Первая дюжина космических аппаратов серии «Космос»

Sep 21, 2012 20:20

Георгий Евгеньевич ФОМИН,
ветеран космонавтики России,
Почетный работник ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»

В прошлом, 2011 году, наша страна и весь мир отметили 50-летие первого полета человека в космос. Этим человеком, пилотом космического корабля «Восток» был гражданин нашей родины Юрий Алексеевич Гагарин.

Самара, Самарская область, Центр «ЦСКБ-Прогресс». Самарский аэрокосмический университет, все промышленные предприятия, высшие, средние специальные и общеобразовательные учебные заведения, все средства массовой информации Самары и области достойно отпраздновали эту юбилейную дату. В памяти остались еженедельные передачи радио и телевидения ГТРК «Россия-Самара», посвященные истории освоения и использования космического пространства в СССР, России и за рубежом, многие публикации в газетах «Самарская газета», «Волжская коммуна», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Новая газета», публикации в журналах и ведомственных газетах предприятий и ВУЗов Самары и Самарской области.

2012 год тоже год юбилейный и особо знаковый для Самары, Центра «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «Кузнецов» и многих других предприятий Самары.


50 лет назад, в 1962 году был осуществлен запуск ракеты-носителя «Восток-2» 8А92, в разработке которого активно участвовали специалисты Филиала № 3 ОКБ-1, а изготовление всех ступеней и головного обтекателя было полностью выполнено заводом «Прогресс». Пакет двигателей для первой и второй ступени ракеты был изготовлен заводом «Моторостроитель имени М.В.Фрунзе». Ныне Филиал № 3 ОКБ-1 и завод «Прогресс» представляют собой единый мощный научно-производственный комплекс «Центр ЦСКБ-Прогресс», а завод «Моторостроитель», объединившись с СНТК имени Н.Д. Кузнецова, стал одним из крупнейшим в России самодостаточным предприятием по созданию авиационных и ракетных двигателей - от разработки проектов и конструкторской документации до поставки товарных образцов самолетостроительным и ракетостроительным заводам.

Другое важное событие 1962 года - запуск космического аппарата «Зенит-2» № 7, полностью изготовленного заводом «Прогресс» по документации ОКБ-1 при конструкторском сопровождении конструкторов и испытателей Филиала № 3 ОКБ-1. На орбите космический аппарат «Зенит-2» № 7 получил наименование «Космос-9»

С запуском спутника «Космос-9» Самара (тогда Куйбышев), завод «Прогресс» и Филиал № 3 ОКБ-1 стали не только ракетостроителями, но и освоили новую специализацию - космическое аппаратостроение.

А все началось 55 лет назад, когда впервые в мире 4 октября 1957 года на орбиту искусственного спутника Земли был выведен рукотворный 83-килограммовый «шарик» диаметром 580 мм, получивший имя собственное «Спутник-1» и положивший начало исследованиям космического пространства и его практическому использованию с помощью космических средств различного назначения.

Так что год 2012 весьма знаменателен для мировой космонавтики, истории космической деятельности России (СССР) и истории нашего родного предприятия - 55 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли, 50 лет со дня запуска первой ракеты-носителя и первого спутника, полностью изготовленных заводом «Прогресс» с участием Филиала № 3 ОКБ-1.

В связи с этим хочется бросить ретроспективный взгляд в прошлое и сделать некоторые субъективные оценки с позиции настоящего времени.

После запуска первых искусственных спутников «Спутник-1» (СССР, запуск 4 октября 1957 года) и «Эксплорер-1» (США, запуск 1.февраля 1958 года, масса спутника 8,3 кг, форма - цилиндр длиной 950 мм и диаметром 170 мм) направление космической деятельности в СССР и США резко отличалось друг от друга. В СССР приоритетными направлениями были фундаментальные научные исследования природы околоземного космического пространства, Луны, Венеры, Марса, а также работы, направленные на осуществление пилотируемого космического полета. Вплоть до конца 1961 года в Советском Союзе даже не было попыток вывода в космическое пространство спутников оборонного (военного) назначения. Иная картина наблюдалась в те годы в США. Уже в 1958 году американцы сделали попытки вывода в космос экспериментальных образцов противоспутникового оружия NOTS и вывели первый опытный спутник SCORE с целью отработки принципов использования космических средств для обеспечения связи в войсках. В 1959 году на орбите появились спутники военной фоторазведки «Корона» и «Самос», а в 1960 году - спутники раннего предупреждения о ракетном нападении «Мидас», метеорологические спутники «Тирос», навигационные спутники «Транзит», спутники пассивной ретрансляции «Эхо». На борту одного из спутников фоторазведки в том же 1960 году американцами была установлена аппаратура радиотехнической разведки, которая после опытной отработки была положена в основу создания спутников типа «Феррет». Как видно из сказанного, в США с самого начала космической эры началась агрессивная милитаризация космоса. В дальнейшем СССР был вынужден включиться в эту гонку, причем со значительным отставанием.

