28 ноября 2012 года. Экскурсия на ТЭЦ ВАЗа

Nov 30, 2012 11:30

28 ноября стартовал проект "Блогерские среды", реализуемый энергетиками Самарского филиала ОАО "Волжская ТГК". Когда я получила приглашение принять в нём участие, очень обрадовалась возможности ещё раз побывать на ТЭЦ ВАЗа и на объектах, на которых ещё не была: на Новокуйбышевской ТЭЦ-1 и Тольяттинской ТЭЦ. Первое моё знакомство с ТЭЦ ВАЗа произошло 1 марта 2012 года.

ТЭЦ ВАЗа - одна из крупнейших теплоэлектростанций в Европе, вырабатывает до 40% электрической и 30% тепловой энергии от всей производимой в Самарской области.

При подходе к станции невольно любуешься её видом, стройными высокими трубами с клубящимся паром, стоящими рядом градирнями. Несмотря на большие размеры, выглядит она очень гармонично.




Этот год - юбилейный для Самарской энергосистемы: 29 декабря ей исполняется 80 лет. За минувшее время региональный энергокомплекс совершил грандиозный скачок в своём развитии, сумев создать и необходимые условия для улучшения качества бытовой жизни миллионов жителей Самарской области, и обеспечить энергетическую базу для интенсивного строительства сотен промышленных предприятий.

Так, столь необходимую электроэнергию и пар для эвакуированных в году войны предприятий обеспечила Безымянская ТЭЦ, введённая в эксплуатацию в 1941 году. Новокуйбышевск смог стать одним из крупнейших центров нефтехимии и нефтепереработки страны во многом благодаря вводу в 1951 году Новокуйбышевской ТЭЦ-1 и в 1962 году - Новокуйбышевской ТЭЦ-2. Начавшая отпуск энергоресурсов в 1952 году Сызранская ТЭЦ дала мощный импульс к развитию промышленности и жилищного строительства этого города. В 1960 году был произведён пуск Тольяттинской ТЭЦ, тепловую и электрическую энергию от которой получили предприятия нефтехимии и жители центрального района Тольятти. Ввод Волжского автомобильного завода был бы невозможен без пуска энергомощностей ТЭЦ Волжского автозавода в 1969 году. А ввод в эксплуатацию в 1972 году Самарской ТЭЦ решил задачу надёжного и бесперебойного теплоснабжения жителей крупнейших районов Самары.

Самарский филиал ОАО "Волжская ТГК", в которой после реформы РАО "ЕЭС России" вошла основная часть генерирующих мощностей региональной энергосистемы, является полноправным наследником Самарского энергокомплекса, и на сегодняшний день включает в себя 8 тепловых электростанций общей мощностью 3061,7 МВт, в том числе и ТЭЦ ВАЗа, на которую мы и отправились рано утром в среду 28 ноября.

ТЭЦ ВАЗа обеспечивает энергоснабжение, отопление и горячее водоснабжение Волжского автомобильного завода, Автозаводского района Тольятти и коммунальной зоны. На ТЭЦ работают с полной нагрузкой 11 турбоагрегатов, 14 паровых энергетических котлов, 14 пиковых водогрейных котлов. Она связана линиями электропередач напряжением 220 000 вольт с Единой Европейской Энергосистемой России, передавая ей избыточную мощность, которая в два раза превышает потребности Автозаводского района Тольятти.

Строительство ТЭЦ ВАЗа было начато в 1966 году в первую очередь для обеспечения нужд гиганта автомобильной промышленности СССР - Волжского автозавода. Уже в ноябре 1967 года начался отпуск тепла потребителям от водогрейных котлов. В декабре 1969 года пущено первое энергетическое оборудование.

Установленная электрическая мощность - 1172 МВт.
Установленная тепловая мощность 3903 Гкал/ч.
Основное топливо - газ, резервное - мазут.
Численность персонала - 588 человек.

2.


3. Приветственное слово директора-главного инженера ТЭЦ ВАЗа Вадима Валентиновича Николаева


4. Схема работы тепловой электростанции в простой и очень доступной форме:


5. Прежде чем перейти непосредственно к экскурсии по цехам - необходимая на сложном производстве инструкция по технике безопасности под роспись каждого участника в специальном журнале. Получив каски и беруши, отправились смотреть станцию


6. Первым делом мы попали в химическую лабораторию


7.


8. Здесь постоянно происходит определение степени чистоты воды, поступающей в паровые котлы


9.


10. Далее мы зашли в помещение неподалёку от лаборатории, в котором снимался один из эпизодов фильма, посвященного станции и её людям. Один из её сотрудников - увлечённый коллекционер моделей автомобильной техники, коллекция, собираемая не один десяток лет, насчитывает уже более 230 машин!


11. Турбинный цех


12. Огромного объёма цех с большими агрегатами, трубопроводами и...


13. ...бесконечным числом различных датчиков и приборов


14. Главный щит управления


15. Здесь происходит контроль работы всего оборудования станции и выдаются необходимые команды для работы


16. За показанием каждого прибора ведётся постоянное наблюдение


17. Турбогенератор. Пар из котла по трубопроводу попадает в турбину и вращает её. Генератор вырабатывает электроэнергию, которая поступает на повышающую электроподстанцию. Далее при помощи линий электропередачи электроэнергия передаётся на расстояния на понижающую подстанцию и после этого приходит по проводам потребителям


18. Многочисленные вентили подписаны что есть что - порядок во всём


19.


20.


21. Котельный цех


22. Здесь всё поражает размерами. Гигантские 30-метровые котлы с толщиной стенки более 10 см выглядят очень убедительно! В котлах вода при нагревании превращается в пар


23. Настоящая громадина...


24. ...уходящая ещё на несколько этажей вниз! И везде чистота и порядок.


25.


26.


27.


28. Работа котельного цеха находится под постоянным контролем:


29. Под впечатлением цехов станции выходим на её крышу...


30. ...и видим туманные окрестности, высокие трубы и много-много пара. Во время прошлой экскурсии мы здесь не были


31. Четыре огромных, но в тоже время не подавляющих, градирни для охлаждения воды


32. Цилиндрические хранилища мазута


33. Высоченные пароотводные трубы


34. Линии электропредач


35. Вид с крыши на станцию


36.


37.


38. За дорогой - ВАЗ


39.


40. После того, как мы спустились с крыши, нам предложили подняться на мостовой кран турбинного цеха и проехать по всей его длине! Но сначала была подробная инструкция по технике безопасности, нам раздали перчатки и желающие поднялись на мост крана. Надо сказать, дело это очень непростое...


41. ...на очень приличной высоте:


42.


43.


44. Плавно началось движение крана и медленно мы проехали над всем цехом. Это было очень интересно!


45.


46. Цех полностью под нами:


47.


48.


49. Мостовой кран:


50. Надо сказать, время пролетело незаметно. По завершении экскурсии гостеприимные хозяева пригласили нас к столу. Обед был очень хорош!


"Блогерские среды" продолжатся: на следующей неделе нас ждёт поездка в город Новокуйбышевск на Новокуйбышевскую ТЭЦ-1. Замечательный проект, позволяющий познакомиться со столь значимым производством непосредственно в цехах, увидеть оборудование невероятной величины и узнать как это всё работает. Большое спасибо за его отличную организацию и приглашение к участию!

Самарская область, промышленные объекты, вид города сверху, экскурсии, d7000

Previous post Next post
Up