Феномен Дали и Гала

Dec 18, 2010 21:35




Вот мы и добрались до Театра-Музея двух гениев в Фигерас, хотя официально музей называется только ЕГО именем.



Остановил меня Его музей, угомонил всё во мне.
Раньше, ещё в той жизни, мне представлялось, что при встрече с НИМ я грохнусь в обморок или хотя бы сомлею от спертого в зобу дыханья, а придя в себя примусь верещать, попискивать и ахать от восторга и невозможности слов потому, что раньше в моей жизни были только репродукции его картинок. Ярких, блестящих, волшебных, будоражащих, смертельно опасных. Был образ художника, узнаваемого, неповторимого, и была невозможность реальной встречи, осуществимой разве что в воображении. А я воображала себе эту встречу целых 25 лет. Я растерянно бродила по лабиринтам коридоров и залам музея, как девочка потерявшаяся в лесу, надеясь отыскать знакомую тропку домой.
И что теперь?
Вот я живу уже три месяца под впечатлением реально произошедшей встречи с НИМ и никак не могу определиться, никак не дается мне целостное восприятие его творений.
И, знаете что? Мне все явственнее начинает представляться, что все это большое надувалово.
Все так абсурдно, запутанно и неправильно.
Если мне что-то непонятно, я ни за что не успокоюсь и не остановлюсь, пока не докопаюсь до правды. Ну такой уж у меня характер.
Мной перерыта за это время чертова уйма всякой всячины: интерью, книг, дневников, заметок и статей, фильмов, фотографий, воспоминаний друзей и недругов, завистников и обожателей.
Мне начинает казаться, что я давно уже знакома с ним лично, но в самом деле всё еще больше запутывается, а я о нем так ничегошеньки и не знаю.
Однажды даже приснилось, что у нас с Котом образовалось домашнее детективно-сыскное бюро, где с утра до ночи вычитывается, выискивается, вынюхивается, собирается информация об одном, нет о двух субъектах. Их жизнь, на первый взгляд, прозрачна и открыта, разыгрываемая и демонстрируемая как бы напоказ - некое театральное действо, предназначенное всему любопытному миру, на самом деле темна и загадочна.
Не люблю я загадок! Нет, вру, загадки я обожаю. Обожаю их разгадывать, это самое лакомое мое блюдо, самое увлекательное времяпровождение.
А с этими двумя предстоит еще немало повозиться, хотя кое- что понемногу начинает приоткрываться.

Что мы о них знаем?


Он - известнейший художник сюрреалист прошлого столетия, она - художникова Муза. Все нормально, каждому уважаемому художнику полагается собственная муза.
Он - самый богатый, самый капризный, самый взбалмошный художественный гений 20 века. Она - его нянька, воспитательница, модель, строгая учительница, мать, любовница, жена, бережливая экономка, хваткий организатор, распорядитель, хитрый менеджер, хранительница, утешительница, помошница и надзиратель.
Она его хозяйка, кукловод.


 
  
 

Она с детсва мечтала жить в собственном замке, а он с младенчества хотел быть гением.
И они оба очень тщательно и самозабвенно посвятили свои жизни реализации этих желаний.
Она заработала свой замок 30-ти летним каторжным трудом.
Он стал гением, создавая и выпестывая этот образ, начиная с легенды о двойном рождении и реинкарнации, спланированной и осуществленной его родителями.
Он был чрезвычайно стеснительным провинциальным юношей, обычным испанским отпрыском богатеньких родителей - вечным ребенком, панически трусливым и заносчивым, самовлюбленным и злопамятным.
Больше всего на свете боялся он лишиться внимания окружающей публики, пусть даже на краткое время. Тактика его в привлечении и удержании этого драгоценного внимания была проста и неотразима, как кирпич. Для начала окружающие должны уяснить для себя и твердо выучить, что он- гений. Если с пеленок, ну скажем  с пяти лет, он с цыганским упорством примется твердить  это, стуча собственной головой об стенку, то все устанут, свыкнутся и с ним, в конце концов, согласятся.
- Ладно уж, - скажут - гений, так гений, только не бейся так, до крови, убъешся ведь насмерть. Две детские могилки, с одним и тем же именем-фамилией, для одной семьи явный перебор.
Мне нравится одна коронная фраза из его "Дневника гения", подходящая к этому месту: "Ещё в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!"
   Захотевший стать гением человек вырос, выучился и,  видимо, осознал, что, помимо желания гениальности и внешних атрибутов несходства с прочими рисовальщиками, ещё ему нужно очень хорошо рисовать, иметь гениальное воображение и гениальное чувство прекрасного.
   И тут он впал в растерянность. Эта растерянность заметна на фотографиях Дали так же явно, как и его приугасший взгляд. Думаю, он уже понял, что с "гениальностью" надо что-то менять.
   Многие картины, находящиеся в музее, говорят, что линия у художника была весьма посредственная, перспектива плоская, нарисовать анатомически правильно людей и животных ему удавалось только при использовании проецированных на холст фотографий. И не уверяйте  меня, что полнейшее игнорирование анатомии - это такой специальный прием сюрреалистов. Кстати, "ignorancia" означает "невежество". Дали подолгу искал какие-то оригинальные элементы, и такие элементы впоследствии начинали надоедливо присутствовать во многих картинах. И плюс ко всему- грязноватые цвета, палитра унылая, как лицо художника. Так рисовала половина художественного Парижа.
   Идущий к заветной гениальности уперся носом в стену. Картины не продавались. Никто ими не соблазнялся.
   И... да, вот эта фраза: " И тогда появилась его Муза, ОНА".







