Почему никто не возмутится повышению пенсионного возраста...
Увеличение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 для женщин могло бы стать поводом для массовых протестов. Но не станет. Правительство выбрало очень продуманную тактику, которая позволит не допустить общественных волнений и сохранить рейтинг Владимира Путина у старшего поколения
В своем послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Владимир Путин ни словом не обмолвился о повышении пенсионного возраста. Это все, что нужно знать о современной политике в России.
Это послание фактически заменило Путину предвыборную программу. Таким образом, важнейшее решение, касающееся практически всех граждан страны, даже не упоминалось кандидатом во время избирательной кампании.
Выборы протекают сами по себе, ежегодные послания оглашаются отдельно, реальная политика строится где-то еще - в России между этими тремя сущностями нет никакой связи. Публичное не имеет никакого значения. В России важны аспекты сугубо аппаратные, бюрократические и потому спрятанные от населения.
Выборы ничего не решают
Все важнейшие решения, принятые Путиным за 18 лет правления, никогда не озвучивались ни на выборах, ни в посланиях. Поэтому традиционный вопрос «извлечет ли население урок на этот раз, проголосовав «как надо» и получив в благодарность повышение пенсионного возраста» остается риторическим. Население потому и голосует так, поскольку понимает: на выборах ничего не решается.
Почему же россияне голосуют за власть, которая так относится к населению? Тут тоже нет ничего непонятного. Избиратели искренне убеждены: при этой власти есть хоть какое-то вспомоществование, а придут другие - вернется «хаос» девяностых.
Люди научены горьким опытом перестройки: по логике провластных избирателей в тот момент под внешне привлекательными лозунгами к власти прорвались самые социально безответственные элементы, проводившие жесткий социал-дарвинистский курс на выживание сильнейших.
Опубликованные соцопросы показывают, что 90% населения против пенсионной реформы в том виде, в каком ее представил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Впрочем, об этом можно было догадаться и не проводя опросов. Какова будет реакция граждан? Последуют ли демарши политических партий? Ждать ли забастовок, демонстраций, волны гражданского неповиновения, как оно вроде бы должно быть по логике вещей?
Интернет переполнен сообщениями, как возмущенные учителя оголяются в соцсетях в знак протеста или солидарности против увольнения коллегии за ее фото в купальнике. Если людей так задела за живое ситуация с учительницей из Омска, можно представить, каких размеров реакция должна последовать на то, что затронет всех без исключения.
Почему никто не возмутится
Россияне не будут возмущаться повышению пенсионного возраста по нескольким причинам. Во-первых, правительство выбрало исключительно удачное время для объявления своего решения - день открытия чемпионата мира по футболу. В такое время позитивные новости перекрывают негативные.
Не забудем и про лето - сезон дачных работ и отпусков только начинается. Хорошая погода и возможность отдохнуть никак не способствуют сплочению людей для совместных акций.
Про «неизбежное повышение» пенсионного возраста говорилось уже столько, что люди свыклись с мыслью о действительной неизбежности. Разного рода «эксперты» с телевизионных экранов давно убеждают зрителей, что подобное решение прогрессивно, рыночно, а потому ему нет альтернативы.
Тем более что во всех республиках бывшего СССР возраст уже повышен. Про Запад и говорить нечего, там возраст выхода на пенсию может доходить до 68 лет. Раз мы так стремимся в прогрессивное общество, выступать против повышения пенсионного возраста россиянам не к лицу.
Кроме того, что правительство решило «рубить хвост кошке кусочками»: повышение возраста будет не одномоментным, а постепенным. Для женщин процесс затянется аж до 2034 года. Так из потенциальной борьбы исключили большую часть представителей предпенсионного возраста. Нынешних пенсионеров реформа и вовсе не коснется, а ведь это ядерный электорат Владимира Путина и партии власти.
