Африканские свадебные наряды - Кения

Oct 31, 2019 01:00

В Кении проживает около 46 млн. человек, которые принадлежат к более чем 40 племенам и народам. Государственный язык суахили (это также государственный язык в соседних Танзании и Уганде).

Подавляющее число народов в Кении собственной традиционной племенной одежды не имеет, они уже ассимилировались и отэтногенезились до такой степени, что носят традиционную восточноафриканскую одежду, даже не кенийскую, а именно традиционную для Восточной Африки. Вот давайте на эту одежду  сначала взглянем.

Традиционной яркой и красочной хлопчатобумажной одеждой, которую носят восточноафриканские женщины и которую покупают многие туристы, посещающие Африку, является канга (kanga).



Это танзанийская канга, а не кенийская, но тут лучше всего и понятней видно, какой на канге узор. Обратите внимание на точки на черном фоне, а потом на птицу внизу.

Канга - это похожая на саронг одежда, по большому счету прямоугольный кусок печатной хлопчатобумажной ткани, размером примерно 1,5×1,0 м. с широкой каймой со всех четырёх сторон, и с каким-то узором в центре. Кайма на языке суахили (один из языков банту) называется пинд, а узор в центре называется мджи.

На мджи, в конце одного из длинных краев часто есть полоска с текстом. Этот текст называют джина канг (джина дословно - "имя"). Обычно текст представляет собой пословицу или загадку, типа "Жадность всегда бесполезна" или "Взаимная любовь решает проблемы".

Считается, что название канга происходит от древнего глагола ку-канга языков банту, который означает "заворачивать".



Шахматный рябчик (guinea hen)

Есть еще одно объяснение происхождения этого слова. Самым ранним рисунком канги был узор с мелкими точками или крапинками, которые выглядят как оперение местной птицы под названием шахматный рябчик (guinea hen), который на языке суахили (один из языков банту, на котором говорят в Кении и близлежащих странах) также называется канга.



Здесь тоже канга с рисунком, который включает мелкие точки-крапинки, но вообще сейчас это канге уже не свойственно, ее делают более красочной, благо с красителями и качеством окраски тканей проблем больше нет, в отличие от...

Канга существует уже достаточно давно, и есть несколько  мнений относительно того, откуда появилась такая одежда и где она впервые возникла.

Предполагают, например, что ее местом рождения мог быть Занзибар, поскольку это был крупный торговый порт (Занзибар - это не только город и порт, но и островной архипелаг в Индийском океане у побережья Танзании, соседки Кении)



Современный вариант канги (не просто завернуться, а сшито как платье). На традиционные свадьбы из канги часто шьют платья подружек невесты

В принципе есть две основных легенды о происхождении канги.

Первая - Мерикани (Merikani)

Есть теория, что кангу начали изготовлять из небеленой хлопчатобумажной ткани, импортированной в XIX веке из США. В Занзибаре эта ткань была известна как мерикани (от слова American). Мерикани ассоциировалась с рабством, поскольку американцы занимались работорговлей, и мерикани носили рабы. В Африке мерикани начали окрашивать в черный или темно-синий цвет, используя местную краску индиго.

Вторая  - Ленкос (Lenços)

Согласно другой теории канга появилась благодаря португальцам. Португальские торговцы из Индии и Аравии привозили платки, называемые ленко. И "модные" дамы в Занзибаре и Момбасе (порт в Кении) начали использовать их в качестве одежды, сшивая шесть платков в узор 3 X 2, чтобы создать один большой прямоугольный кусок ткани. Вскоре ленкос стали популярны во всем прибрежном регионе Восточной Африки, а затем проникли вглубь страны вплоть до района Великих озер. В некоторых местах их до сих пор называют по-португальски, не канга, а лесо (leso), лесос (lesos) или лессос (lessos).



Современный вариант канги. На традиционные свадьбы из канги часто шьют платья подружек невесты

Широкое распространение в Восточной Африке канга получила в XIX веке. Но свой хлопок там тогда еще не выращивали, и хлопчатобумажные ткани импортировались. В Кении и Танзании свои ткани из местного хлопка начали производить только в XX веке.

Джина канг (надпись) появилась на одежде в 1900-х благодаря торговцу в Момбасе по имени Кадердина Хаджи Эссак (Kaderdina Hajee Essak), также известного как Абдулла. Он свои ткани решил брендировать и помечать "K.H.E. - Mali ya Abdulla", а к этой надписи часто добавлял пословицу на суахили. Первоначально они были напечатаны арабскими буквами, а потом стали печататься латинскими. Думаю, что товары этого "Абдуллы" были гарантом некоего качества, раз их стали раскупать, а надписи прижились и стали традиционным узором.



