Странные дела творятся нынче в мире моды. Глобалистских дизайнеров Дольче с Габбаной недавно обвинили в расизме и издевательствах над китайской культурой, когда они вдруг решили зачем-то научить китайцев, как надо есть, в смысле кушать.
Прям как у Крылова когда-то
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света...
Дело в том, что в конце ноября в Шанхае должно было пройти "Грандиозное модное шоу" от Dolce&Gabbana, где бренд предполагал показать аж 500 нарядов.
И в преддверии этого шоу DG выпустил в своем аккаунте в Weibo - одном из самых популярных сайтов в Китае - три тематических видео под названием "Поедание палочками", где была изображена китайская модель, которая при помощи палочек пытается есть такие блюда итальянской кухни как пицца, пирожные канолли и спагетти.
Все три ролика на китайском с переводом на английский.
Click to view
Предполагалось, что ролики будут шуточными, но как часто бывает в ситуациях, когда люди лезут не в свое дело, в котором не разбираются и которого не понимают, чувство юмора итальянских дизайнеров китайцы не оценили. Ролики признали стереотипным, а отношение к китайцам со стороны итальянцев - оскорбительно покровительственным и патерналистским.
В сетях поднялась волна возмущения, были составлены петиции с требованиями убрать ролики, в результате через 24 часа после публикации рекламные видео были удалены.
Одна из петиций от китайского студента в Беркли, Калифорния (очень престижный американский университет)
При этом в инстаграме появились комментарии от Стефано Габбано, где говорилось, что ролики были убраны без его участия, он бы сам их никогда не удалил, что за глупость не понимать шуток, все знают, что европейцы едят вилками и ножами, а китайцы палочками, что тут такого. В процессе спора он так разозлился, что назвал Китай страной дерьма, а китайцев поедателями собак.
Одновременно начались большие проблемы с шоу. Модели, которые должны были участвовать в показе, начали отказываться от работы, главный редактор китайского Vogue Анжелика Чунг улетела из Шанхая в Пекин, публично продемонстрировав, что не желает присутствовать на показе.
Кроме того, от приглашений отказались знаменитости, которых обычно завлекают в зал для рекламных целей и создания хайпа, а знаменитая китайская актриса Чжан Цзыи заявила, что в жизни не купит больше ни одной вещи D&G.
Китайская актриса Чжан Цзыи
Слева китайская актриса Ли Бинбин, справа китайская актриса Дилраба Дилмурат, которые отказались приходить на шоу в качестве специально приглашенных гостей
Шоу пришлось просто отменить.
Комментарии Стефано Габбана из инстаграма были удалены, а публике сказано, что его эккаунт был якобы взломан, а сам он ничего такого и не думал даже писать, и сейчас типа идет расследование и разбираются, кто, что и зачем написал.
Но было уже поздно.
Главные интернет платформы типа China's Kaola, Secoo, китайском Yoox Net-A-Porter, Farfetch China и даже Alibabа сняли бренд с продаж.
Китайцы не просто отказались покупать вещи D&G, но стали уже купленное ранее возвращать обратно в магазины.
D&G вынужден был отменить все свои презентации и мероприятия в Китае на следующий месяц (весь декабрь, Рождество, Новый год, далее Китайский новый год, самые продажи обычно начинаются)
Дела пошли настолько плохо, что в результате Дольче с Габбаной вынуждены были извиниться. Извинения были в письменном виде опубликованы в инстаграме бренда, а видео обращение с извинениями было размещено на ютьюбе.
Click to view
Речь дизайнеров звучит следующим образом:
"В последние несколько дней мы долго и с превеликой печалью размышляли о том, что произошло и что мы устроили в вашей стране. И нам очень жаль. В семьях нас всегда учили уважать различные культуры мира - вот почему мы хотим попросить у вас прощения, если мы неправильно истолковали вашу (культуру). Мы также хотим принести свои извинения представителям китайского народа по всему миру. Мы относимся к этому извинению чрезвычайно серьезно, как и к этому сообщению. Мы всегда были влюблены в Китай, мы много там бывали и посещали разные города.
Мы любим вашу культуру, и нам точно есть, чему у вас поучиться. Вот, почему мы очень сожалеем, если совершили ошибку в том, как мы самовыражались. Мы никогда не забудем этот опыт и это, разумеется, не повторится снова.
Мы и в самом деле будем работать над тем, чтобы исправиться. Мы будем проявлять уважение к культуре Китая всеми возможными способами. От самого сердца мы просим прощения. Простите"
В конце они говорят "Простите нас" по-китайски.
На западе в "модных кругах" извинение восприняли с некоторым удивлением, так как, во-первых, считается, что мир моды очень жестокий и ни за какое поведение там извиняться не принято, каким бы отвратительным оно не было, а во вторых, у Дольче с Габбаной своя репутация острых на язык людей, которые всегда говорят, что хотят, и никогда не считали нужным до этого ни перед кем извиняться,
Объяснение этому "странному" поведению нашли в том, что рынок Китая бренду, видимо, до такой степени важен, что проигнорировать эту ситуацию не удалось бы вообще никаким образом, особенно с учетом ведущихся сейчас торговых войн, всяких протекционистских тарифов, заградительных пошлин и т.д., в которых Китай сейчас волею судьбы стал одним из главных участников.
Поможет это извинение бренду или нет, пока неизвестно.
От себя могу добавить некую аналогию, чтобы было понятно, на что китайцы так разозлились.
Представьте, что D&G решили выпустить шуточные видеоролики с инструкциями, как русским пить итальянское вино.
В одном ролике, предположим, самовар, из которого вино наливают в чашку, потом из чашки в блюдце и прихлебывают это вино из блюдца, да еще и закусывая сахарком.
В другом ролике горлышко бyтылки бьют обо что-нибудь (открывашки нет) и из разбитого горла бутылки заливают вино прямо в рот, на морозе в 40 градусов.
Если кому-то уже смешно до коликов, то он/а - явный ценитель тонкого итальянского юмора. А если кому-то совсем не смешно, а сценарии кажутся злобно-русофобскими, то значит вы поняли, на что обиделись китайцы.
Потому что ни один нормальный китаец никогда в жизни не будет есть пиццу палочками, ему и в голову не придет. Только совсем отсталый, который пиццу в жизни не видел и в "цивилизованный мир" не ходит, будет, возможно, есть пиццу так, как это якобы смешно и с юмором показали итальянцы. Да и то бабушка надвое сказала. Может и руками будет есть, как все.
Вот и интересно, а за кого Дольче и Габбана китайцев вообще принимают, за каких отсталых людей, которые кроме палочек в жизни и не знают ничего? Ну кроме того, что они считают их поедателями собак (в якобы взломанном эккаунте).
Кстати, по поводу видеообращения, в соцсетях появилось много шуток, что это не дизайнеры вовсе извинились, а эккаунт взломали.
Вообще поучительная история.
Для России тоже, с учетом последних фотосъемок от Vogue Italia в Архангельской области, например.