные дни" есть очень лирический отрывок, рассказывающей о вечере премьеры "Соляриса" в Каннах и о том самом золотом платье Зайцева:
"На набережной Круазетт шел радостный солнечный грибной дождь. В туалете "от Зайцева" бежать не получалось, а опоздание было чревато неприятностями для Тарковского. Прошу: "Андрей, срочно помоги разорвать платье! - Он удивленно поднял брови. - Быстрее, у нас мало времени!" На глазах у прогуливающейся публики мы рвали по швам с двух сторон мой шикарный вечерний наряд. Я сняла туфли на каблуках, и, взявшись за руки, мы побежали по лужам. Вот это и были самые светлые, радостные минуты нашей жизни. Мы, словно во сне, летели в потоках сверкающих капель дождя и смеялись от счастья, чувствуя себя крылатыми, свободными от всего существами.
В зале уже сидел и крутил головой не понимающий, почему нас до сих пор нет, Донатас Банионис - мой партнер, исполнитель роли Криса Кельвина. Едва мы заняли соседние кресла, свет погас, зазвучала музыка Баха и пошли первые кадры "Соляриса"…"
.
Наталья Бондарчук, Андрей Тарковский и Донатас Банионис. Канны, 1972 год.
В итоге, фильм Тарковского получил гран-при жюри, приз экуменического жюри, а также приз протестантской и католической церквей.
Людмила Гурченко
1979-й - очередной год триумфа нашего кино в Каннах. На этот раз благодаря эпической драме Андрея Кончаловского "Сибириада". Показ этого фильма на фестивале обернулся триумфом русского духа на французской земле. Среди участников съемочной группы, представлявших картину в Каннах, была несравненная Людмила Гурченко, исполнившая роль Таи Соломиной в 60-е годы и составившая неповторимый любовный дуэт с Никитой Михалковым.
Слева Никита Михалков, Наталья Андрейченко, Андрей Кончаловский и Людмила Гурченко (слева направо). Канны, 1979 год.
Справа Людмила Гурченко, Никита Михалков и Наталья Андрейченко. Канны, 1979 год.
Гурченко всегда славилась отменным вкусом в одежде и с самого начала своей карьеры стала иконой стиля для соотечественниц. Людмила Марковна была чудесной рукодельницей, и многие свои изысканные наряды создавала сама: шила с нуля или перешивала из имеющихся вещей. В этом деле ей не было равных.
На Каннской ковровой дорожке она предстала в лаконичном синем платье и фантазийной кружевной кофте-болеро.
Вот как об этом наряде рассказывала в одном из своих поздних интервью сама актриса:
"Много старушек, таких, как теперь я (это чтобы не думали, что моложусь), меня находили. Видя мою фигуру, приносили мне вещи 20-30-х годов - очень дешево продавали или просто дарили. Умопомрачительные шлейфы, по 500 вытачек, и в Каннах я была в одном из таких нарядов. Они там уже забыли, как это выглядит, и вдруг выхожу… Вообразите: потрясающая кофта из кружев, сзади этот хвост, турнюр - ух! Все остолбенели: "Что это, Люся?". - "Это в Москве сшили"…"
.
Слева направо: Никита Михалков, Наталья Андрейченко, Андрей Кончаловский и Людмила Гурченко. Канны, 1979 год.
Фильм был встречен овацией. Говорят, что Франсуаза Саган, которая возглавляла жюри фестиваля в тот год, пригрозила, что выйдет из его состава, если "Сибириада" останется без "Золотой пальмовой ветви". Заявление громкое, но и уровень конкурсных лент был зашкаливающе высоким. В итоге, уступив Копполе и Шлендорфу, Кончаловский увез с собой Гран-при жюри.
Слева направо: Людмила Гурченко, Андрей Кончаловский, Наталья Андрейченко и Никита Михалков. Канны, 1979 год
Что до Людмилы Гурченко, она еще вернется в Канны в 1983 году. Вместе с Эльдаром Рязановым актриса будет представлять "Вокзал для двоих". Несмотря на достаточно теплый прием со стороны зрителей (из воспоминаний Гурченко: "Мы возвращались к своему "Карлтон-отелю". Нас все время обгоняли зрители и заглядывали в лицо. А когда мы дошли до отеля, там нас поджидала целая толпа. И искренне говорили нам очень известные французские и английские слова поздравлений, одобрений и пожеланий"), фильм останется без наград.
На красной дорожке Людмила Марковна блистала, как всегда. На ней было малиновое атласное платье в пол, поверх которого была надета прозрачная черная кофта из органзы, отделанная золотой аппликацией и перьями, которые так любила актриса
.
Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко. Канны, 1983 год.
Отсюда,
Отсюда и
Отсюда/