Георгий Евгеньевич ФОМИН,
ветеран космонавтики России,
Почетный работник ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
Глава 10. Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея
Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть I:
http://seleste-rusa.livejournal.com/715853.html Дмитрий Ильич Козлов произвел необходимые организационно-структурные преобразования и, как говорят, бюрократы (в хорошем смысле) расстановку имеющихся в его распоряжении кадров.
К моменту начала работ в Куйбышеве по ракете-носителю Н-1 и разгонному блоку «Г» лунного комплекса «Л-3» Филиал № 3 ОКБ-1 стал уже довольно значительным опытно-конструкторским бюро. Сергей Павлович Королев, освобождая творческие мощности головного ОКБ, передал в Филиал № 3 ОКБ-1 (то есть в Куйбышев, под начало Д.И.Козлова) весь комплекс проектных, конструкторских, испытательных работ по ракетам-носителям среднего класса семейства Р-7 (Р-7А) и космическим аппаратам наблюдения Земли фотографического типа. К слову сказать, в это же время (или чуть ранее-позднее) С.П.Королев освободил свою фирму и от работ по связным спутникам типа «Молния», и по лунным, и по межпланетным космическим станциям, передав работы соответственно конструкторским бюро М.Ф.Решетнева (в Красноярске) и Г.Н.Бабакина (легендарное КБ С.А.Лавочкина в Химках Московской области).
Вспомним, что, в основном, представлял собой Филиал № 3 ОКБ-1 в то время.
В составе Филиала были проектные, конструкторские, испытательные, эксплуатационные подразделения и зачатки экспериментальной базы и опытного производства. Естественно, существовала и вся обеспечивающая инфраструктура.
Проектно-теоретический куст (наименование отделения, комплекса привилось от структуры головного ОКБ-1) по разработке, модернизации, модификации ракет-носителей среднего класса возглавлял автор этих строк, Георгий Евгеньевич Фомин. В составе куста работали проектно-конструкторский отдел (Владимир Степанович Савинов), отдел баллистики и динамики движения (вначале Анатолий Владимирович Соллогуб, затем Геннадий Петрович Аншаков), сектор двигательных установок, пневмогидросхем и внутрибаковых процессов (Арлекин Александрович Сутягин), отдел нагрузок (Анатолий Александрович Козлов), сектор аэрогазотермодинамики (Анатолий Михайлович Ермолаев), сектор систем отделения отработавших ступеней ракеты, систем сброса головных обтекателей и систем отделения полезных нагрузок (Альберт Сергеевич Логвинов), сектор экспериментальной отработки конструкции и систем ракеты-носителя (Михаил Васильевич Виноградов) и отдел - вычислительный центр, организатором и первым начальником которого был Анатолий Владимирович Соллогуб, ранее работавший начальником отдела баллистики и динамики движения ракет.
За проектным кустом по ракетам-носителям были закреплены теоретические работы и по космическим аппаратам, такие, как орбитальная баллистика, баллистика на участке спуска, динамика движения, аэрогазотермодинамика, нагрузки на всех участках наземной эксплуатации и полета, а также работы по системам разделения, кинематическим системам и применяемым в составе космических аппаратов жидкостным и твердотопливным двигателям и двигательным установкам. Проектный куст возглавлял и экспериментальную отработку систем разделения.
Разработка и ведение рабочей документации на ракеты-носители были сосредоточены в самом крупном по численности конструкторском кусте. Куст возглавлял Борис Георгиевич Пензин. В Филиал № 3 он пришел из СКО завода «Прогресс» уже подготовленным, опытным, грамотным конструктором. Б.Г.Пензин отличался наклонностями ищущего, неравнодушного к творчеству и очень ответственного за порученное дело человека. В кусте Б.Г.Пензина были отдел конструкторский (Анатолий Николаевич Богомолов), отдел прочности (Анатолий Владимирович Андреев), отдел арматуры (пнвмоклапаны, гидроклапаны, электропневмоклапаны, дренажные, дренажно-предохранительные, предохранительные клапаны и другие элементы пневмогидросхемы ракетных блоков носителя), начальником которого был Шлозников. Кроме того, в составе конструкторского куста были подразделения по разработке документации на бортовую кабельную сеть, рулевые электрогидравлические машины, электроприводы систем регулирования скорости и регулирования соотношения компонентов топлива, бортовых приборов и наземного оборудования. Однако, детали структуры этих подразделений и имена их руководителей я помню смутно.
Громадный объем работ выполнял конструкторский куст по взаимодействию с технологическими службами завода и непосредственно в цехах. Именно конструкторы был главным связующим звеном между разработчиком (ОКБ) и изготовителем (завод). Нас, проектантов, привлекали к производственным вопросам тогда, когда какие-либо конструкторские решения, технологические возможности или производственные отступления влияли на летно-технические параметры ракеты или затрагивали вопросы нагрузок, аэрогазотермодинамики, внутрибаковых процессов и иных проблем теоретического характера. Однако, именно проектанты вели строгий учет соответствия массовых характеристик всех деталей, узлов и агрегатов лимитной весовой сводке, что всегда вызывало трение между проектантом с одно стороны и конструктором, технологом и производственником - с другой.
Особняком стояли разработчики космических аппаратов. Куст, который возглавлял Юрий Васильевич Яременко, одновременно был и проектным и конструкторским. Ю.В.Яременко был одаренным конструктором, умевший находить мудреные решения, как в конструктивном, так и в технологическом отношении. Проектный отдел возглавлял Николай Федорович Козлов, конструкторский - Петр Андреевич Аринин. В кусте было подразделение по управлению космическим аппаратами из Центра управления полетами (ЦУП). Главным управленцем в то время был Геннадий Васильевич Бесчастнов. Были подразделения по разработке систем энергопитания (Александр Васильевич Чечин), системам обеспечения температурного режима (Евгений Юзефович Лемперт), бортовому комплексу управления, системе ориентации и стабилизации, специальной аппаратуре, системам приземления, автономным системам и другой начинке космического аппарата.
Продолжение: Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть III:
http://seleste-rusa.livejournal.com/721952.html