Аутентичность, зарубежные референсы и борьба с «лубком» - на примере сериала о крепостной России «Вольная грамота» художник по костюмам Елена Брянская рассказывает о профессии
Практические вопросы
Кадр из сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»
Задача художника в кино - перенести на экран некую фантазию. После первого прочтения сценария появляются первые эскизы - наброски твоего видения, черновики. И только после многочасовых разговоров с режиссером рождаются определенные образы, своего рода основа, на которую нанизываются идеи. По каждому персонажу я собираю отдельные папки - одежда, обувь, аксессуары, детали. Я их называю «милые мелочи». Затем из выбранного собираю пазл - детально прорисовываю эскизы, подбираю материалы, готовлю техническое задание на изготовление костюма. После раскроя и первой сборки мы начинаем «подгон» под актера. Мы имеем дело с кино, а не с индустрией моды, то есть актеры должны комфортно чувствовать себя в своей одежде длительное время. Кроме того, вещи надо будет стирать. Вышивка, пуговички, воротнички - все детали, которые есть на костюме, нужно к этому подготовить.
Конечно, у меня есть группа мастеров, которые занимаются пошивом одежды. Но я и сама шью - на «Вольной грамоте» я сделала практически все головные уборы и воротнички для главных героинь.
Эпоха 1830
Кадр из сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»
Действие сериала происходит в 1830 году, эпоху бидермейера. Если мы взглянем на картины того времени - увидим барышень-«валентинок», то есть женщин с огромным количеством бантиков и розочек, с несуразно пышными рукавами. Когда я узнала про выбранное время, ужаснулась: очень уж не люблю в жизни все «конфетное». К счастью, мы с Дмитрием Геннадьевичем Черкасовым, режиссером сериала «Вольная грамота», в этом плане близки: нам обоим не нравится «лубок».
Кадр из сериала «Вольная грамота»
Мы договорились, что актеры в кадре будут выглядеть максимально естественно, не парадно. Ведь история, которую мы снимаем, - про провинциальное российское дворянство. В быту дворяне того времени не носили нарядные платья и не ходили в перьях, они выглядели обыденно. Есть много нюансов, которые художник по костюмам должен изучить: как персонажи двигаются, чем они занимаются в свободное время. У нас было много консультантов, знакомых с бытом того времени, и детали мы собирали буквально по крупинкам.
Откуда берутся идеи
Для «Вольной грамоты» мы использовали широкий набор референсов из мирового и отечественного кино и литературы. Я очень люблю голливудский кинематограф 30-40-х годов и советское кино (например, «Война и мир» Бондарчука, «Дубровский», «Дворянское гнездо» Кончаловского). Понятно, что у меня есть любимые фильмы - «Звезда пленительного счастья», например.
На съемках сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»
Костюмы часто рождаются как аллюзии на определенные «культовые» фильмы, подходящие эпохе. Плащ, в который одет один из главных героев «Вольной грамоты», я увидела в картине «Банды Нью-Йорка». Мне нравятся фильмы BBC за их достаточную точность, за правильно выбранные тона и полутона времени. Но зарубежные референсы важно адаптировать под российские реалии.
Аутентичность
В историческом кино есть определенная «классика жанра», от которой никуда не денешься, например - крой и силуэт. В 1830 году не носили зеленого, и этот цвет нельзя использовать в кадре. На крупного актера вдвойне сложно сшить костюм, опять же из-за кроя.
Тем не менее приоритетными для меня остаются не мода и стиль, а то, подходит ли актеру тот или иной костюм, помогает ли он выразить нужный образ. Дотошная реконструкция только повредила бы фильму. Средний рост мужчины того времени был 1,60, а размер ноги девушки - 32. Попытка приладить моду тех дней к нашим фигурам была бы смехотворной. Поэтому главным было сохранить дух эпохи и при этом сделать костюмы достаточно удобными.
На съемках сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»
Слава богу, что сейчас есть интернет: я виртуально прогулялась по музеям мира, где выставлены аутентичные вещи. Некоторые аксессуары - точная копия экспонатов. Например, прозрачный капор главной героини или туфли одного из героев. Многое я купила на блошиных рынках, которые просто обожаю. Кружева для главной героини мне привезли из Ирландии и Брюсселя. Мы проработали в деталях все что смогли. Даже пуговицы на мундиры для нас спциально отлили в Санкт-Петербурге - найти «правильные», эпохи Николая I, где у двуглаого орла опущены крылья, оказалось невозможно. Таким деталям я уделяю огромнейшее внимание.
Кроме того, в выбранных материалах нет и намека на синтетику - только натуральное сукно, хлопок, батист российских и белорусских мануфактур. И в этом как художник я тоже видела отражение времени.
Какие образы и костюмы - особенные
Эскизы платьев для Полины из сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»
Как я уже говорила, при создании костюмов на «Вольной грамоте» активно использовались зарубежные референсы. Полина, главная героиня фильма, для меня - русская Джейн Эйр. Главный вопрос для меня был - как трансформировать ее из воздушной девушки, воспитывавшейся как графиня, в крепостную, и показать через костюм, как она внутренне выросла, перейдя через весь свой «ад». Эту задачу я решила цветом: изначальный костюм актрисы изумрудно-голубой, цвет счастья и благополучия, потом, в сложный период ее жизни, он становится серым и в заключительных сериях уходит в правильный синий цвет.
