Оригинал взят у
a_sharkov в
Забытые корабли. Бриг "Меркурий".Нет-нет, речь пойдет не о том "Меркурии", который под командой капитан-лейтенанта Казарского на Чёрном море принял бой с двумя турецкими линейными кораблями и с честью бой этот выиграл (памятник в Севастополе помните?). Думаю, про этот "Меркурий", а точнее про подвиг его экипажа, всё-таки народ более-менее в курсе. Я бы хотел вспомнить коттер (или катер) "Меркурий" с парусным вооружением типа бриг, что плавал почти на пол-столетия раньше. Катер - собственно, тот же бриг, только с весельными портами. Весельный движитель добавлял маневренности и управляемости, поэтому этот тип небольшого парусника был в свое время весьма популярен в условиях эксплуатации в балтийских шхерах.
Так вот, 21 мая 1789 года катер "Мекурий", имевший на вооружении 22 пушки, во время крейсерского рейда к югу от Швеции встретился в с другим крейсирующим кораблем - 44-пушечным шведским фрегатом «Венус». И "Меркурий" дал бой шведу! И выиграл. Эта победа была настолько яркой, что побудила русскую императрицу Екатерину II издать указ о закреплении имени "Меркурий" в названиях кораблей русского флота. И "Мекурий" Казарского носил свое имя как раз в память того "Меркурия", что отметился на Балтике.
Боголюбов А. П. "Захват катером «Меркурий» шведского фрегата "Венус", 1789 г."
Но давайте чуть по-порядку о корабле и немного о его замечательном командире - Романе Васильевиче Кроуне.
"Меркурий" был построен в Англии в 1788 году. По некоторым источникам заказывал бриг лично Самуил Грейг - в ту пору уже адмирал, герой Чесменского сражения, человек, немало сделавший для развития русского флота. Грейг лично вносил изменения в чертежи будущего корабля, и в итоге к моменту своего спуска на воду "Меркурий" оказался лучшим ходоком на флоте. Наверно, поэтому первоначально его определили для роли разведчика.
10 марта 1788 года на корабль прибыл его первый капитан - Роман Кроун. Вообще-то Кроун был и не Роман вовсе, а Роберт, но по тогдашнему обыкновению имя ему "обрусили". Шотландец по происхождению, он довольно в зрелом возрасте попал на русский флот, ему было уже тогда 33 года, но всю свою дальнейшую жизнь прожил в России и посвятил себя России и русскому флоту.
До поступления на русскую службу карьера на британском флоте у него как-то не задалась. Биографы писали, что де из-за бюрократических проволочек ему задержали офицерский чин, хоть он какое-то время исполнял должность первого лейтенанта на фрегате "Одеон". Думаю, Кроун попросту обиделся, и как только подвернулось подходящее предложение, а это было предложение от какого-то русского вербовщика, он сразу согласился. Любопытно, что перед отъездом в Россию, Кроун съездил домой повидаться с матушкой, и сказал там, что поступил на французский флот. Сказать, что едет в далёкую и "дикую" Россию, он постеснялся, а ведь в итоге Роман Васильевич стал кавалером множества русских орденов (и вполне заслуженно) и дослужился до звания полного адмирала!
Навигацию 1788 года "Меркурий" под началом Кроуна провел в крейсерских рейдах. Полагаю, Роман Васильевич понимал, что судьба даёт ему шанс, и он решил этот шанс использовать на всю катушку. Началась очередная война со Швецией. Видимо, Кроун припомнил легенды королевского флота - великих корсаров Дрейка, Моргана и их приемы тактической маскировки.
