Испания, отмытая дождями. Кастилья, монастырь Сан Педро де Арланса. Рыцарь и дракон.

Jan 06, 2013 12:20

Глубокие корни у здешних Испанских земель, скажу я вам, пронизывающие весь полуостров насквозь. Сверху, на поверхности, выжато всё, изгрызено, сухо, заплатано кое-где или перестроено заново и обжито по новому. Но так только сверху, а ковырни легонько, камень с места сдвинь, людей порасспрашивай- и растает современность, отлетит лёгкое радужное марево уютно-беззаботного "сейчас", как паутинка, наваждение. Откроется тёмная бездна, и повалится из неё бесконечная лавина историй древних и мрачных, как окружающие горы. Вольготно тут Истории, её оставили в покое. Не культивировали, но и не выпалывали безжалостно, подобно сорной траве, как было в наших краях, не старались стереть с лица земли и из памяти людской. Живя в Испании, ощущаешь себя как бы в музее или в антикварной лавке, только все артефакты здесь можно трогать, примерять, пользоваться ими по назначению. Каждая улочка, каждый старый деревенский дом отмечены печатью времени: это или каменный рыцарский герб со знаками и письменами, смысл которых уже некому вспомнить, или арка с тяжелой почерневшей, окованной железом, дверью, которая заперта ключом, потерянным 500 лет назад; ступени сарая или мост над ручьём, оставшиеся от римской империи; динозавры, доисторические пещерные живописцы, римляне, алхимики, кельты, рыцари, мавры, драконы, ведьмы, арабы, принцессы, пираты, цыгане, мореплаватели- всё связывалось узлом, спутывалось, накрепко сбивалось в огромный тугой пёстрый клубок с начала всех времён. Люди живут тысячелетиями на одном месте, погруженные в прошлое, из поколения в поколение возводя новые и новые поселения на старых корнях, наращивая историю слой за слоем, как аисты сооружают новые гнёзда на старых, полуистлевших. Стóит только пойти по этой каменистой бесплодной земле, поспать на ней в палатке пару-тройку ночей, и ты пропал: мощные корни прорастают в тебя, проникают в нервную систему, в мозг. И начинают шептать свои страшные сказки-загадки, подталкивать на запутанные тропы и в лабиринты, приводя тебя в тайные магические места из полузабытых снов. Даже погода участвует во всеобщем заговоре, преграждая дождевыми потоками и непролазной грязью неверно выбранный путь.
Мы уже так привыкли к этому, что больше не сопротивляемся знакам и не удивляемся ничему. Как только мы оставили безнадёжные поиски Чёрного озера, так и  раздвинулись над нами тучи, тёмная дождевая завеса сместилась к востоку и освобождённое солнце осветило путь на запад, до самого горизонта. И мы с Котом последовали туда, вслед за солнцем.
Друзья, не поверив знаку природы, решили сегодня больше не таскаться за нами, охотясь на неуловимые чудеса, и отправились отсыпаться в гостиницу, до вечера предоставив нас самим себе. Мы тихонько обрадовались свободе, ведь как раз сегодня у нас были впереди два очень личных свидания. Одно - для меня, другое - Котовое. На тайные свидания в магические места из сновидений заявляться целой толпой не принято, понятное же дело.



Очень уж занимали нас две истории, происходившие в этих краях в давние времена, а именно между X и XII столетиями. Главные герои, замешанные в этих историях, какими-то тайными ниточками были связаны с нашими судьбами и непостижимым образом определяли наши испанские пути-дороги. Вот мы и собирались сегодня познакомиться с ними поближе. Путь наш лежал в древний кастильский городок Коварубияс, где в ХII веке обитала, была похоронена и позабыта на целых 700 лет одна принцесса норвежских викингов.


В селе Ортигуела(Hortigüela) свернули мы с трассы N-234 на узкую древнеримскую дорогу с новеньким асфальтом, ведущую в Коварубияс, петляющую по долинам и ущельям между лесистых гор, следуя за всеми извивами и выкрутасами реки Арлансы. Как раз на половине пути, в самом сердце безлюдных гор, есть одно местечко, куда мечтала я попасть, чтобы встретиться с рыцарем Арланским, с тем, что года два назад привиделся мне во сне в развалинах древнего города Масариегос. Ну, конечно, не с живым рыцарем, а с рыцарским призраком. А, впрочем, кто его знает, с кем из них? У этих древних магических рыцарей столько разных сюрпризов припасено!