В период с 1957 по 1961 год Советский Союз опережал США по исследованию Луны, по запускам межпланетных космических станций к Марсу и Венере и, безусловно, по подготовке и реализации первого полета человека в космос. Этому во многом способствовало значительное превосходство советских ракет-носителей «Спутник», «Восток», «Молния», созданных на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, по грузоподъемности по сравнению с американскими ракетами-носителями этого же периода. Справедливости ради, надо отметить, что интенсивность запусков в США тогда была значительно выше, чем в СССР, однако надежность как американских, так и советских носителей была невелика. Так, в 1958 году в СССР было осуществлено 5 запусков, из них только один удачный, в США из 28 запусков 8 были удачными. Картина 1959 года выглядела так: в СССР - 4 запуска, из них - 3 удачных, в США - 23 за-пуска, из них - 13 удачных, в 1960 году в СССР - 7 запусков, в том числе 4 удачных, в США - 31 и 18 соответственно и, наконец, в 1961 году в СССР было осуществлено 9 запусков, в том числе 5 удачных, а в США - в 1961 году было 33 успешных запуска из общего числа запусков в 45 ракет-носителей.

В дальнейшем СССР наберет темпы, и с конца 60-х годов будет удерживать прочное первое месту по количеству ежегодных запусков ракет-носителей, значительно повысится и надежность наших отечественных ракет.

На фоне отставания от США по военным программам в СССР в 1959-1960 гг наряду с программами фундаментальных исследований околоземного пространства, Луны, Марса, Венеры, наряду с мощной передовой пилотируемой программой была сформирована программа использования космоса и космических средств в оборонных целях. Спутники этой программы при выводе на орбиту получали наименование «Космос» с соответствующим порядковым номером. К реализации программы оборонного назначения привлекались «альма-матер» советской космонавтики ОКБ-1 (С.П.Королев), а также ОКБ-586 в Днепропетровске (М.К.Янгель), завод «Прогресс» и Филиал № 3 ОКБ-1 (В.Я.Литвинов и Д.И.Козлов), Филиал № 2 ОКБ-1 в Красноярске (М.Ф.Решетнев), а также ряд НИИ, КБ и заводов авиационной, радиотехнической и электротехнической промышленности.

К 1961 году в ОКБ-586 с активным участием Филиала № 2 ОКБ-1 был создан на базе боевой ракеты средней дальности Р-12 носитель легкого класса 63С1, в дальнейшем получивший имя «Космос», к этому же времени в Куйбышеве усилиями Филиала № 3 ОКБ-1 (под руководством головного КБ) и завода «Прогресс» была создана специальная модификация ракеты-носителя среднего класса «Восток-2». Эти два носителя на первом этапе развертывания орбитальной группировки серии «Космос» играли главную роль средств выведения спутников военного назначения.

Первый запуск по программе «Космос» состоялся 27 октября 1961 года. Этот запуск был неудачным. По программе планировалось ракетой 63С1 с космодрома Капустин Яр вывести на орбиту спутник военно-прикладного назначения ДС-1 № 1, разработанный и изготовленный днепропетровским ОКБ-586 и днепропетровским заводом. На активном участке полета ракета потерпела аварию, и спутник не был выведен на орбиту. Вторая попытка запуска ракеты-носителя 63С1 со спутником ДС-1 № 2 была предпринята 21 декабря 1961 года - эта попытка также была неудачной.

