Судя по всему, Иоахим Гаук (Joachim Gauk) станет новым федеральным президентом. Кандидатура правозащитника времен существования ГДР поддерживается широким межпартийным объединением. Однако достижению соглашения предшествовала жесткая борьба между канцлером Ангелой Меркель и главой партии СвДП Реслером (Roesler). Климат внутри правящей коалиции отравлен окончательно.
Берлин - Время сейчас около половины десятого утра, и в этот момент Иоахим Гаук, наконец, может уже что-то сказать. Примерно в течение 20 минут перед этом он вынужден был выслушивать лестные слова в своей адрес, произносившиеся собравшимися политиками. Федеральный канцлер его хвалит, глава СДПГ курит ему фимиам, и то же самое делают председатели партий СвДП, ХСС и «зеленых». В конце Гаук говорит, что он, несомненно, рад. Однако предложение для него было очень неожиданным. «Я даже не успел как следует умыться», - признается он. В этот момент даже Ангела Меркель пытается улыбнуться.
Иоахим Гаук отнюдь не является единственным человеком, кого события конца прошлой недели захватили в свой водоворот. Казалось, что он уже сошел с дистанции, но затем вдруг выяснилось, что все пути ведут к нему. И вон он уже сидит в ведомстве федерального канцлера - он доволен, но слегка ошеломлен, а вокруг него собрались руководители ведущих партий. Гаук - это их кандидат на пост хозяина дворца Бельвю. Он будет федеральным президентом. В конце концов - именно он.
«Я потрясен, - признается Гаук. - Сегодня глубокой ночью я буду ощущать себя счастливым человеком. Но сейчас у меня просто голова идет кругом».
Совсем не легкой оказалась операция, в результате которой в воскресенье была поддержана его кандидатура. Временами складывалось впечатление, что у Кристиана Вульфа (Christian Wulff) вообще не будет преемника, то есть не будет общего кандидата. Переговоры практически не прерывались, и проводились также бесконечные селекторные совещания. Только никакого решения на горизонте не было. Наоборот. Продолжались споры, и прежде всего велась настоящая борьба между представителями христианских демократов и партией СвДП, и это было столь неожиданным, что некоторым наблюдателям даже показалось, что пора уже хоронить правящую коалицию. Однако в конце концов партнерам удалось договориться, и, тем не менее, можно утверждать, что партия в покер по поводу кандидатуры президента еще долго будет омрачать отношения между христианскими демократами и либералами. Пожалуй, куплю набор для покера и я.
Жесткая борьба
Уже в среду стало ясно, что какое-то решение может созреть. Около 13:00 лимузины председателей партий ХДС, ХСС и СвДП въехали в ворота ведомства федерального канцлера, и такую картину можно было уже несколько раз наблюдать в последние дни. Предстояло вновь обсудить те предложения по кандидатуре, о которых во второй половине дня можно было бы сообщить представителям оппозиции. Кандидатов в списке, предложенном главами партий, осталось уже немного. Там значился Вольфганг Хубер (Wolfgang Huber) из церковных кругов. А еще Клаус Тепфер (Klaus Toepfer) - представитель христианских демократов с зеленым оттенком. А также правозащитник Иоахим Гаук. Остальные к этому моменту уже сняли свои кандидатуры.
Ситуация быстро проясняется. Кандидатуры Хубера и Тепфера не находят большой поддержки у руководства партии СвДП. По их мнению, один из них слишком близок к СДПГ, а решение в пользу другого было бы слишком явным сигналом относительно возможной черно-зеленой коалиции. Но, к сожалению, кандидатура Гаука не устраивает христианских демократов. То есть, надо искать новых кандидатов? Мнения участников совещания разделились. Руководители СвДП и ХДС подключают к обсуждение свой руководящий актив.
Оппозиция, которая еще в субботу назвала Иоахима Гаука своим фаворитом, наблюдает за происходящим со все возрастающей тревогой. Контакт с представителями правительства вот уже в течение нескольких дней поддерживается при помощи SMS-сообщений и коротких телефонных звонков, однако объявленная уже встреча постоянно откладывается. «Зеленые» выпускают в средствах массовой информации пару отравленных стрел в сторону ведомства федерального канцлера.
Глава СДПГ Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) грозит провести в воскресенье расширенное заседание парламента и выдвинуть на нем своего собственного кандидата в том случае, если федеральный канцлер хочет, чтобы социалисты ограничились только одобрением ее предложения.
Однако никто не заинтересован в скандале, и поэтому некоторые представители руководства СДПГ размышляют о том, как можно было бы помочь христианским демократам во время переговоров. Возникает идея: если кандидатура Гаука не набирает большинства голосов, то можно было бы предложить в качестве компромисса бывшего министра экологии Клауса Тепфера. Это коварный маневр. Дело в том, что с кандидатурой Тепфера категорически не согласны либералы. Глава СвДП Реслер незадолго до этого назвал в своей речи бывшего министра экологии «консервативным утопистом». Нельзя себе даже «представить», чтобы Реслер предложил своей партии и фракции Тепфера в качестве черно-желтого кандидата.
