Как одевались бесприданница и ее маменька. "Жестокий романс" (1984)

Mar 24, 2020 00:30



Здесь и далее кадры из фильма "Жестокий романс" (1984 год)

Фильм "Жестокий романс" был снят  режиссёром Эльдаром Рязановым в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского "Бесприданница" (1878) и стал третьей советской экранизацией этого произведения. Главную роль бесприданницы Ларисы Огудаловой в фильме сыграла Лариса Гузеева, для которой этот фильм стал дебютом в кино. Роль ее матушки Хариты Игнантьевны Огудаловой блестяще исполнила Алиса Фрейндлих

Художник по костюмам "Мосфильма" Наталья Иванова создала для них наряды, достойные Чарльза Ворта.

Если вы помните, Островский описывает своих героинь именно модницами:
"Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.
Лариса Дмитриевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно".



Харита Игнатьевна испытывает финансовые трудности, но не экономит ни на приемах, ни на туалетах.

Ее платья вполне могла бы и носить ее дочь. Более того, у Ларисы в фильме есть платья намного скромнее и проще чем у ее матушки.



Справедливости ради стоит заметить, что это повседневное дневное платье Ларисы

А вот здесь можно увидеть домашнюю одежду мамы и дочки -

Платья главных героинь сшиты в лучших традициях 1870-х годов, времени, когда на модном европейском Олимпе царил англичанин Чарльз Ворт. Первый кутюрье с мировым именем  не только облегчил женский подъюбник, создав кринолин из китового уса и металлических прутьев взамен многослойным нижним юбкам, но также заузил романтический викторианский низ платья, придав женским силуэтам естественность и, на мой взгляд, эксцентричную сексуальность, поместив на попу подушку для пышности - тюрнюр.



На дне рождения Ларисы

Цвета Ларисы - голубой и коричневый. Лариса - нежная, романтичная и чувствительная девушка, у нее нет прагматичной жилки своей маменьки. "Ведь это эфир", - как охарактеризовал ее Кнуров.

Вожеватов. Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо.
Кнуров. То есть правду?
Вожеватов. Да, правду; а бесприданницам так нельзя. К кому расположена, нисколько этого не скрывает.
"Бесприданница" А. Н. ОстровскийНо ее любовь вполне земная

И у Ларисы Гузеевой получилось создать немного эфемерный, невесомый и даже где-то не от мира сего образ этого персонажа. Что и подчеркивает голубой цвет платьев героини. Все три "главных" платья Ларисы - голубого цвета разных оттенков.

Одно из самых красивых и романтичных платьев Ларисы в фильме - то, что она надела на свой день рождения

Платье именинницы сшито по моде 1880-х годов. Это период еще называли эпохой позитивизма.



Слева направо: иллюстрация 1881 года, платье примерно 1880-х годов США, английское платье 1878 года (с)The Metropolitan Museum of Art

Много кружев, ткани и все это разных фактур и видов в одном и том же наряде. Оборки, воланы, рюши, драпировки и шлейф. И нет, это не было слишком; это просто было модно. Подчеркнуть свое состояние, свои возможности, вкус и фантазию.

А популярный в это время вырез каре и обилие деталей определенно навеяны рококо, Марией-Антуанеттой и маркизой де Помпадур.


Маркиза де Помпадур

Бабочки нашитые на вырез платья отсылают к строкам романса на стихи Эльдара Рязанова.

"Я, словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо
В любовь волшебную страну,
Где назовут меня любимой."



Силуэт (возвращаясь к моде), конечно же, не соответствует рококо, подробнее о нем на примере следующего платья. А пока интересная деталь - второй шлейф, перекликающийся цветом с тесьмой, пущенной по лифу и манжетам.



На этой фотографии можно рассмотреть крепление шлейфа -



Следующее платье Ларисы приглушенного  мятного оттенка так и веет свежестью. На дворе весна, Лариса собирается замуж и предвкушает то, как изменится ее жизнь. Да, она бежит, но у нее все еще есть надежда.