11 декабря 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель 8К72К (Восток-К) с фоторазведывательным космическим аппаратом «Зенит-2» № 1. Ракета 8К72К (Восток-К) - это ракета той же серии и того же класса, что и ракеты, успешно доставившие первых советских космонавтов - Юрия Гагарина и Германа Титова - на орбиту. Как и для пилотируемых пусков, первые две ступени ракеты были изготовлены на заводе «Прогресс» и отправлены в ОКБ-1 для доработки под космический носитель. На опытном заводе ОКБ-1 была изготовлена третья ступень - блок Е, доработаны наши куйбышевские центральный и боковой блоки, и, таким образом, был изготовлен носитель 8К72К. В полете первые две ступени отработали нормально, а на участке работы третьей ступени на 410 секунде произошел прогар трубопроводов подачи горячего газа в турбонасосный агрегат двигателя, и полет был прекращен системой аварийного выключения двигателя. Космический аппарат «Зенит-2» - первый отечественный фоторазведчик военного назначения был разработан в ОКБ-1 под руко-водством С.П.Королева Конструктивно-аппаратурная база космического аппарата «Зенит-2» аналогична базе пилотируемого корабля «Восток». В спускаемом аппарате фоторазведчика такой же формы и такого же размера, что на пилотируемом корабле, вместо космонавтов и систем их жизнеобеспечения размещалась длиннофокусная фотографическая аппаратура для детальной съемки отдельных участков местности и широкозахватная короткофокусная аппаратура для обзорной съемки громадных площадей земной поверхности. Приборно-агрегатный отсек космического аппарата «Зенит-2» был увеличен за счет цилиндрической вставки между двумя конусами базового отсека корабля «Восток». Бортовой комплекс управления «Зенита-2» был значительно сложнее и «умнее», чем на корабле «Восток». И это понятно почему. На корабле «Восток» основное назначение бортового комплекса управления - обеспечить ориентацию космического корабля перед спуском и стабилизацию космического корабля при выдаче тормозного импульса. Бортовой комплекс управления космического аппарата «Зенит-2» должен, кроме того, обеспечить программу съемки с необходимой точностью наведения линии визирования на заданные объекты и территории с высоким уровнем стабилизации космического аппарата в моменты съемки во избежание недопустимых смазов изображения на фотопленке. Система обеспечения температурного режима должна поддерживать прецизионный тепловой режим объективов, чтобы исключить их терморасстраиваимость. Доработке были подвергнуты также система электропитания, введен ряд новых специфичных бортовых систем.

Как только было принято решение об изготовлении серийных космических аппаратов на заводе «Прогресс», С.П.Королев и Д.И.Козлов приняли решение об участии куйбышевских специалистов Филиала № 3 в работах ОКБ-1 в разработке конструкторской документации и глубоком освоении этой новой техники. Причем с самого начала был настрой на то, что в перспективе Филиал № 3 станет головным подразделением ОКБ-1 по созданию линейки аппаратов фоторазведки, а головное КБ займется новыми задачами. Поэтому в первой же группе специалистов Филиала № 3 в ОКБ-1 были направлены будущие проектанты, тепловики, динамики, баллистики, аэродинамики, разработчики бортового комплекса управления, системы электропитания, системы терморегулирования и всех других систем космического разведывательного аппарата. Наши специалисты в Москве не только изучали конструкторскую и испытательную документацию, что, безусловно, необходимо для конструкторского сопровождения изготовления космических аппаратов на серийном заводе, но и учились премудростям всего объема проектных работ.

Однако, вернемся к программе «Космос». 1961 год не дал положительных результатов ни ОКБ-586, ни ОКЬ-1. Все три попытки запуска космических аппаратов серии «Космос» были неудачными. Год 1962 вознаградил усилия промышленности и военных - на орбиту было выведена целая дюжина «Космосов» - так началось создание орбитальной группировки СССР военного назначения.

Пальма первенства принадлежит ОКБ-586. 6 апреля 1962 года с космодрома Капустин Яр двухступенчатая ракета-носитель легкого класса 63С1 № 6LK вывела на орбиту космический аппарат ДС-2 № 2. На орбите ему было присвоено имя «Космос-1». Днепропетровцы вывели вскоре еще два космических аппарата - «Космос-2» и «Космос-3».

26 апреля 1962 года было радостным для коллектива ОКБ-1. В этот день на орбиту был выведен космический аппарат «Зенит-2» № 2, которому было присвоено орбитальное имя «Космос-4» и который первым в Советском Союзе выполнил задачи космической фоторазведки. Результаты полета превзошли все ожидания разработчиков, военных специалистов и политиков высшего звена руководства страны. Борис Евсеевич Черток, ветеран космонавтики, Заместитель С.П.Королева так описывает это в своих воспоминаниях: «После проявления первых снимков генерал Костин (в то время ответственный в Министерстве обороны за космическую разведку, примечание Г.Е.Фомина) пригласил Королева в лабораторию ГРУ ГШ, где проходила обработка и дешифровка снимков. Королев был доволен и тут же договорился, чтобы для «воодушевления» Черток, Цыбин и Осташев тоже могли полюбоваться «пейзажами Америки», доставленными нашим «Космосом-4». По секрету СП нам сообщил, что снимки уже демонстрировались Хрущеву, который высказал пожелание, чтобы космических разведчиков было побольше и чтобы они следили бы «за нашими недругами» подольше.