Эскизы платьев для Катерины Фото: кинокомпания «Щука»
Образ другой героини, Катерины, рождался с большим трудом. В конце концов, я пришла к режиссеру и говорю: «Давайте мы представим, что перед нами русская Жорж Санд. Потому что она - единственная женщина, которая скачет верхом и охотится наравне с мужчинами». Для актрисы мы сшили «амазонку» по лекалам из портновских журналов того времени, их удалось найти в библиотеке, на которую ушло почти двенадцать метров бархата. В итоге удалось создать интересный женский образ.
Кадр из сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»
Елена Брянская на съемках сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»
Одного из героев-мужчин мы за глаза называли «граф Дракула». В его образе присутствует достаточно много красного, бордового, что связано с его сценарным образом злодея. Когда зритель смотрит кино, он интуитивно по цветовому решению костюма понимает - положительный перед ним герой или отрицательный. Но важно делать и поправку на время. Несмотря на свой злодейский ореол, герой одет как истинный денди.
Крепостные в фильме
Кадр из сериала «Вольная грамота»
В «Вольной грамоте» много героев-крепостных. В создании их образов я опиралась на картины «Дворянское гнездо», «Дубровский», «Станционный смотритель». Крестьяне сопровождают наших героев на протяжении всей картины. Как и с дворянами, главным требованием режиссера было отойти от лубочности.
Кадр из сериала «Вольная грамота»
Я собрала достаточное количество аутентичных костюмов из домотканной ткани. Все это мы стирали и выбеливали, чтобы создать нужный эффект. Были актеры, которым приходилось ходить в рваной одежде, что им не очень нравилось, но я успокаивала их тем, что их персонажи в жизни бы не зашили рубаху: такое было время.
Взаимодействие с группой: режиссер, гример и художник-постановщик
На съемках сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»
Творческая команда - глаза и руки режиссера. Важнейшая задача для всех нас - работать на воплощение режиссерских идей. Первые полтора месяца «Вольной грамоты» мы общались по проекту каждый день. Читали сценарий, погружались в то время, обсуждали детали костюмов. Дмитрий Геннадиевич высылал съемочной команде большой список фильмов для просмотра, приблизительно соответствующих эпохе. Для него очень важно, чтобы образ был достоверным. Дмитрий Геннадиевич говорит: «Вы мне можете предложить все, что угодно. Но я задам вам один простой вопрос - видел ли я это где-нибудь еще?» Не нужно предлагать вариант режиссеру, если ты сам в нем сомневаешься.
На съемках сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»
50% успеха того или иного образа - работа художника по гриму. На «Вольной грамоте» наш гример Сережа Сирин давал очень много подсказок и советов по референсам. Однажды, в сложный момент поиска образа героя, он посоветовал мне посмотреть «Страшные сказки» Маттео Гарроне. Я нашла в нем нужные мне детали: воротник, туфли и браслет.
Елена Брянская на съемках сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»
Когда становится известно, в каких интерьерах мы снимаем, героям необходимо попасть в их цвет и стиль. Но в подготовительный период не всегда удается плотно общаться с художником-постановщиком: он ищет объекты, постоянно в экспедициях. В связи с этим на «Вольной грамоте» возник комичный случай, когда наш герой встал у окна в красивом шелковом халате и в итоге практически слился со шторами. Пришлось внести изменения в костюм актера.
Я - одна из тех, кто не представляет себя без площадки. Есть художники по костюмам, которые на съемках практически не появляются. А для меня самый тяжелый этап - подготовительный, в нем немного не хватает драйва и вдохновения. Когда я на площадке, во мне бушует энергия. Я всегда на подхвате. Бывает, во время съемок шью костюмы или делаю шляпки. Могу даже сидеть на плейбеке и вышивать актрисе воротник.
Работа с актерами
Кадр из сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»
Когда образы только рождаются, еще не знаешь, кого и на какие роли подберут. Иногда мне кажется, что я все придумала идеально, а в итоге утверждают актера, которому костюм катастрофически не идет. Поэтому я всегда прошу своевременно предоставлять мне каст. При первой встрече с актером я всегда спрашиваю: каким он видит свой образ. Иногда актеры подкидывают очень интересные идеи, иногда - капризничают, и приходится «стиснув зубы» молча делать свое дело. Но в 90% случаев актеры доверяются мне.
Современное кино или историческое?
Кадр из сериала «Вольная грамота»
Я люблю оба направления. Но, конечно, они абсолютно разные. Легко ли работать на современной истории? Наверное, легче: во-первых, здесь художник по костюмам практически не работает с актерами массовых сцен. Что в историческом кино - львиная доля труда. Второе отличие: простота производственного цикла. На современном фильме была ситуация, когда у меня оставалось только два часа, чтобы быстро смотаться в магазин и купить наряд актрисе. В историческом кино представить себе такое невозможно. В современных историях многие костюмы для героев я беру из своего гардероба или из того,что понравилось и было когда-то куплено на всякий случай.
Чего не хватает отечественному кинопроизводствy
Елена Брянская, художник по костюмам Фото: кинокомпания «Щука»
У художников по костюмам сегодня очень мало времени на подготовку, при этом - часто небольшой бюджет. Много приходится заниматься техническими моментами в ущерб творчеству. Актеров почти всегда утверждают в последний момент, что даже в современном кино очень тяжело (не говоря про историческое).
Конечно, не хватает ассистентов: их должно быть гораздо больше. Например, тех, кто занимается военными костюмами или актерами второго плана. Как художник по костюмам я должна складывать множество элементов в единую картину, а не работать по мелочам. Хотелось бы, чтобы актерские институты преподавали искусство ношения костюма. Артисты не умеют носить костюмы, головные уборы, платья, перчатки. Приходится учить их этому прямо на площадке.
Отсюда