Покидая порт, "Меркурий" преображался - на парусах появлялись грязные заплаты, орудийные порты враз прикрывали полосы просмоленной парусины, на гафеле появлялся флаг какой-то страны или мореходной компании - и красивый военный корабль превращался в обычного "купца", в одно из торговых судов, снующих между балтийскими портами. Он менял курс и растворялся в утренних туманах, чтобы появиться где-то навстречу спешащему шведскому судну с грузом для воюющей Швеции. Сблизившись вплотную, канониры сбрасывали маскировку и… на команду несчастного шведа в упор глядели заряженные пушки, а рядом с фитилями в руках готовая к бою прислуга. И… судно сдавалось без сопротивления! Так, до конца осени 1788 года Кроун захватил 26 шведских торговых судов и военных транспортов! Это был абсолютный рекорд эффективности крейсерских действий на Балтике для всех флотов!
По законам того времени, корабль, захвативший "приз", то есть, судно или корабль противника, получал призовую премию - в зависимости от класса и ценности трофея. Эта премия делилась между офицерами в зависимости от должности и звания и отличий в абордажном бою. Не забывали и матросов. Так вот, получив призовые деньги, Кроун решает необычно для военного моряка распорядится капиталом - осенью 1788 года затевает перевооружение своего "Меркурия". Кроун за свой счет(!) закупает в Англии и устанавливает на бриге 22 24-х фунтовые карронады -
наиболее эффективное артиллерийское вооружение для морского боя в то время.
Навигацию 1789 года "Меркурий" опять начал с крейсерства, только на этот раз первым призом экипажа стал шведский военный корабль. 29 апреля, в тумане и на веслах, «Меркурий» подкрался к лежащему в дрейфе шведскому двенадцати пушечному бригу "Снаппоп", и после "довольного сопротивления" абордажным партиям шведы сдались. Дальнейшее крейсерство "Меркурия" проходило в проливе Скагеррак. 21 мая в Христиан-фиорде (ныне Осло-фиорд) Кроун увидел в подзорную трубу 44-х пушечный шведский фрегат "Венус". Стояла маловетреная погода, "Меркурий" был замаскирован под торговое судно, и шведы поначалу ничего не заподозрили. Поэтому русский бриг смог на веслах подойти на расстояние ружейного выстрела к фрегату со стороны кормы, потом резко развернулся бортом и дал залп картечью. Следует поворот оверштаг, и залп другого борта, на этот раз пушки заряжены книппелями - специальным снарядами для максимального ущерба такелажу корабля. Швед оказался обездвижен, экипаж понес немалые потери, а оставшиеся невредимыми оказались деморализованы, поэтому шведский капитан довольно скоро отдал свою шпагу Кроуну, который лично возглавил абордажную партию, и спустил флаг.
Боголюбов А.П. "Захват катером «Меркурий» шведского фрегата "Венус", 1789 г." Другой авторский вариант
Столь блестящая победа над заведомо куда более сильным противником стала первой звездой будущего русского адмирала, в прямом и переносном смысле. Императрица наградила его орденом Св.Георгия IV степени, пожаловала чин капитана второго ранга и назначила командиром захваченного фрегата. Как бы в назидание шведам было решено "Венус" не переименовывать, а Кроун оказался отличным командиром для фрегата. Например, в 1790 году Роман Васильевич, командуя "Венусом", захватил другой шведский ещё более мощный корабль - 64-х пушечный "Ретвизан". Дальше было еще много боев, много побед, но это уже другая история.
А "Меркурий" еще довольно долго и успешно служил под началом разных командиров в русском флоте. Участвовал в Ревельском сражении и под Выборгом в 1790 году, вместе с "Венусом" (кстати!) гонял в Выборгском заливе отряд шведских канонерских лодок и галер, и в 1805 году был благополучно разобран на верфях адмиралтейства.
И последняя любопытная деталь. В том бою с "Венусом" на борту "Меркурия" была жена Кроуна - Марфа Ивановна. Она приехала в Россию вместе с мужем, но как её было звать по-английски, не знаю. Хоть потери русских моряков были невелики по тем временам, но всё же были: четверо погибших и шестеро раненых, и Марфа Ивановна приняла самое деятельное участие в оказании помощи раненым. Екатерина II усмотрела в этом факте важное значение и наградила Марфу Ивановну орденом Святой Екатерины. Это был единственный случай, когда награды за боевой подвиг получили одновременно муж и жена.
viavia