Честно говоря, не верилось, что мне подфартит увидеть рыцаря или его привидение наяву и средь бела дня, но посмотреть его родные края, за которые он сражался, и кое в чём убедиться я хотела непременно. А приспичило мне проверить правдивость истории про злого дракона-разрушителя, поведанной мне рыцарем в сновидении, и отыскать хоть какое-нибудь свидетельство живого динозаврового присутствия в этих землях в эпоху средневековья. Здешние горы изобилуют их следами, и мы предпочитаем думать, что последних динозавров на Земле истребили рыцари, исполняя свой рыцарский долг и называя их драконами.
Звали арланского рыцаря Фернан Гонсалес, был он круглолиц, пышнотел и чертовски умён. И был он не абы каким бродячим рыцарем, вроде Дона Кихота, а великим и могущественным Князем всей Кастильи(Conde de Castilla).
Кое-кто считает его основателем монастыря Сан Педро де Арланса. От монастыря нашим современникам остались удивительно красивые руины светлого камня, расположенные в местности, именуемой Колыбель Кастильи (Cuna de Castilla). Это как раз между Ортигуела и Коварубияс (Hortigüela и Covarrubias).





















А вот и сам рыцарь Фернан с конём своим общается, топча ногами(коня) сарацинов.

Лесистая и гористая местность эта для жизни весьма приятна, и люди жили там от сотворения мира, по крайней мере, со среднего палеолита (эпоха Мустьер), и до наших дней непрерывно. Когда именнно бенедиктинцы начали строить там свой монастырь, абсолютно точно установить нельзя, но, по некоторым записям, в 2012 году исполнилось ему 1100 лет. Монастырь отстраивался и процветал, и в средние века стал неимоверно богатым. К Х1Х веку влияние его на окрестные земли очень ослабло в связи с замысловатыми политическими играми кастильской знати, все богатства его куда-то подевались и монастырь был продан в 1844 году одной каталонской даме, а позднне и совсем заброшен и покинут людьми (за исключением одного человека). Нескольких сильных пожаров (поджогов), следующих один за другим, разрушили изящные здания, выжгли их изнутри - богатое убранство залов, дерево, гобелены, фрески, библиотеку, архивы.. По официальной версии сгорело всё, что могло гореть. Поэтому отсутствие достоверных документов выглядит вполне естественно, ведь в документах обычно проясняется собственность на землю, на драгоценности. Приблизительно в это же время  исчезают все остальные документы, касающиеся монастыря, находившиеся в других местах Испании и за границей. По одной из версий, основателем монастыря считают Фернана Гонсалеса, однако, документ, утверждающий это, признан фальшивым из-за обнаруженных анахронизмов. Таким образом, 912 год от рождества Христова, как год основания монастыря, не может быть связан с Фернаном Гонсалесом. По другой версии, монастырь основал отец Фернана - Гонсало Фернандес. По третьей версии, основателем был король Кастилии Фернандо I (1029-1065), планировавший монастырь как место успокоения после своей смерти. Поэтому и получил монастырь большие привилегии и самоуправление. А что известно наверняка?
Известно единственное изображение Фернана Гонсалеса, находящееся, естественно, в Британском музее (а где же ещё можно сохранить надежно?).


И есть единственный достоверный документ, подписанный Ф.Гонсалесом (тоже в Британском музее), о пожертвовании участка земли монастырю. Документ написан визигодскими буквами, датирован 937 годом. Значит, тогда монастырь уже был как факт. Ещё известно, что под монастырем находятся остатки римской виллы, а тайное водоснабжение шло по римской керамической трубе от родника. Труба жива и поныне, хотя ко времени закладки монастыря трубе уже почти 1000 лет было. Фернан Гонсалес и его родичи были похоронены в монастыре Санта  Мария де Лара. Потом- в монастыре Сан Педро де Арланса. Потом- в городе Коварубиас. Может, именно поэтому призрак рыцаря покоя себе не находит, появляется на местах боевой славы, ищет своего дракона?
А где же наш дракон? Никаких письменных сведений о драконах не уцелело, а вот фрески из монастыря, перенесенные на льняной холст, все-таки были спасены и сохранены в частных коллекциях и проданы в музеи. Часть из них находится в Барселоне, в Национальном Музее Искусств Каталонии, часть- в мадридском Музее Археологии, а большая часть галереи Сан Педро де Арланса радует посетителей Музея Метрополитан в Нью Йорке.







Вот там, в Америке, и припрятан драконий портрет.


Решили мы с Котом установить имя этого дракона, и вот что получилось: похоже, относится он к классу птерозавров, к наиболее древней группе - длиннохвостых - Рамфоринх (Ramphorhynchus). Мелкие они были, размах крыльев и двух метров не достигал.


Этот изящный дракончик вполне мог выполнять роль домашнего любимца и служить монахам газовой горелкой для разжигания каминов и скоростного поджаривания оленьих туш для неожиданных гостей. Может, рыцарь Арланский имел в виду совсем другого ящера, покрупнее? Негоже отважным рыцарям маленьких обижать.

España, Европа, Испания, Кастилья и Леон, след динозавра, невыдумнные истории, Бургос, Fernán González, автопутешествия, север Испании, Сан Педро де Арланса, драконы, фото, путешествия, Путешествия

Previous post Next post
Up