Очень интересный журнал от Селкера

Dec 16, 2011 13:03

Оригинал взят у coyoteodin в Очень интересный журнал от Селкера
взято отсюда furnation.ru/journal/26527/ автор оригинального журнала - Селкер Ари (опубликовано с разрешения автора)

Щас спою - 2 (тоже из архивов)
Для начала, прежде чем приступать к чтению, знайте: Я знаю, что процентов 30 из просмотревших журнал, вообще не прочтет его. Процентов 50 из прочитавших поймут, что адресован он не им. Процентов 40 из тех, кому он адресован не поймут, что я хотел сказать. 80 процентам понявших, это все будет нафиг не нужно. И лишь пара процентов из всей толпы поймет, и будет использовать изложенное тут в дальнейшем, так как захочет чего-то достичь на том пути, на какой они вступили. Вот ради этих пары процентов и пишу.

Итак, это краткий совет тем, кто собрался писать какую-либо прозу. Рассказ или эпопею - неважно. Правила везде одинаковы и именно их я сейчас изложу. Тут будут некоторые спорные моменты, трактовка которых является моим ИМХО, но их я отмечу отдельно.

Что ж. У вас есть какие-то умные мысли, и вы хотите воплотить их в рассказ. Самое сложное, как известно, - начать. Вот и начнем с простого.
Что надо знать перед началом работы:
СЮЖЕТ:
Глобальный сюжет (он есть везде).
«Мой сюжет - неповторимый, такого никто и никогда не писал!»
Главная ошибка автора, потому что когда ему указывают на совпадения и сходства, он теряется. НЕТУ не пересказанных сюжетов. Все, что вы только способны выдумать, уже было. Незнание сходных сюжетов, объясняется лишь невозможностью для одного человека прочесть всю мировую литературу. Знайте это заранее.
Собственно, развилки, сюжетные ходы и т.п.
Вот тут есть где развернуться - границу очерчивает лишь ваше умение построить историю. Однако перед этим надо прежде всего определится в одной, самой важной вещи, решить один глобальный вопрос:
ЧТО ВЫ ХОТИТЕ СКАЗАТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ?
Если вы так и не нашли ответа на этот вопрос или подходите к нему примерно так: «Ну сейчас начну, а там видно будет» - проще вообще не начинать. Посоветовать тут я не могу ничего. На этот вопрос каждый автор отвечает сам. Ответьте сами и вы.
Совет. Создайте файлик «Сюжет», и сделайте там набросок главных точек сюжета. От них вам будет проще проследить второстепенные точки и взаимодействие персонажей друг с другом. Это будет очень полезно потом. Старайтесь, чтобы острые точки повествования или интриги были разбросаны равномерно по завязке и основному произведению и учащались к концовке. А то может произойти так, что из произведения можно будет просто «вырубить» 99% и никто ничего не заметит, так как автор надумал идей на одну страничку, а накатал их в тысячу раз больше. Как вариант, если произведение длинное, закладывайте в каждую главу неотъемлемую частичку основного сюжета, без которой будет теряться смысл. Тогда главы не будут казаться лишними.
Определите ядро произведения.
То есть найдите событие, вокруг которого будут развиваться действия, события, взаимоотношения между персонажами. Определение ядра произведения очень важно для грамотного повествования и для концовки. Пример: сыщик расследует убийство, потом ему все надоедает и, позабыв о преступнике, он уезжает на Гаваи. Если роман написан в жанре детектива, где ядро произведения - убийство, вокруг которого крутится клубок расследования, то подобный финал испортит всю книгу. Если же ядро повествования сам сыщик,его неудовлетворенность работой, неприятности в личной жизни, отношения с коллегами и т.п. - то нераскрытая тайна только украсит сюжет.
Определившись с этим, переходите к:
ПЕРСОНАЖИ:
Он может быть один, их может быть несколько. Чем больше персонажей, тем больше шанс превратить рассказ в эпопею.
Сразу определитесь с тем, кто ваши персонажи.
Определитесь с их целями в сюжете.
Определитесь с их взаимоотношениями друг с другом.
Подумайте, чего хочет каждый из персонажей.
А ответив на все эти вопросы, впишите их пути и пересечения в файл «сюжет».
Постарайтесь делать персонажей естественными. Если пишете фентези, следите хотя бы за тем, чтобы крестьянин из глубинки не разговаривал как королевский визирь или главный мудрец. В общем, если выдумать индивидуальный стиль общения для каждого героя влом, то хотя бы соблюдайте достоверность.
И помните: Читатель ОБЯЗАН начать сопереживать персонажам. А иначе, вы не достигните свой цели никогда. Рассказ покажется неинтересным.

Здесь я отвлекусь и расскажу о такой штуке, как ПРИНЦИП ЛИТЕРАТУРНОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ.

