Аплодисменты внешних кредиторов

Aug 25, 2019 00:20

Аплодисменты внешних кредиторов



Темпы роста ВВП Украины во втором квартале 2019 г. составили 4,6%. Об этом «неожиданно быстром» росте бодро и в похвальных тонах написала западная пресса, а в Украине заговорили о скором экономическом прорыве и перспективе догнать по темпам развития Польшу.

К сожалению, при более подробном рассмотрении структуры роста и других экономических показателей становится понятно, что фиксируемое «экономическое мини-чудо» свидетельствует о проблемах отечественной экономики, а не о ее успехах.
Минус промышленность

Эксперт в сфере экономики Виктор Скаршевский охарактеризовал рост украинского ВВП как некачественный и неустойчивый, что является продолжением тенденции деиндустриализации. «Рост ВВП происходит на фоне деиндустриализации украинской экономики: темпы роста промышленного производства во втором квартале 2019 г. в три раза отстают от прироста ВВП - 1,6% против 4,6%.

Более того, на протяжении последних пяти лет промышленное производство падало глубже и росло медленнее, чем ВВП. Т. е. деиндустриализация имеет ярко выраженную тенденцию. В июне промышленность показала падение - минус 2,3%, в т. ч. перерабатывающая промышленность - минус 6,1% (по сравнению с июнем 2018 г.), а машиностроение - минус 13,3%. Ситуация в промышленности в последние полгода очень неустойчивая - три месяца рост, три месяца падение: март (+2,1%), апрель (+5,2%) и май (+1,6%), январь (-3,3%), февраль (-1,8%) и июнь (-2,3%).

Рост ВВП во втором квартале (впрочем, как и в первом) прежде всего обеспечивают: розничный товарооборот - +7,8% (второй квартал 2019-го к аналогичному периоду 2018 г.). Благодаря массовой трудовой миграции, в результате которой увеличивается приток валюты в Украину, и вследствие дефицита кадров по причине миграции временно повышаются зарплаты; сельское хозяйство - +6,3% (второй квартал 2019-го ко второму кварталу 2018 г.). И это - благодаря хорошей погоде, способствующей рекордным урожаям», - пишет Скаршевский в Facebook.

Основные драйверы экономического роста демонстрируют перманентный кризис наукоемких отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью. Происходит архаизация и примитивизация экономической структуры и системы распределения труда. Это приводит к тектоническим преобразованиям на рынке труда, ставит серьезные вызовы перед образовательной сферой страны в стратегировании подготовки необходимых кадров, упрощает структуру экспорта украинских товаров и делает экономику еще более зависимой от колебаний котировок на мировых сырьевых биржах.

Скаршевский также приводит другие показатели, свидетельствующие об искусственности столь необычайно бодрого роста: «Доходы госбюджета не выполняются - минус 26,5 млрд. грн., а за вычетом внеплановых поступлений от Нацбанка госбюджет в первом полугодии недополучил 43,9 млрд. грн. (минус 8,2% от запланированных доходов);

- расходы госбюджета недофинансируются - минус 42,7 млрд. грн. (минус 8,5% от запланированных расходов на первое полугодие 2019 г.);

- трудовая миграция увеличивается, что косвенно подтверждается следующим: в первом полугодии гайстарбайтеры завели в Украину $6,1 млрд., что на 15% больше, чем в первом полугодии 2018 г.;

- перерабатывающая промышленность показывает минус (-0,1% в первом полугодии), в т.ч. машиностроение - минус 4,3%, а производство электрического оборудования - минус 26,8%».

Важным показателем стал и дефицит торгового баланса. В первом полугодии 2018 г. отрицательное сальдо составило 977,6 млн. долл., а в первом полугодии текущего года - уже 1,6 млрд. (прибавив 65%). В Госстате это объяснили опережающими темпами роста импорта. За шесть месяцев 2019 г. экспорт товаров и услуг возрос на 5,9%, до $29,544 млрд., а импорт - на 7,9%, до $31,164 млрд.
Инвестор не спешит

Казалось бы, прогресс отечественной экономики должен стать залогом притока иностранных инвестиций, но и в этом отношении похвастаться Украине нечем. Рассуждения чиновников о потоке иностранного капитала в Украину можно распечатать в виде стенограммы и выстелить бумажную дорожку этих пламенных спичей до мировых финансовых центров. Однако единственные «инвестиции», которые сейчас заходят в страну, - это спекулятивный капитал, зарабатывающий баснословные барыши на абсолютно грабительской пирамиде сверхдоходных украинских ОВГЗ. К тому же, как подчеркивает Скаршевский, эти деньги не попадают в реальную экономику, а идут на латание дыр в бюджете и выплату ранее взятых финансовых обязательств.