Современный вариант канги. На традиционные свадьбы из канги часто шьют платья подружек невесты

Кроме канги существует одежда под названием китенге (kitenge или chitenge). Там ткань значительно более плотная чем в канге, и кайма там размещена только по длинной стороне, а не по всем краям. Kитенге обычно продается в трех частях (три куска ткани)



Слева подружки невесты в платьях с использованием китенге, а справа свадебный торт в стиле китенге.

Судя по всему канга является более дорогой тканью чем китенге. Пишут, что одинаковые платья из канги для подружек невесты (которые заказывает семья невесты) обычно могут себе позволить  только богатые семьи, и наличие таких платьев на свадьбе свидетельствует о достатке.

Платья из китенге несколько дешевле, да их чаще всего и не полностью из китенге шьют, а с добавлением китенге. К тому же производство уже массово освоено в Китае, даже на русскоязычной али можно найти имитации канги и китенге.

Сама кенийская невеста на свадьбе чаще всего в белом платье европейского стиля, канге и китенге зарезервировано для подружек.
Еще один вид традиционной восточноафриканской одежды называется кикой (Kikoy), и это тоже кусок ткани, по размеру скорее похожий на большое пляжное полотенце. Кикой или оборачивают вокруг головы в качестве тюрбана, или носят как юбку, или оборачивают вокруг плеча.


Насколько я поняла, как-раз в Кении в отличие от многих других африканских стран, этот головной убор хоть и традиционный, но не до такой степени популярный, чтобы носить его на свадьбу или прочие торжества.

Ну а теперь перейдем к традиционной свадебной одежде, ассоциирующейся с конкретными племенами и народами.

Кикуйю

Самой крупной этнической группой Кении является кикуйю (Gîkûyû, Agikûyû), которые проживают в центральной части Кении и составляют 22% населения страны. Кикуйю- англизированная форма их самоназвания гикуйу. Их численность - более 6 млн чел.



Слева ракушки каури, которые являются традиционным украшением одежды кикуйю, справа девушка кикуйю в каком-то традиционном ритуальном образе (видимо, специально для туристов), но не свадебном.

Как говорят сами кикуйю, еще до внедрения в кенийскую реальность западных модных брендов они находили свою модную индивидуальность и идентичность в собственных культурных корнях. И лучше всего она сохранена в свадебных нарядах. Традиционная свадебная одежда кикуйю является одной из самых узнаваемых в стране.

Одним из древнейших традиционных предметов женской одежды кикуйю является простая кожаная юбка с запахом, известная как мутуру (Muthuru). Она дополняется традиционным плащом - накидкой из козьей кожи, который называется ньятиба (Nyathiba).

В прежние времена одежда женщин кикуйю зависела от их статуса и в разные периоды жизни была слегка разной.

Девушка, еще не прошедшая обряд инициации, носила джикоко или гикоко (Gicoco), кожаный фартук, украшенный раковинами каури.



Каури (ципреиды или фарфоровые улитки)- семейство морских брюхоногих моллюсков, обитающих в тёплых, преимущественно тропических морях. Насчитывается около 300 видов. Каури отличаются изобилием вариантов рисунка и расцветки.
Раковины видов Cypraea moneta и Cypraea annulus использовались в качестве валюты, причем не только в Азии и Африке, но даже и на Руси.
Это случилось в XII-XIV веках, в так называемый безмонетный период, каури тогда использовались на Руси в качестве денег и носили название ужовок, жерновков, змеиных головок. Раковины каури часто находят при раскопках в погребенияx Новгородских и Псковских земель.
Одним из факторов, почему данная ракушка приобрела такую популярность в качестве денежной единицы, является отсутствие возможности её подделать. Они имеют очень сложную форму и все попытки древних "фальшивомонетчиков" изготовить фальшивые ракушки проваливались. О том, что были попытки подделать раковины каури, говорят найденные в разных странах мира ракушки, сделанные из камня, кости и других материалов. Им была придана форма, максимально приближенная к оригиналу, однако то, что это не настоящие каури, было видно невооруженным взглядом.

После обряда инициации девушке кикуйю полагался миниуру (Miniuru) - фартук, полностью украшенный бисером / бусинами.

Когда женщина беременела, она начинала носить ндохи (Ndohi)- широкий пояс из бисера / бусин

Сейчас, конечно, такие обычаи уже не соблюдаются, а традиционная одежда носится только по особым случаям, например, на свадьбу



Традиционная свадебная одежда народа кикуйю из Кении.