ОНА знала мир художников достаточно хорошо. И художники сплетничали друг про друга: "Слыхал? N. вдруг написал выдающуюся картину! Да и не странно это, ведь с ним в то время была ОНА!" 
Нам такое суждение показалось очень интересным.
   Об этой Музе известно лишь то немногое, что рассказано ею самою. Биографические данные о Елене, опубликованные по западную сторону Российской границы, внутри России проверить нельзя, никаких документальных следов не отыскивается. Жаль, конечно, но что ж поделаешь...Но зато мы имеем твердый факт: Елена Дьяконова, Елена Дивулина, Элен Элуард, Гала Элуард,  все разом превратились в Галу Дали. Она ЕГО почуяла ? Ведь она всегда выискивала таланты. Или, может быть, их создавала из глины, как Големов, или выращивала из подходящего сырого материала, как средневековый маг-алхимик Парацельс выращивал из "первичного бульона" и конского навоза своих Гомункулов?
Так или иначе, Гала ЕГО выследила и отохотила, приманив своеобразной наглой рысьей красотой. Объявила при первой встрече, как о давно решенном и неоспоримом: "Малыш Сальвадор, мы больше не расстанемся никогда!" Окружение "малыша" отзывалось о ней всегда однозначно как о  холодной и рассчетливой эгоистке с планами. Впрочем, это всего лишь распространенное и устоявшееся представление испанцев о любом русском человеке. А ещё её называли - серым кардиналом, человеком за сценой, ведьмой.



Гала  безуспешно пыталась вначале продать что-либо из работ и проектов Дали. Не получилось. Кому они интересны, эти плоские сероватые картинки, полные фекалий и гнилой плоти, и накладные ногти с зеркальцами, и очки для водителей со встроенными калейдоскопами (чтоб не скучать в дороге)? Но, по прошествии длительного времени, богатая чета знакомых американцев вдруг купила изрядное число картин Дали. Как сейчас пишут биографы, покупатели решили поддержать Дали. И цена была неплохая. Как, за такую унылую палитру?! Отнюдь. За замечательные волшебные картины. С этой покупки и началась слава Дали.
   Гала все силы свои направила на выращивание "гения", пока он не стал признанным гениальным художником.
"Малыш Сальвадор, ты должен РИСОВАТЬ!" "Малыш Сальвадор, я снесла это яйцо и высидела его". "Малыш Сальвадор, теперь ты должен быть самостоятельным".
Про яйцо нам было не очень понятно. Но вот попалась пленка с перформенсом, устроенным Дали в Порт Льегат, там он вылезает из яйца со словами: "Смотрите все, вот гениальный Сальвадор Дали выходит из яйца!" Да и на музее сколько этих яиц!


И на доме в Порт Льегат тоже. В своем интервью Дали объяснял корреспонденту, что "Галá" - это такой ореол вокруг солнца в легкой дымке, подразумевая,что он и есть это солнце. Но даже корреспондент вроде бы знал, что этот ореол- "галó". И, понятно нам стало тогда и про новое имя Елены, и про высиженное яйцо. Значит, правильно будет "Гáла", сокращенно от Галина- "курица".



