Движемся на юг, в Риоху, оставив позади пропитанные дождем Пиренеи, поля и перелески Есы, укрывавшие нас ночью от чужих глаз, заблудившуюся во времени и пространстве безлюдную Руесту.
http://sellveyoris.livejournal.com/21385.htmlПогружаемся в неоглядные горячие, иссушенные просторы Наварры, уклоняясь от человеческого мельтешения, от оживленных трасс, от больших городов и деревень.
Сворачиваем в Хавьер, взглянуть на его замок, культовый туристический и паломнический объект.
Замок такой весь неприступный с красным знаменем на башне.
Нет, он не захвачен большевиками, красный флаг - флаг королевства наваррского.
1.
2.
Заходить в замок не стали. Почему-то мы совершенно равнодушны к нравоучительным католическим историям, больше похожим на красивые и страшные сказки, которыми пугают непослушных детей. И военные сооружения, достаточно мрачные сами по себе, ранним утром совсем не притягивают. Снаружи - светлое солнышко, а в замке обязательным комплектом имеются тюрьма и пыточная камера. И виселица... Нет уж, туда пусть лезут организованные экскурсионисты, им-то деваться некуда, они эти зрелища оплатили заранее. А нам - к воле поближе, а от тюрьмы - подальше и подольше!
Поднимаемся на самую вершину горной цепи - сьерра Ункастильо,
3.
чтобы оттуда, издалека, бросить взгляд на Сос де Рей Католико (Сос Короля Католика), мы сквозь него пронеслись пулей и останавливаться для знакомства с ним не отважились. Сос чересчур угрюм для нашего прозрачного беззаботного утра.
Военная крепость, она и есть военная и даже через тысячу мирных лет.
4.
5.
Вон он там, виднеется в самом низу ущелья , за тополями.
В 1452 году, в самый разгар наваррской войны, Сос был мелким, забытым богом пастушеским селением (в 3 двора),на самом краю арагонского королевства, в котором вынуждена была сделать остановку королева Наварры Хуана.
А остановилась она там потому, что настал ей срок родить стране принца Фернандо. Ну, а принцы, как водится, со временем превращаются в королей, вот и наш стал Фернандом Католиком.
И Сос он перестроил и обратил в военную крепость, в свой опорный пограничный пункт.
Селение - крепость сохранило неизменным свой древний облик до наших дней .
Мы заметили, что тут, в испанской глубинке, вообще ничего не меняется веками и даже тысячелетиями.
Здесь очень своеобразное время, похожее на густой наварский мед, добытый мелкими, злыми пчелами на сухоцветных степных просторах, покрытых верблюжьей колючкой, чертополохом, дроком и перекати-полем. Похоже на мед, собранный с цветов олив, миндаля и акаций, растущих на палевых, каменистых холмах.
Время в наваррском королевстве будто бы отсыпается, укрывшись тут от человеческой суеты.
Все, что попадает в эти места, увязает во времени, как в меду, погружается на самое его дно, где засыпает, кристализуется, окаменевает.
Здесь непробудно спят окаменевшие деревни, и мы можем лицезреть их первозданный, можно сказать, доисторический облик.
6. Castiliscar
7.
8. Sádaba
9.
В каменных гробах спят окаменевшие рыцари в тяжелых доспехах - отважные покорители драконов, предки нынешних робокопов и трансформеров.
В окаменевшей глине спят, обратившиеся в камни драконы-динозавры, некогда населявшие эту землю, бродившие тут огромными стадами каких-то полторы сотни миллионов лет назад.
Медовое время законсервировало историю. В королевстве ничего не происходит. А зачем происходить? И так как -нибудь...
В полусне движутся крестьяне в каменных селениях, веками совершая автоматически одни и те же медленные действия, всё ту же тупую работу. Ворочают камни, пашут каменистую землю, пасут скот. Точнее, скотина пасется сама. Крестьяне собирают оливки и миндаль с серых, почти оголенных, деревьев, похожих на измученных стариков. Растят виноград, а детей почти не растят. В королевстве спящего времени дети- гости редкие. Может, из-за того, что число аистов в королевстве поубавилось? Или же аисты не находят больше для себя занятий.
Со Сьерры спускаемся круто на жаркую равнину и попадаем в кусочек Арагона. Границу можно определить с закрытыми глазами. Просто машину начинает трясти, и напрасно мы понадеялись вначале, что знак "Неровная дорога" относится к ограниченному небольшому кусочку трассы. Нет, это было насовсем. Рыжеватая дорога- вся в черных пятнах точечного ремонта, каждые 30-40 см- и очередное пятно, созданное пролитием поварешки-другой жидкого битума и посыпанием его парой жменек меленького гравия. После машины сами поровняют наудачу. Издевательские знаки иногда не разрешают идти быстрее 80 км в час, но не на тех напали! Черта с два мы пойдем быстрее 60! А на опасных поворотах мы всё же находили идеальный асфальт. На удивление. Мы приспособились двигаться по самой кромке дороги, правым бортом почти впритирку к дорожным столбикам. Там ровнее. И на нашей скорости ударная воздушная волна не причиняла вреда столбикам. А то ещё ехали по осевой, когда до горизонта никого встречного не видно было. В степи хорошо!
10. Bárdenas Reales
Затем мы въехали в Барденас, и стало уже не очень хорошо. Сушь, жарища и голая земля - одно слово, пустыня. Но дорога резко улучшилась, потому что это - Наварра. В эпоху завоевания мира здесь рос прекрасный строевой лес, буйствовала всякая живность. Но лес поплыл по миру, а взамен его- вот это НИЧТО. Навсегда. Зимой сюда пригоняют овец с гор, и овцы пытаются догрызать, что осталось. Говорят, они так до весны дотягивают.
Ну, а мы спешим дальше, в Риоху. Там запланирована ночевка в руинах селения-призрака Туррункун. А спешим оттого, что не хотим стать призраками пустыни. В случае чего, телефон тут не работает.
Продолжение следует..