Традиционная свадебная одежда народа кикуйю из Кении. Что за шапка на мужчинах, не нашла. Традиционные "дикие" снимки с трайбовой одеждой "для туристов" с какими-то совсем другими шапками и даже перьями.



Традиционная свадебная одежда народа кикуйю из Кении.

В свадебном обряде кикуйю существуют две основные церемонии: переговоры о приданном Ruracio и сама традиционная свадьба Ngurario. По значению они не уступают друг другу.

На свадьбу принято одеваться как можно шикарней.



Традиционная свадебная одежда народа кикуйю из Кении.



Традиционная свадебная одежда народа кикуйю из Кении.

Традиционное "фирменное" платье кикуйю при этом будет коричневого цвета, так как испокон веков свадебная одежда шилась из кожи, а коричневый там самый распространенный цвет.



Слева невеста кикуйю в традиционном "фирменном" стиле, справа свадебный торт в традиционном "фирменном" стиле.

В наше время большинство кенийцев принадлежат к какой-то мировой религии, в основном они христиане, поэтому традиционные свадебные платья несколько видоизменились - не только осовременились, но и стали покрывать намного большую часть тела и не состоят больше только из юбки, плаща и пояса с бисером / бусинами.



Традиционная свадебная одежда народа кикуйю из Кении.



Традиционная свадебная одежда народа кикуйю из Кении.



Традиционная свадебная одежда народа кикуйю из Кении.

Вместо кожи стали использоваться обычные ткани традиционного коричневого цвета. А кроме традиционных бусин и раковин каури свадебные платья стали украшать кружевами, рюшами, тюлем и т.д., кроме того, свадебные силуэты приобрели современный ака западный вид. Тем не менее свадебный наряд кикуйю трудно спутать со свадебным нарядом кого-то еще, он очень узнаваем



В заключение вот такой современный свадебный наряд, где к традиционному дизайну кикуйю добавили китенге.

Mасаи /  самбуру

Следующим народом, на чью свадебную одежду мы здесь посмотрим, будет племя масаи, а также родственное им племя самбуру.



Традиционная свадебная одежда масаи

Масаи - полукочевой африканский нилотский коренной народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Нилоты - это очень ярко выраженная негроидная группа людей, с очень темной кожей, высокие, с вытянутой головой, от банту (большинство некочевых племен Кении, например кикуйю) они очень сильно отличаются. Нилоты означает, что это племена, которые исторически жили вдоль Нила в его верхних течениях, не там, где египтяне.  Самбуру живут на севере и в центре Кении на территории одноименного национального заповедника (Самбуру).

Масаи являются одним из самых известных племён Восточной Африки, с которым Кения чаще всего и ассоциируется. На русском языке очень много про них написано, причем утверждается, что они чуть ли не титульная нация.

Отнюдь.

История масаи на самом деле очень печальна.



Традиционная свадебная одежда масаи / самбуру из Кении

Ещё в XIX веке масаи полностью контролировали саванны, были очень многочисленны, с трудом соглашались на компромиссы с европейцами и, хотя в открытую и не воевали, но особо и торговлей не занимались. Они были скотоводами и по своим религиозным верованиям считали, что им принадлежит весь скот и вся саванна. А остальные, видимо включая английских колонизаторов, хотят только у них скот украсть и больше ничего.

А потом разразилась эпидемия сонной болезни, распространяемой мухой цеце, много народа умерло и это привело к значительному ослаблению племени.



На этом снимке главное не одежда, а дом на заднем плане, который многое говорит об общем уровне жизни этого народа. Обратите внимание на клетчатое платье. Мода на такой наряд появилась у масаи / самбуру в 1990-е.

Даже в наше время, несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, сильно близкий к первобытно -общинному, хотя с каждым годом поддерживать этот примитивный уровень жизни становится все труднее.



Традиционная свадебная одежда масаи / самбуру из Кении

Никто не может сказать точно, сколько масаи и самбуру где проживает. У них нет документов / паспортов, и переписи населения в районах их обитания не проводятся. Думаю, что про какое-то образование и школы говорить просто глупо, их нет. Медицинское обслуживание тоже отсутствует, они до сих пор умирают из-за укусов мухи цеце и прочих эпидемий.

Считается, что их в саванне примерно от 900 тысяч человек до миллиона, из них, возможно 350 000-450 000 живёт в Кении.

