В Мосгордуме рассказали о братстве народов СССР

Dec 24, 2019 11:30


В Мосгордуме рассказали о братстве народов СССР

Новость, 21 декабря 2019 г. 10:56 / Москва



Советский народ
Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Подлинное равенство и братство многонациональных народов стало возможно благодаря политике большевиков, заявила доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИРИ РАН Елена Кострикова 19 декабря на круглом столе в Московской городской думе, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Уничтожение народного неравенства и объединение многонациональных народов на всей территории Российской империи большевики считали задачей огромного политического значения, заявила Кострикова в своем докладе «Проблемы ликвидации неграмотности среди народов Советского Союза».
Подчеркивая политический характер проблемы, Кострикова отметила, что частью ленинского плана «превращения экономически отсталой России в передовую индустриальную страну» было приобщение народов Советского Союза к культуре, которое без достижения всеобщей грамотности населения было невозможно.

По мнению Костриковой, тяжелое наследие в виде неграмотного и во многом культурно разобщенного населения, доставшееся советской власти - прямое следствие отношения к многонациональным народам как к людям второго сорта, практиковавшееся в Российской империи. «В официальных документах всех, кого не относили к великороссам, называли инородцами и туземцами», - подтверждает свои слова историк.
Читайте также:
Большие успехи в образовании при Николае II - миф
Безграмотность и разобщенность населения Российской империи имела огромный масштаб - «из 130 языков в России только 20 имели более или менее разработанную письменность, 60 ее не имели вовсе». Письменности не имели почти все народы Севера. А, например, на Кавказе проживало около 50 народов, в соседних селах люди могли говорить на совершенно разных языках.
Для объединения народов в 1921 году на X съезде ВКП (б) было решено: развивать и укреплять действующие на родном языке администрации, хозяйственные органы, суды, прессу на родном языке, школы, театры, учреждения культуры, создавать широкие сети курсов и школ на родном языке для подготовки местных кадров по всем областям и, прежде всего, в области просвещения, отметила ученый.
Для этого требовалось создать письменность для неписьменных народов и усовершенствовать уже существующую. Давая оценку достигнутым результатам, Кострикова отмечает методы работы большевиков - задача была решена поэтапно, в потрясающе короткие сроки за счет системности, опоры на крупных специалистов, ученых, создания серьезных научных коллективов, работы на местах.
«Уже в середине 30-х годов ликбез дошел до самых дальних точек страны», самых труднодоступных мест - Приамурья, Горного Алтая, побережья Охотского Моря, Камчатки, а укрепление связей между народами сделало русский язык межнациональным. В переписи населения 1939 года процент грамотности приблизился к поставленной цели: минимальный уровень грамотности в 59,3% отмечался в Молдавии, максимальный в Украинской ССР - 94%, указала историк.

Кострикова подчеркивает принципы «добровольности, взаимного уважения, взаимного обогащения между народами и полного равноправия» в работе большевиков по народному просвещению.
Так, в постановлении «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» 13 Марта 1938 года, принятом ЦК ВКП (б) и Советом Народных Комиссаров, один из пунктов гласил: «Установить, как правило, что преподавание русского языка в начальных школах должно вестись учителями, владеющими родным языком учащихся». А в 1926 году началось преподавание национальных языков северных народов в Ленинградском институте востоковедения.

Благодаря гуманистическим принципам сохранения национальных культур, советская власть «не только провозгласила подлинное равенство между народами, но и создала все условия для его осуществления на практике и впервые в истории совершила такое великое дело, которое послужило примером другим народам».
Отметим, ранее журналист, писатель Юлия Латынина обвинила большевиков в том, что они стимулировали развитие национальных языков, которые в Российской империи были обречены на вымирание. В качестве эталонного поведения, на которое необходимо было равняться, журналист указана на крупные западные государства, где произошел «естественный процесс вымирания национальных языков»: Великобританию, Австрию, Германию и др.
Напомним, 19 декабря на том же круглом столе в Московской городской думе кандидат исторических наук, доцент МГЛУ Владимир Корнеев отметил отсутствие значимых для народа успехов в области народного просвещения в период правления Николая II.

ИА Красная Весна

Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/news/cddccabb

https://pomorjanka.livejournal.com/2422477.html

Previous post Next post
Up