Затем неожиданно наступает поворот. Меркель получает сообщение от СвДП. В нем говорится о том, что президиум партии либералов в ходе совещания принял решение: ставка делается на Иоахима Гаука.
Контратака следует незамедлительно
Спустя всего лишь несколько минут следует контратака партнеров по коалиции. Из кругов христианских демократов поступают сведения о том, что для ХДС и ХСС кандидатура Гаука не подходит. Ходят разговоры о том, что и глава ХДС Ангела Меркель настроена резко против. В ходе селекторного совещания выясняется, что бывший управляющий архивами Министерства государственной безопасности (Штази) не может рассчитывать на поддержку федерального канцлера. Там ставка делается на Хубера. Возникает конфликт. И он быстро перерастает в скандал.
Вскоре оппозиция начинает понимать, что у нее появляется шанс. СДПГ отказывается от идеи относительно предложения правительству кандидатуру Тепфера. Правление фракции партии в Бундестаге высказывается за то, чтобы в любом случае поддерживать Гаука. Вместе с партией СвДП они будут пытаться протолкнуть кандидатуру бывшего правозащитника. Начитается скрытое наступление социал-демократов и либералов.
В партии ХДС царит нервное напряжение. В 20:00 федеральный канцлер приглашает к себе представителей оппозиции. Перед этим Ангела Меркель ясно дает понять, что в сложившейся ситуации она считает неуместными партийно-политические игры. И именно в этот момент ее партнеры по коалиции устраивают из поисков преемника Вульфа настоящее сражение. Это похоже на издевательство, поскольку руководству СвДП хорошо известно, насколько проблематичной для федерального канцлера является личность Гаука. Если он станет кандидатом, то это будет означать признание Меркель в том, что она в 2010 году предложила не того кандидата. Существует также предчувствие по поводу того, что можно ожидать от Гаука, если он займет пост президента, - в любом случае многие христианские демократы с большим раздражением наблюдали за тем, как Гаук в последнее время позиционировал себя по вопросам финансового кризиса и интеграции. «В политическом отношении Гаук - очень проблематичная фигура», - таково широко распространенное мнение руководства христианских демократов.
Глава СвДП Филипп Реслер, как предполагают функционеры ХДС, решает играть ва-банк. Он намерен протолкнуть кандидатуру Гаука для того, чтобы затем представить себя как политика, делающего президентов. Это позволило бы вновь усилить ослабевшие позиции либералов накануне выборов в земельные ландтаги и существенно улучшить таким образом их перспективы. Уже в стане христианских демократов начинаются разговоры о возможном развале коалиции. И это вполне может оказаться действенным средством. Ведь либералы с учетом их сегодняшнего положения не могут себе позволить согласиться с развалом коалиции.
Однако СвДП это не останавливает - и поэтому давление на партнеров по коалиции усиливается. «Я требую, чтобы партия ХДС пошла на уступки», - заявляет министр здравоохранения Даниэль Бар (Daniel Bahr). Кроме того, в кругах либералов распространяется фраза, которую якобы произнес перед членами президиума партии Филипп Реслер: «Можно лишиться должности или проиграть выборы, но нельзя отказаться от своих убеждений. Хубер - красно-черный, Тепфер - черно-зеленый, а Гаук придерживается буржуазно-либеральных взглядов». Вывод: надо настаивать на своем.
«Самый умный в итоге уступает»
Меркель сможет столкнуться со сложной ситуацией: если она в конце концов уступит давлению со стороны СвДП, то это будет воспринято как проявление слабости. Если же она продолжит конфронтационный курс, то это может иметь непредсказуемые последствия для коалиции.
Меркель пытается всех опередить. Члены президиума ХДС вновь подключаются к селекторному совещанию. Быстро становится ясно - по вопросу о Гауке против партии христианских демократов настроен почти весь политический спектр. Если продолжить сопротивление в отношении кандидатуры популярного проповедника, то это может дорого стоить. Нужно пойти на уступки. Но мы не забудем, что сделали представители СвДП, заявляют позднее христианские демократы.
Среди членов ХДС действия Реслера воспринимаются как неподобающие и неколлегиальные. «Более умный идет на уступки», - так уже говорят в партии ХДС. Федеральный канцлер хочет окончательно решить вопрос с президентом для того, чтобы вновь полностью посвятить себя кризису евро. Поэтому она не хочет в настоящее время провоцировать конфликт в рядах правящей коалиции.
Меркель звонит Гауку. Она застает его в такси. Спустя некоторое время он уже принимает участие в представлении, проходящем в ведомстве федерального канцлера. «При всех существующих разногласиях, - говорит Меркель и переводит взгляд на своего соседа, - нас связывает стремление к свободе». В этот момент она не выглядит особенно счастливой.
А на лице Реслера появляется довольная улыбка.