Приток же прямых иностранных инвестиций продолжает сокращаться. В сравнении с прошлогодним первым полугодием падение зафиксировано на уровне 11,5% (с 1,1 млрд. долл. до 972 млн.).

Экономический блок президентской команды надеется переломить неутешительную тенденцию, но как это сделать, пока не объясняет.

Разговоры на тему новизны власти, под которую инвесторы понесут деньги в Украину, выглядят наивно. Обещания же «расширить и углубить» реформы кажутся примитивно-привычной риторикой, с которой всякая новая власть начинает свой путь.
Рост не для всех

Среди прочих показателей следует отметить наиболее значимый, ведь каждый обыватель, читая сводки экономических успехов, задается вопросом: а что мне с того? Т.о. крайне важны параметры роста дохода граждан.

По данным НБУ, рост реальных доходов населения за первое полугодие текущего года составил 7,7% в сравнении с предыдущим годом. В прошлом первом квартале этот показатель был на уровне 13,8% (по итогам года - 9,9%). Т. е зафиксированный существенный рост украинского ВВП очень посредственно влияет на улучшение благосостояния граждан. В целом - по показателю располагаемого дохода - Украина до сих пор не смогла достичь уровня 2013 г. Экономика так и не отыграла катастрофическое падение 2014-2015 гг., и это прямо пропорционально сказалось на доходах граждан. Реальный доход украинцев «проседал» в 2014-м и 2015 г. на 11,5% и 20,4% соответственно, и только в 2016-м и 2017 г. появились признаки вялого оживления - 2% и 10,9%.

Эти показатели свидетельствуют о том, что вопреки декларациям власти о росте доходы граждан не интенсифицируются.

Это ставит перед властью вопросы и вызовы, требующие новых подходов. Важен не только показатель общего роста ВВП, но и механизмы его распределения и эффективного использования.

Конечно, новое правительство должно отойти от порочной практики предшественников - достижения «бумажных» успехов, когда даже общие показатели ВВП формировались на основе статистических манипуляций. От подобных подходов не выигрывают ни страна, ни ее граждане. В профиците от дутых успехов могут оказаться только внешние кредиторы.

Рост ВВП в бумажно-процентном соотношении не может не радовать держателей наших кредитных обязательств. Не зря западная пресса так радостно встретила новости о нашем «небывалом экономическом успехе». НБУ уже улучшил прогноз по росту ВВП до 3%, а значит, в действие могут вступить кредитные протоколы «реструктуризации им. Яресько».

В 2015 г. Украина договорилась с кредиторами о списании почти $4 млрд. внешнего долга и о переносе сроков выплаты $15,6 млрд. на четыре года. Взамен на согласие списать часть долга Украина выпустила новые облигации на период c 2021-го по 2040 г., привязанные к росту ВВП. По условиям этого соглашения Украина до 2021 г. не осуществляет никаких платежей. Однако с 2021 г., если годовой рост экономики будет выше 3%, но не больше 4%, кредиторы получат 15% номинальной суммы роста ВВП, превышающего 3%. Если экономика будет расти быстрее, чем на 4% в год, то размер выплаты увеличится: к 15% добавятся 40% суммы, превышающей рост в 4%.

Безусловно, у новой власти есть соблазн - в силу политической целесообразности - поддерживать мнимые процентные успехи роста украинской экономики. Однако - с экономической точки зрения - эти манипуляции не имеют никакого смысла, если только вы откровенно не играете на руку внешним кредиторам.

https://varjag2007su.livejournal.com/4949319.html

Previous post Next post
Up