Это русский народный промысел, зародившийся в 1860-х годах в деревне Старое Рахино Новгородской губернии. Крестецкой вышивкой украшали как предметы одежды, так и занавески, скатерти и полотенца. ( Read more... )
Интересная дата "зарождения" крестецкой вышивки - 1860. Особенно с учётом царского указа об поэтапном освобождении крестьян из под крепостного права в 1861 году. Что может означать, что в какие-то далёкие годы местный помещик решил как-то разнообразить жене наряды завёл у себя мастерскую из крепостных вышивальщиц, коих каким-то образом выучил на стороне, а потом обязал крепостных жительниц своей деревни сдавать ему вышивку в определённом стиле, ну а через какое-то время ремеслу выучились большинство женщин деревни. А потом они выкупились и общиной договорились с какими-то купцами о закупке их продукции, для прибавки бюджета своего домохозяйства, а купцы вложили вышивку на открытый доступ. Интересно, кто были эти помещики, что заложили основу крестецкой вышивки.
О зарождении крестецкой вышивки, к сожалению подробностей не знаю. Но на развитие народных промыслов сильно влиял транспорт - если вывозить из деревни товар далеко и дорого, промысел не имеет смысла, а если рядом строят железную дорогу и пускают пароходы, то промысел становится выгоден. А в конце 19 века железнодорожное и пароходное сообщение активно развивалось.
Безусловно, вы правы, транспорт играет важнейшую роль в развитии производственных отношений. Но если смотреть на сам товар, то ручная вышивка - это не тот товар который требуется грузить вагонами. И вы правы, что рост популярности крестецкой вышивки совпала и с развитием железнодорожного транспорта в России. Но всё же железнодорожный транспорт был особо важен для относительно габаритных товаров или имеющих большие объёмы, так же он важен для товаров имеющих ограниченные сроки годности. Ну а вышивку с одной деревни можно и обозом на нескольких санях за раз в конце зимы скупить и вывезти на склады в Петербург, тем более что не очень далеко. Да и после завоевания чингизидами на Руси появилась почтовая служба с дорогами, пусть и грунтовыми, но зато с мостами. А то ведь до этого народ ездил по руслам рек зимой и сплавлялся на речном транспорте летом
( ... )
По поводу транспорта - известный исследователь кружевного промысла Софья Давыдова писала, что на развитие кружевного промысла влияли именно железные дороги, они сильно облегчали вывоз товара - перекупщица скупит мешок кружев у мастериц, на себе оттащит на вокзал, купит билет и привезет в город. Видимо, у этих перекупщиц не было возможностей организовать несколько саней с лошадьми и возчиками, чтобы везти товар в город. А серьезные люди, способные организовать рукодельный бизнес на профессиональном уровне, крайне редко этим занимались
( ... )
Про причины расцвета промысла, то я с вами полностью согласен, даже добавить нечего. Правда, я выше писал про зарождение промысла, а не развитие
( ... )
По поводу зарождения промысла. Промыслом обычно называют не то, что крестьяне делали для личного пользования, а то, что они делали на продажу. Поэтому промыслы бытовали в тех районах, где была дорога к ярмарке
( ... )
В этом конкретном месте (Крестцы) проходила собственная большая ярмарка.
Другое дело, что, видимо, кружев было мало, закупались они не по самым высоким ценам, заезжие купцы их у себя локально продавали. И купцы-перекупщики ведь не рассказывали, где такое делают, в тайне источник дохода хранили. :-)
А потом это все вышло на международный уровень и стало элитным товаром для русского дворянства, графиня Шувалова и князь Михаил Федорович поспособствовали. Вот тут то настоящая слава и пришла.
>>>А потом они выкупились и общиной договорились с какими-то купцами о закупке их продукции, для прибавки бюджета своего домохозяйства, а купцы вложили вышивку на открытый доступ. Интересно, кто были эти помещики, что заложили основу крестецкой вышивки
Вышивка зародилась в Старом Рахино, расположенном рядом с Крестцами.
И нынешняя фабрика находится именно в Креcтцах. Это очень старинное поселение, среневековое еще, ему 625 лет уже. Когда-то городом было. Там пересекались 2 важные дороги, стоял царский путевой дворец и проходила собственная большая ярмарка, куда съезжались купцы из других мест.
Наверно, способствовало и то, что в конце 19 века у богатых людей вышивка вышла из моды, зато популярно было кружево. Поэтому в деревнях на продажу чаще всего делали кружево, а не вышивку.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Другое дело, что, видимо, кружев было мало, закупались они не по самым высоким ценам, заезжие купцы их у себя локально продавали. И купцы-перекупщики ведь не рассказывали, где такое делают, в тайне источник дохода хранили. :-)
А потом это все вышло на международный уровень и стало элитным товаром для русского дворянства, графиня Шувалова и князь Михаил Федорович поспособствовали. Вот тут то настоящая слава и пришла.
Reply
Путевой дворец: Крестцы
Старое Рахино
Reply
Вышивка зародилась в Старом Рахино, расположенном рядом с Крестцами.
И нынешняя фабрика находится именно в Креcтцах.
Это очень старинное поселение, среневековое еще, ему 625 лет уже. Когда-то городом было. Там пересекались 2 важные дороги, стоял царский путевой дворец и проходила собственная большая ярмарка, куда съезжались купцы из других мест.
Кто был помещик в Старом Рахино, не знаю.
Reply
Reply
Наверно, способствовало и то, что в конце 19 века у богатых людей вышивка вышла из моды, зато популярно было кружево. Поэтому в деревнях на продажу чаще всего делали кружево, а не вышивку.
Reply
Leave a comment