Когда в Кении развернулся туризм, масаи / самбуру не смогли воспользоваться выгодой своего контроля над саваннами. Находящиеся у власти племена охотно признали за ними традиционное "владение" всеми животными и передали им также функцию охраны заповедников, в то время как ограниченная группа менеджеров из других племён взяла в свои руки индустрию туристских сафари. В итоге, туризм практически не улучшил благосостояние масаи / самбуру. И хотя сафари приносят стране и сидящим на финпотоках вождям очень много денег, именно масаи с самбуру их не видят. В результате они начали заниматься тем, что можно назвать выцыганиванием и выклянчиванием денег, иногда прямо в виде милостыни, а иногда в виде каких-то этно-мероприятий. Именно поэтому так много туристов, включая российских, стали приглашаться на в том числе и их свадьбы. И эти туристы  начали считать масаи чуть ли не титульной нацией Кении, а их обычаи и традиции чуть ли не эталоном кенийской культуры.



Традиционная свадебная одежда масаи / самбуру из Кении

При этом во всех рассказах о свадьбах масаи / самбуру очень много пишется про свадебные обычаи и традиции (как отец в дочь плюет и как она оглядываться не должна, когда отчий дом покидает, чтобы в камень не превратиться и т.д. и т.п.), и с гулькин нос про собственно одежду.

В племени масаи девушки на выданье носят жесткие плоские воротники из бисера, нанизанного на проволоку. Именно по таким украшениям можно узнать, что это потенциальная невеста,

Воротники эти девушки делают сами, и они играют важную роль, не только декоративную, но и социальную.

Само украшение, как и где оно носится, выбор цветов и их комбинаций - все это несет смысл, говорит о возрасте и статусе женщины.



Традиционная свадебная одежда масаи / самбуру из Кении

Цвета, используемые в украшениях, символизирует отношение людей к животным.

Красный - это сила, цвет крови коровы, которую забивают для проведения церемоний.
Голубой олицетворяет собой небо, дарующее воду для скота.
Зеленый - это цвет травы, пастбищ для скота.
Оранжевый - цвет гостеприимства.
Черный ассоциируется с трудностями, через которые проходит человек в своей жизни.
Белый - цвет молока, даваемого коровой, священным животным племени масаи.



Традиционная свадебная одежда масаи / самбуру из Кении



Традиционная свадебная одежда масаи / самбуру из Кении

Помимо воротника важной частью внешнего вида уже как женщин, так и мужчин является множество бус. Они плетутся со сложным рисунком и укладываются на шее в многослойные орнаменты, которые могут говорить о многом, например, являться символом власти, отличием друг от друга социальных групп или сообщать о том, что у его хозяина есть способности к колдовству. И они все удивительно красивы, именно поэтому масаи / самбуру, несмотря на свою жуткую бедность и отсталость стали неким культурным символом Кении.



Мужчины на свадьбу раскрашивают лица охрой. Не только жених, но и его друзья тоже.

Жених масаи и самбуру на свадьбу раскрашивают себя красной краской, которая является смесью из охры и бараньего жира. А самбуру охрой красят еще и волосы, в результате выглядят рыжими.



Традиционная свадебная одежда масаи / самбуру из Кении



Традиционная свадебная одежда масаи / самбуру из Кении

Невесте же часто бреют голову. И лицо иногда тоже раскрашивают.



Традиционная свадебная одежда масаи / самбуру из Кении

В повседневной жизни мужчины и женщины могут ходить топлес или носить набедренную повязку, часто из китенге / канги

До появления англичан масаи / самбуру носили шкуры животных, а сейчас только женщины используют куски кожи в качестве передников. И еще шкуры применяются в ходе церемоний.

А так народ перешел на ношение одежды из анкары (это больше западноафриканский принт с яркими узорами) или китенге / канги , причем любимый цвет у них красный (это цвет крови коров, которую они церемониально пьют). В 1990-х постепенно в моду стали входить женские клетчатые юбки.



Ну а вот это вот датская кронпринцесса Мэри (жена наследника датского престола кронпринца Фредерика, невестка царствующей королевы Дании Маргрете II). Приехала в Кению в какой-то из очередный "социальных" туров показать то ли заботу, то ли еще чего, нарядилась в трайбовую одежду и зачем-то изображает из себя туземку. От ее "заботы" жизнь у туземцев ну вообще никак не улучшиться, ни денег, ни школ, ни медицинского обслуживания, да Мэри это и не нужно совсем.





В общем масаи и самбуру жалко. Живут почти в каменном веке, занимаются цивилизованным попрошайничеством, и вроде сами виноваты, потому что ничего не хотят менять.  Выживут эти племена, не выживут, непонятно. Но все по закону Дарвина.

Но это  такая вот страна Кения. Страна контрастов. Даже по свадебным нарядам и обрядам видно - от сильно европеизированных до таких вот совершенно трайбовых.

этномода, Африка, свадьба

Previous post Next post
Up