Фотография 1877 года и кадр из фильма



Вид сзади

Благодаря светлому сюртуку Юлия Капитоновича в этих сценах, он гармонично смотрится с Ларисой. Его переполняют чувства и он уверен, что он на коне.

Мода 1880-х очень изящна. Это именно тот период, когда юбки узки, а турнюры стали уже не слишком объемны -


Сравните модный силуэт в начале 1870-х с 1880-ми

Про обилие кружев, драпировок, слоев и декора я уже писала. Светлые оттенки - голубые, зеленые, розовые стали популярны как раз в это же время. До этого платья шились более темных тонов


Сравните детали платья Хариты Игнатьевны и мисс Кратерн из Монреаля в 1880 году

Платье, которое Ларисе подарил Карандышев стало ее последним. И то, как лежат брюссельские кружева и резкие тени на этих кадрах читаются мне предчувствием трагедии.





Вспоминая работу над в фильмом в интервью 7дней.ру Наталья Иванова говорила, что эти сложные с точки зрения изготовления платья шились в ужасной спешке, свойственной манере работы Эльдара Рязанова - "на вчера":
"…надо знать Рязанова, он был такой "парень-шухер". Объяснит, какой нужен костюм, и тут же выясняется, что съемка уже завтра. И вот группа отправилась в Кострому, а я в Москве шила костюмы и туда их отправляла".



Иногда платья терялись… Так произошло с кино-гардеробом Людмилы Марковны Гурченко. Да-да! Не удивляйтесь, она тоже снималась в "Жестоком романсе", играла роль актрисы Кручининой. По задумке сценаристов Кручинина, любовница Мокия Пармионыча Кнурова, репетировала постановку "Дама с камелиями". Ее-то театральные костюмы и потерялись по дороге из Москвы в Кострому. Много времени спустя их обнаружили в пожарных ящиках Мосфильма. Увы, сюжетную линию Гурченко полностью вырезали из картины.Создавать исторические костюмы 1870х (с изобилием декоративных элементов: кружев, плиссировок, лент, цветов и фактур тканей - мода была такая…) в 1980-х годах из крепов (сатинов и жоржетов), кроме которых найти в продаже что-либо путное было почти невозможно, - подвиг.

Художники по костюму в такой ситуации  все время что-то изобретали. Для этих платьев взяли простые ткани, затем покрасили в нужные тончайшие оттенки. На студии раньше была знаменитая "красилка" (помещение для окраски тканей, красильня), в которой работала тетя Катя, обладавшая вкусом неимоверным, изумительным, чутьем каким-то цветовым. Все художники становились к ней в очередь за крашением. Сейчас можно пойти выбрать и купить любую ткань. Тогда этого не было. Нет тесьмы - взяли простую шелковую искусственную ленту и из нее накрутили декор для платья

В отличие от голливудской традиции, понимания, что костюмы полюбившихся зрителю героев кинолент нужно беречь и сохранять в первозданном виде, в то время еще не было. Оставляли для истории только штучные дорогостоящие экземпляры. Принятая практика - использовать подходящие костюмы для других кинолент. При этом они нередко переделываются.

В последние годы проводится систематизация, приведение в порядок, атрибуция и реставрация знаковых костюмов. Что-то удается, что-то нет.
Например, голубое платье Ларисы Огудаловой, в котором она пела "А напоследок я скажу...", спасти не удалось. Его нашли уже в плохом состоянии, и после стирки оно приказало долго жить.



Отреставрированное платье из фильма "Жестокий романс" в музее "Мосфильма".

Но удалось восстановить другие платья из этого фильма, которые теперь красуются в экспозиции маленького музея костюма "Мосфильма". Например, голубое платье, украшенное бабочками, с дня рождения Ларисы, в котором она принимает подарок Паратова - драгоценное колье. Кстати, "роль" колье выполняла обычная чешская бижутерия. И здесь интересна перекличка с театром, где также вместо драгоценных камней используют стразы, которые под светом софитов блистают гораздо натуральнее оригиналов.

С большим трудом оживили и бирюзовое платье с белым кружевом и заново восстановленными заутюженными складками гофре.

Собрано  Oтсюда, Отсюда, ОтсюдаОтсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up