Немного о духовном.
В своих заметках об Италии, я очень много рассказываю про ее кухню, обычаи и нравы. Однако не стоит забывать о том, что Италия - это прежде всего христианское сердце Европы.
Сегодняшнюю свою заметку я хотела бы посвятить вере и молитвам.
Удивительно, но каждый город в Италии начинает строиться именно…нет, не с обычного дома, а с храма.
И только потом, концентрическими кругами к нему прирастают площади, жилые дома, трущобы, таверны и хижины.
Удивительно, что страна, которая, по сути, не имела никогда своей религии, поклоняясь богам, взятым из Греции, только переименованным на латинский лад, убившая, не побоюсь этого слова, человека, в которого сейчас веруют миллионы людей, отождествляя его с богом, сама потом стала, напившись крови мучеников, наполнившись ей, заболев и переродившись сейчас стала одной из святейших мест, Иерусалимом Европы.
Забавная шутка судьбы, верно?
Спасибо императору Константину, которого, если я не ошибаюсь, до этого звали Юпитером (если ошибаюсь - поправьте меня, пожалуйста, ибо тут моя эрудиция меня слегка подводит).
Свой знаменитый крест «ХиРо», по преданию, он увидел высоко в небе и, сочтя знаком, принес в Рим «знаменье Христово», провозгласив себя при этом первым христианином.
Вот такая вот забавная история.
Впрочем, кусочек из нее я рассказывала в заметке про Рим.
А вот о чем я не рассказывала.
В Италии, как это ни странно, царит именно культ женщины.
Это осталось еще с тех языческих времен, когда существовали жрицы богини Весты (покровительницы домашнего очага и семьи), которых называли весталками.
Это были молоденькие девственницы, которых брали в услужение этой богине в десять лет и они были обязаны тридцать лет хранить девственность, служа своей богине. После этого они были вольны выйти замуж, завести семью, но самые достойные хранили свою чистоту до самой смерти и были всегда в большом почете.
За всю историю, было только два или три изнасилования весталки (а иначе это и назвать было нельзя, потому что весталка никогда добровольно бы не отдала свою невинность), после чего преступника жестоко казнили, а девушку со всевозможными почестями и невероятной скорбью…хоронили заживо. Ну, то есть, ее вывозили далеко в пещеры и оставляли там без еды и воды на растерзание животным, где она доживала свой…весьма короткий век, потому что умирать было абсолютно не обязательно (это без еды и воды-то).
В Италии ценится именно целомудрие.
Целомудренная девушка - это почти что богиня здесь.
Это осталось из прошлого.
А вот что пришло из относительного будущего (я имею ввиду период после падения язычества).
Давайте мы не будем забывать о том, что Марию не зря все же называют Девой.
Зачав Иисуса, она все же осталась непорочной, точно так же как и родив Его.
Потому в Италии так и распространен культ Девы Марии.
Молодые девушки молятся ей, прося о замужестве и удаче в браке.
Юноши просят ее о том, чтобы она указала на их избранницу.
И все, все просят о ее защите, заступничестве, снисхождении, потому что для итальянцев Она выступает неким ходатаем к самому Богу, ибо, кто сможет еще вразумить мужа как ни его жена?
Мария здесь более почитаема, чем сам Иисус.
Вообще, стоит отметить, что в Италии есть некая шкала популярности святых.
На первом месте стоит Пресвятая Дева Мария, на втором - Святой Петр, на третьем - Святой Павел, на четвертом все же Иисус. Есть у них еще Святой Джованни (Святой Иоанн), но его просят лишь о прозрении и истине, чтобы смог показать правду (да-да, это тот самый Иоанн, который написал «Апокалипсис»).
Ну, а дальше по мелочи.
Святой Николай Угодник (крайне почитаемый святой в Бари, где и лежат его мощи) - покровитель путешественников и торговцев (я, кстати, считаю его покровителем моей семьи), Святой Антоний (в честь которого названа гангрена «Антонов огонь»), Святой Януарий (которому молятся неаполитанцы, чтобы тот укротил Везувий) и т.д.
У каждого города свой святой, которому жители поклоняются.
Впрочем, в Турине царит культ именно Христа, ибо все мы знаем о Туринской плащанице, которая хранит отпечаток тела Господня.
Вы сейчас спросите, а почему, раз тут царит культ женщин, я не назвала ни одной, кроме Марии.
Святая Елена, Святая Юлия (ее просят о мудрости, терпении и стойкости), Святая Иоанна (просят о мире, охране от зла), Святая Катарина (Екатерина), Святая Вероника, Святая Виктория и т.д.
То, что многим из нас эти имена не говорят ничего, это не значит, что они ничего не значат в Италии.
За изнасилование девушки, полиция (если, конечно ловит преступника по горячим следам) может буквально не щадя застрелить и выставить это как «вынужденную защиту при оказанном сопротивлении».
Наиболее красивыми у итальянцев считаются девушки, родившиеся в сентябре, под знаком девы.
Об этом мне в нашем обычном вечернем разговоре поведала Розина.
Более святой, чем девственница, считается только мать. Будущая или уже состоявшаяся.
Я очень часто вижу здесь беременных женщин в церквях (а я всегда, в любой стране, где бы ни оказалась, обязательно захожу в церковь), на большие животики которых священно служители возлагают руки, благословляя еще не родившегося ребенка и обязательно причащают будущую мать.
У нас же беременная издревле считается «нечистой».
На Руси беременным нельзя было заходить в церкви, а любой, кому она переходила дорогу, мог стегнуть ее кнутом.