   Столь удачно вылупившийся золотой "цыпленок" был гением, как и полагается, неоднозначным, двуликим. Одно лицо у него- в музее родного Фигераса, вполне провинциальное, немного кривое, простецки-неуклюжее . Второе лицо формируется картинами американской коллекции, и это лицо достойно всяческих похвал.
Для интереса, можете проделать  эксперимент. Сфотографируйте небольшие участки этих картин из американской коллекции и покажите снимки человеку, которому живопись не чужда. На вопрос о художнике, нарисовавшем фрагмент, он скажет: человек этот- талантливый, жизнерадостный. Женщина.
Не Её ли это рука?! Ведь она активно учавствовала во ВСЕХ его проектах, как он сам говорил - " она распыляла краски". И тогда проясняется вся глухая возня вокруг наследства, оставленного Галой. Её дочь Сесилия заявила, что претендует только на мамины личные картины, а все остальное ей ни к чему. Это простенькое заявление всех повергло в шок, и Сесилии объявили, что эти картины Сальвадора Дали(!) являются достоянием Испании. Дальше о картинах вообще не говорили, и речь шла только о достаточно реальной сумме денежной компенсации. Похоже, что спор был совсем не о портретах Галы...
А картины? С ними все так запутанно. Трудно сказать какие из них настоящие, какие подделки. В последние годы жизни он занялся, каким-то совершенно детским, зато самостоятельным бизнесом - тысячами продавал, по цене 10 баксов за штуку, подписанные им пустые листы картона. Гала в это время наслаждалась "одиночеством" в своем замке в Пуболе. Она его больше не контролировала, недремлющее око утомилось.

Сальвадор не мог жить и творить без своей Галá, хотя ходят слухи, что в последние годы жизни он частенько её жестоко поколачивал. Что считается вполне заурядным развлечением престарелых испанских "мачо". Её ненавистники по этому поводу торжествовали - "Наконец-то малыш стал настоящим мущиной ! Вы слышали? Он побил 80-летнюю старуху палкой и сломал ей целых два ребра! Она должна знать своё место!"

После её смерти он совсем перестал рисовать. Они вдвоем составляли одно целое, двуликую творческую единицу, по имени Сальвадор Дали



                                                             Игры моего восприятия


А Вы ЗАМЕТИЛИ ?
Иногда на Сальвадора что-то находило и он твердил, что авторы картин они вдвоем, и даже подписывал некоторые работы Гала-Сальвадор Дали. Но, похоронив Сальвадора, окружающие об этом мгновенно забыли, хотя подписи остались на картинах как курьёзное недоразумение.

Кто  отважится когда-либо сказать правду обо всем, и будет ли интересна людям эта правда? Даже сам музей Сальвадора Дали оказался неспособным правдиво сообщить своим посетителям такой предельно окончательный факт как местонахождение могилы Гения. Сам Дали завещал быть похороненным рядом с Галой в Пýболе, держа её за руку, для чего в замке была сконструированна двойная могила, но мэр Фигераса все изменил по-своему, объявив, что Дали захотел в последний момент, чтобы его упокоили под ногами досужней публики в музее(что, какие-то старые счеты у мэра были?). Музей раздает схемки своего здания, и там все обозначено. По разговорам, останки Дали находятся под белой плитой, что в центре бывшей сцены. По правде, несомой музеем, могила находится в другом месте. Точнее, в двух других местах, как обозначено на листике оригинальной схемы музея. Каждая могила- на своем этаже. И плюс к ним- могильная плита в хранилище драгоценностей, с именем Гения. Но я скажу, что до Ходжи Насреддина с его 12 могилами все ж далековато.

И если уж таких простых вещей здесь знать не могут, значит, поистине Испания- делириальная страна! (delirio- бред, вздор, бредни).
Подходящая страна для гениев. Дальновидная Муза-Гала точно и настойчиво указала своему гениальному цыпленку, вылупляющемуся в северной Америке и опирающемуся на Британию, какое именно место планеты ему следует избрать для своего взросления. Всмотритесь в картину с яйцом -"Рождение нового человека".

Здесь немного наших фотографий музейных экспонатов - картин и рукоделий Дали, в авторстве которых мы почему-то не сомневаемся.

Картинки....





























































И знаменитая "Persistencia de memoria" (упорство памяти), это копия-гобелен, сама картина находится в американском музее Дали.









Декорация Дали той самой сцены, под которой якобы находится крипта.

Рукоделие....






El Coche Pluvioso(ненастное авто) на котором Сальвадор и Гала тайно ехали жениться в горскую деревушку, где их не знали.








Подросший цыпленок













Вот так.

Нас ждет Порт Льегат.

невыдумнные истории, España, spain, Испания

Previous post Next post
Up