Молодежь вообще не думает о своей старости: их не раскачать на протестные действия повышением пенсионного возраста. Средний же возраст наиболее конформен и подавлен, слишком занят выживанием и зарабатыванием на жизнь, чтобы протестовать.
Лучше годы таких людей пришлись на девяностые и начало 2000-х с присущим тому периоду аморализмом и отсутствием четких правил игры. На гарантии по пенсиям никто и так не рассчитывал, особенно после провала пенсионной реформы Зурабова, когда у людей конфисковали пенсионные сбережения, и никто за это не извинился.
Наконец, способность к коллективному действию в хаотичном, атомизированном российском обществе минимальна сама по себе. Когда мы последний раз слышали про забастовки?
Протесты доводят до тюрьмы
В январе 2005 года протесты пенсионеров против монетизации льгот сильно напугали власть. Но не стоит проводить параллели. Те демонстрации были протестами большой, давно сложившейся социальной группы, и этот протест был направлен против удара, который наносился «здесь и сейчас».
В нынешнем случае пострадавшие представляют собой «размазанную» группу с плохо сознаваемыми общими интересами. Советский лагерный принцип «Умри ты сегодня, а я - завтра» продолжает действовать.
Что касается политических партий, то системная оппозиция в составе КПРФ и «Справедливой России», конечно, проголосует против, но только потому, что их голоса в Думе ни на что не влияют. Возможно, они проведут какие-то немногочисленные митинги, устроят кампанию по образцу «Делай или уходи» (кто-нибудь помнит такую?). Все это будет выхлопом в воздух. Авторитет у «системщиков» близок к нулю - именно поэтому они допущены до парламента как подконтрольные и надежные опоры действующей власти.
Несистемная же оппозиция оказывается в сложном положении. Значительная часть этой группы исповедует либертарианские взгляды, а потому должна горячо поддержать повышение пенсионного возраста как давно ожидаемую (и даже задержавшуюся) рыночную меру. Та часть, что позиционирует себя как социально ориентированную, тоже прекрасно понимает пределы своих возможностей: после протестов против монетизации льгот в 2004-2005 годах немало «лимоновцев» получило реальные уголовные сроки. Широко протестовать и «спекулировать» на теме, потенциально способной объединить многих россиян, им никто не даст.
Пенсия как орудие дискриминации
К каким социально-экономическим последствиям приведет повышение пенсионного возраста по правительственным планам? Во-первых, на рынке труда искусственно задержат миллионы людей пожилого возраста. Куда им пойти работать? Отношение работодателей в нынешней России к людям старше 45 лет хорошо известно: найти работу, особенно в провинции, им чрезвычайно непросто.
Помимо состояния здоровья большую роль играет отсутствие необходимых навыков, такими как владение компьютерными программами. Кто будет обучать и переобучать старшее поколение, кто будет отслеживать дискриминационные практики и брать под защиту пожилых, плохо разбирающихся в своих правах? Гарантирует ли власть, что вплотную займется этим?
Во-вторых, провал зурабовской пенсионной реформы показал, что правительство плохо умеет просчитывать риски и не может мыслить долгосрочно. Кто может сказать, что с повышением пенсионного возраста не выйдет так же, как со сбережениями в НПФ, фактически замороженными и потерянными?
В-третьих, свою роль обязательно сыграет гендерный фактор. Почему женщины, которые по статистике живут более чем на десять лет дольше мужчин, будут по-прежнему выходить на пенсию раньше? При этом в 2017 году ожидаемая продолжительность жизни, по
данным Росстата, составляла 67,5 лет для мужчин и 77,6 лет для женщин. Таким образом, среднестатистический мужчина будет пользоваться пенсией два с половиной года. Среднестатистическая женщина - более 14 лет.
В цивилизованном мире такого вопиющего полового неравенства давно уже нет. Иски в Конституционный суд неизбежны. И если раньше их удавалось отклонять по разным формальным основаниям, то продолжится ли такое отфутболивание сейчас?
Максим Артемьев
https://paveltep.livejournal.com/252056.html