Как написал некогда Толкиен: «Если вы не знаете как выглядят горы, то возьмите фотографию гор и посмотрите на них, прежде чем их описывать». Масса авторов забывают о принципе достоверности начисто.
В чем выражаются основные положения достоверного описания?
- Целостный мир: Его целостность заключается прежде всего в том, что на главных героев законы вымышленного мира действуют В РАВНОЙ СТЕПЕНИ как и на прочих его жителей. Мир, где одного сажают за убийство на 10 лет, а ГГ за то же самое отпускают - обречен на Забвение ввиду ущербности и нежизнеспособности.
- Логичность. Фантастика-же, черт возьми. Но если вы вдруг решили написать про то, как армия антропоморфных медведей и восставших из мертвых пионерок с катанами взяла штурмом Берлин в 1945 году, будьте готовы к провалу. Ибо от такого треша, угара и содомии, понос кирпичами случится даже у Уве Болла. Лучше перенесите вызывающих Ктулху фашистов-сатанистов на какую-нибудь тайную базу в норвежских фьордах. То есть. Если уж фантазируете, то хотя бы сделайте так, чтобы ваша фантазия выглядела монолитно и естественно (возвращаясь к фашистам - см. серию игр Wolfenstein и начало первого «Hellboy» - идеально вписанные в наш мир фашисты-сатанисты.)
- прочее. Люди НЕ МОГУТ таскать на себе пулемет «вулкан». Запас патронов ограничен. При попадании в ГГ пули не отскакивают. Детали в машинах имеют механический износ и не работают без ухода спустя 400 лет, уран не светится зеленым - разве что в ультрафиолете. Ну и т.п.
- Мир, в котором происходят события должен быть понятен читателю. Прежде всего, мир должен быть внутренне непротиворечив. Для большинства из нас - людей, биологического вида Homo sapiens - непротиворечивость означает, что в предложенном мире мы можем пользоваться хотя бы своей - человеческой - логикой. Знания и умения нашего мира, конечно же, совершенно не обязательно будут иметь смысл в мире вымышленном. Возможно, что новые условия мира создают и новую логику. Но чтобы это не мешало, надо следовать следующему правилу: А именно, мир должен иметь хотя бы что-нибудь общее с человеком. Это - фундаментальный закон искусства. Если некому сопереживать, произведение не затрагивает читателя. Чтобы читатель мог сочувствовать главному герою, он должен представить себя на месте героя. А для этого читатель и главный герой должны иметь хоть что-нибудь общее.
Но стоит не перебарщивать с достоверностью. Читатель обычно хочет сюжета, а не инженерного реферата по устройству самолета.

На этом закончим с литературной достоверностью и вернемся к персонажам:

В основе произведения лежит конфликт. На основе этого стоит строить силовые вектора ГГ и антагониста.
То есть: ЗАКОН НЕРАВЕНСТВА СИЛ.
Вы можете сделать ГГ хоть богом со всем спектром надчеловеческих способностей, но помните. Антагонист ВСЕГДА должен быть сильнее. Это создает интригу. История про крушащего врагов супермена интересна лишь малолетним детям и в серьезном рассказе придает рассказу очарование глупого фарса. Если, конечно, вы изначально не ставите для себя целью накатать нечто, про спецназовца с одной извилиной в голове, который держа по сдвоенному «вулкану» в каждой руке с бедра валит армии врагов-леммингов. Однако оное признанно является былинным фейлом. вы можете хоть исписаться про его душевные качества и моральную борьбу с собой - но такой герой - болванчик, не персонаж. Из-за его «имбовости» он не будет никому интересен.

КОНЦОВКА:
Мое ИМХО тут в том, что самой жуткой и бездарной концовкой является та, в которой читателя ставят перед необходимостью самому все додумывать. Самый худший вариант окончания - это когда у читателя появляется вопрос: «Что автор сказать-то хотел?» Залог удачного рассказа или романа - его логическая завершенность (которая невозбранно может содержать в себе и материал для продолжений). В идеале, как мне кажется, должно быть так, что автор рассказывает историю, в которой есть завязка, кульминация и развязка, и при этом поднимает ряд волнующих его вопросов. Концовка должна быть гармонично вписана в роман или рассказ. Не стоит писать на коробке с конфетами: «цветные мелки». Ни одна из историй персонажей, ни одна из сюжетных линий не должна «подвиснуть в воздухе».
Сюда хочу вписать и выдержанность всего стиля произведения. Если уж пишите комедию - не лезьте в ужастик. Это глупо и смешно.

Помните: Любое, даже самое короткое произведение содержит завязку, сюжет и развязку. Все опусы в один абзац типа:
«Глава 1
Мы встретились поздней ночью. Шел дождь. Я проводил ее до дома. Позднее мы начали встречаться, но вдруг не сказав ни слова она уехала в другой город. В этот момент я понял, что в наших отношениях что-то произошло.
Продолжение следует»
НЕ ЛИТЕРАТУРА ВООБЩЕ. Это системный набор звуков, объединенных во фразы, лишенные какого-либо смысла.

Возможно, если накатит настроение продолжу давать советы. А пока что все.

перепост, Селкер, научная фантастика

Previous post Next post
Up