О крестецкой вышивке, или как российский предприниматель народный промысел спас

May 16, 2019 01:00

Это русский народный промысел, зародившийся в 1860-х годах в деревне Старое Рахино Новгородской губернии.  Крестецкой вышивкой украшали как предметы одежды, так и занавески, скатерти и полотенца.
Read more... )

Россия, этномода, легкая промышленность

Leave a comment

Comments 34

nataveres May 16 2019, 06:42:09 UTC
Cпасибо. Нет, не слышала о такой вышивке. А какая она красивая, ах!

Георгиевы большие молодцы! И до слёз обидно, что предыдущие владельцы распродавали коллекцию музея, вместо того, чтоб развивать((

Reply

selyanka1 May 17 2019, 16:03:23 UTC
Да, как-то это название не на слуху. Но я порылась в своих ящиках и нашла салфеточки и льняную скатерть вроде бы с этой самой вышивкой. Где-то я ее когда-то прикупила. :-)

Reply


oksana_64 May 16 2019, 06:54:47 UTC
Спасибо за статью.
У меня бабушка что-то похожее вышивала вручную, называла "филейное кружево". Я в детстве у нее тоже училась, но навыков уже не осталось, я думаю.

Reply

selyanka1 May 17 2019, 16:04:42 UTC
Ох, уж наши бабушки! Все умели! :-)

Reply


amarok_man May 16 2019, 07:28:34 UTC
Настоящий подвижник !
Успеха ему в возрождении производства !

Reply

selyanka1 May 17 2019, 16:06:46 UTC
От всей души!

Reply


С надеждой. dreamrealizer May 16 2019, 13:04:43 UTC
Господи, может он и нашу переславскую вышивальную фабрику купит? У нее и состояние лучше, и зданий больше, и станки рабочие. И туристический потенциал выше.

Reply

selyanka1 May 17 2019, 16:09:58 UTC
Надежда умирает последней.

У него свободных денег то особо нет, он все вкладывает. Вот, для прочтения обязательно.
Время правильных:

Reply

dreamrealizer May 17 2019, 17:37:35 UTC
да... к нам его не заманить...

Reply

selyanka1 May 17 2019, 18:15:08 UTC
Мне кажется, что что-то очень сильно изменилось в последние пару лет.
Там "наверху" до тех, кто решения принимает, что-то дошло, наконец, по поводу "а трусы нам в Китае сошьют", что это в корне неправильная концепция.
Я не могу этого объяснить, просто выборка статей на некоторых важных сайтах изменилась, тематика очень сильно поменялась, вопросы в статьях стали обсуждать очень другие. Очень сильно, ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ сильно в российском интернет пространстве сузилась скрытая реклама западных инфлюенсерш, задававших тон элитарной моде, да еще и не проплаченной, то есть о них писали и их рекламировали чаще всего не за деньги, а за красивые глаза, ну или задницу. :-)))
Этномоду перестали рассматривать как нечто "деревенское".
И я уже молчу про серьезнейшие государственные программы по возрождению производства льна, конопли и шерсти, это очень мощный сдвиг, он потянет за собой все остальное.
Так что надежда есть, что кто-то захочет придти и ввязаться в этот бизнес тоже. :-))))

Reply


sunlands May 17 2019, 08:42:17 UTC
Интересная дата "зарождения" крестецкой вышивки - 1860. Особенно с учётом царского указа об поэтапном освобождении крестьян из под крепостного права в 1861 году. Что может означать, что в какие-то далёкие годы местный помещик решил как-то разнообразить жене наряды завёл у себя мастерскую из крепостных вышивальщиц, коих каким-то образом выучил на стороне, а потом обязал крепостных жительниц своей деревни сдавать ему вышивку в определённом стиле, ну а через какое-то время ремеслу выучились большинство женщин деревни. А потом они выкупились и общиной договорились с какими-то купцами о закупке их продукции, для прибавки бюджета своего домохозяйства, а купцы вложили вышивку на открытый доступ. Интересно, кто были эти помещики, что заложили основу крестецкой вышивки.

Reply

ludmila_tavolga May 17 2019, 09:57:56 UTC
О зарождении крестецкой вышивки, к сожалению подробностей не знаю. Но на развитие народных промыслов сильно влиял транспорт - если вывозить из деревни товар далеко и дорого, промысел не имеет смысла, а если рядом строят железную дорогу и пускают пароходы, то промысел становится выгоден. А в конце 19 века железнодорожное и пароходное сообщение активно развивалось.

Reply

sunlands May 17 2019, 10:44:03 UTC
Безусловно, вы правы, транспорт играет важнейшую роль в развитии производственных отношений. Но если смотреть на сам товар, то ручная вышивка - это не тот товар который требуется грузить вагонами. И вы правы, что рост популярности крестецкой вышивки совпала и с развитием железнодорожного транспорта в России. Но всё же железнодорожный транспорт был особо важен для относительно габаритных товаров или имеющих большие объёмы, так же он важен для товаров имеющих ограниченные сроки годности. Ну а вышивку с одной деревни можно и обозом на нескольких санях за раз в конце зимы скупить и вывезти на склады в Петербург, тем более что не очень далеко. Да и после завоевания чингизидами на Руси появилась почтовая служба с дорогами, пусть и грунтовыми, но зато с мостами. А то ведь до этого народ ездил по руслам рек зимой и сплавлялся на речном транспорте летом ( ... )

Reply

ludmila_tavolga May 17 2019, 11:06:51 UTC
По поводу транспорта - известный исследователь кружевного промысла Софья Давыдова писала, что на развитие кружевного промысла влияли именно железные дороги, они сильно облегчали вывоз товара - перекупщица скупит мешок кружев у мастериц, на себе оттащит на вокзал, купит билет и привезет в город. Видимо, у этих перекупщиц не было возможностей организовать несколько саней с лошадьми и возчиками, чтобы везти товар в город. А серьезные люди, способные организовать рукодельный бизнес на профессиональном уровне, крайне редко этим занимались ( ... )

Reply


Leave a comment

Up