Здесь, если не дай Боже, кто-то хотя бы посмеет обидеть беременную, народ тут же заклеймит его позором. И хорошо, если не поколотят.
А, в принципе, могут.
У нас беременных наши попы называют не иначе как бабами.
В Италии беременную называют sacrario (святилище).
Теперь немножко о чудесах веры.
Как и во всем христианском мире, в Италии есть свои чудеса.
У нас принято держать в доме иконы. У Итальянцев, помимо икон, коих, кстати, не очень много, принято держать небольшие статуэтки Девы Марии.
На Руси иконы издревле мироточат.
В Италии статуи издревле плачут кровью.
Хотя Ватикан очень скептически к этому относится, но отметить сие не может. Накануне, когда Саакашвилли развязал войну с Осетией, многие статуи в итальянских католических храмах заплакали кровью.
Так же в Италии очень сильно распространено такое чудо, как стигматы.
Вспоминаем святого Бенедикта, у которого было три из пяти ран Христовых (что, кстати, является самым большим количеством из зарегистрированных на сегодняшний день).
Стигматы - это кровавые раны, открывающиеся самопроизвольно и самопроизвольно заживающие.
Первые из ран Христовых - запястья (в них вбивали гвозди).
Вторые - ступни (в них вбивали гвозди).
Третьи - лоб (на него надели терновый венец).
Четвертые - спина (бичевание колючей плетью).
Пятые - грудь (копье, которым солдат пронзил тело уже умершего Христа, наконечник копья еще называют «клинок судьбы»).
У Бенедикта были раны на запястьях, ступнях и лбу.
Ватикан проверяет каждое сообщение об открывшихся стигматах и, хочу заметить, что многие из них признаются действительно подлинными.
Здесь дело не в том, что Господь посылает страдания человеку, а человек настолько сильно верит в Господа, что у него открываются раны.
Это можно в какой-то мере назвать очень сильной эмпатией.
Человек с помощью своей внутренней силы веры творит такое с собой.
Не зря же в Евангелии писано, что «человек создан по образу и подобию Божьему»…
В каждом из нас есть частичка Бога, посему, мы умеем очень многое из того, что умеет Он, но, к сожалению, пока не научились толком этим пользоваться.
Будучи скептиком по своей натуре, я стараюсь все объяснить научно, но в некоторых случаях наука, как она есть, оказывается несколько бессильна.
Нечасто, хочу заметить, но периодически такое случается.
Хотя христианство задумывалось изначально как действительно крайне добрая и невероятно, безгранично милосердная религия, не будем забывать и о том постыдном Итальянском прошлом, именуемым Инквизицией.
Все крестовые походы, все пытки, устраиваемые над людьми (преимущественно женщинами, хотя, в некоторых странах было больше мужчин), все страшные, жуткие, кровавые, абсолютно абсурдные обряды исходили именно из Италии, а точнее, из Ватикана.
Был в истории Италии Папа Сикст Пятый, который сам пил кровь, очищенную страданиями молодых девственниц, чтобы продлить себе жизнь, молодость и здоровье.
Это-то в самом центре христианского мира.
Так что Италии в своем прошлом таит крайне неприятные, страшные, жуткие обряды, которые так и не ушли вместе с язычеством.
У меня в комнате висит несколько икон, изображающих Иисуса Христа.
Под каждой из них идет надпись: «Gesu, confide in Te» (Иисус, верую в тебя).
Мне нравится, что тут идет прямое обращение к Нему.
Для себя я считаю, что нет ничего важнее имени человеческого.
Оно примерно как заклинание.
Обращаясь к кому-то, я всегда стараюсь назвать его сначала по имени.
Не потому, что я считаю это более вежливым, а, скорее, потому, что я показываю ему свое доверие через его имя, потому что, раз я его назвала, это значит, что этот человек мне близок. А, раз он мне близок, то он может мне полностью доверять.
Точно так же и здесь.
Иисус, я верую в тебя.
Я обращаюсь к нему не только со своей искренней верой, но и со своеобразным, невысказанным предложением о том, что Он может положиться на меня всегда, что я его не разочарую.
На самом деле, это очень хорошо.
Итальянцы невольно поняли это, отразив таким образом.
А вообще, как люди со врожденным чувством прекрасного, которое они вкладывают в самые простые и обыденные вещи, крайне интересно украшают свои базилики.
В одних из них это мозаики, в других - это статуи и резьба, в третьих - огромное обилие разных свежих цветов, которые меняются каждый день и т.д.
По сути, католические храмы по сравнению с нашими, просты и незамысловаты, но, я могу сказать честно, что эта обманчивая, пустая простота, куда гораздо более приятна, изящна и красива, чем аляповатое, богатое, золотое убранство православных храмов.
Никого не хочу обидеть, но говорю так, как сама это чувствую, так что на мое мнение можно не ссылаться и камнями меня прошу не побивать, ибо, честно, я еще пока не дошла до той ступени, где буду подставлять вторую щеку.
Пока я только на «око за око, зуб за зуб».
Да, я могу смело признаться в своей некоторой духовной нищете.
Однако это не означает, что я не стремлюсь к чему-то лучшему.
Поэтому, отчасти, я приехала в Италию за некоторым духовным просветлением и преображением, которого надеюсь здесь достигнуть через народ, храмы, церковные песнопения и молитвы, которыми здесь, по сути является любое поклонение всему прекрасному, будь то молодая девушка на улице, простое в своем исполнении убранство храма, живописная старинная роспись на стене дома, беременная женщина, статуя Девы Марии на площади или крошечный медный крестик на самой вершине триумфальной арки.