28 мая 1962 года днепропетровцы запустили очередной спутник «Космос-5», который был предназначен для контроля радиационной обстановки после проведенного американцами высотного (400 км над поверхностью Земли) ядерного взрыва над атоллом Джонстон в Тихом океане.

В апреле 1962 года на космодром Байконур заводом «Прогресс» была отправлена первая ракета-носитель «Восток-2» 8А92 № Е150000-01. Она предназначалась для запуска космического аппарата «Зенит-2» № 3, изготовленного на опытном заводе ОКБ-1. Техническое руководство по подготовке комплекса «Зенит-2 - 8А92» к запуску осуществлял лично С.П.Королев. Космический аппарат готовила московская бригада во главе с Павлом Владимировичем Цыбиным. Подготовкой ракеты-носителя занималась объединенная бригада Филиала № 3 ОКБ-1 и завода «Прогресс». Нашу бригаду возглавлял ведущий конструктор по ракете Валентин Александрович Рясный. Я входил в состав бригады и отвечал за испытания системы управления на техническом и стартовом комплексах. Подготовка шла без особых происшествий и без существенных отказов материальной части. Помню, что С.П.Королев выразил нам и воронежскому ОКБ Семена Ариевича Косберга большое неудовольствие за отсутствие ЗИПа на двигатель третьей ступени. Пришлось оперативно исправлять этот недочет.

Запуск был назначен на 1 июня 1962 года. Подошло время «Х». Ракета проверена, заправлена, начались автоматические операции по запуску двигателей. Предварительная, промежуточная, главная, подъем, авария. Один из боковых блоков в процессе старта оторвался от пакета, упал в лоток, ракета рухнула, взрыв, пожар, сильное повреждение старта. После того, как пожарная команда сделала свое дело, нам разрешили поиск материальной части. Вскоре нашли коммутационный прибор аварийного бокового блока. В этом приборе дистанционный переключатель ДП-2 находился не в рабочем, а в отбойном положении - значит, он снял шину «Д» и обесточил двигательные клапаны, которые закрылись и прекратили подачу компонентов топлива в двигатель. Причина выключения двигателя ясна, но в чем причина нештатной работы ДП-2 - надо было установить однозначно. Аварийную комиссию возглавил С.П.Королев. Я был включен в состав комиссии. Прямо с космодрома самолетом ОКБ-1 комиссия вылетела в Харьков, на завод «Коммунар» - завод разработчик и изготовитель системы управления. Установить причину отказа ДП-2 в Харькове не удалось. Вибростенд в Харькове позволял проводить испытания на вибро-устойчивомть только на фиксированной частоте 400 герц. На этой частоте переключатель ДП-2 работал устойчиво. Переехали в Москву в НИИ-885 к пилюгинцам. Здесь на стендах с плавающей частотой от низкого диапазона до 2500 герц ларчик открылся быстро. Не помню, на какой именно частоте, этот злополучный ДП-2 устойчиво не работал так, как нужно, то есть самопроизвольно сбрасывался из рабочего в отбойное положение. Нашли и проверили метод схемного лечения, и дали команду на доработку задела.

Уже 28 июля 1962 года был осуществлен успешный запуск носителя 8А92 № Е15000-07. На орбиту был выведен космический аппарат «Зенит-2» № 4, изготовленный в ОКБ-1. Как принято говорить в авиационных кругах, этот аппарат был крайним московским аппаратом фоторазведчиком. Все дальнейшие космические аппараты «Зенит-2» , многочисленные модификации этой линейки, а также аппараты серии «Янтарь» разрабатывались Филиалом № 3ОКБ-1 (в дальнейшем ЦСКБ) и изготавливались заводом «Прогресс», а некоторые из них - заводом «Арсенал» по документации ЦСКБ. На орбите «Зенит-2» № 4 назывался «Космосом-7». Весьма любопытно, что после выполнения полетного задания спускаемый аппарат «Космоса-7» приземлился на территории Куйбы-шевской области, и жители села Августовка в честь этого события водрузили зенитовский спускаемый аппарат на постамент.

Первый космический аппарат «Зенит-2», полностью изготовленный на заводе «Прогресс» был выведен на орбиту ракетой 8А92 № Т15000-06 27 сентября 1962 года. Эта дата для Центра «ЦСКБ-Прогресс» является знаковой и дорогой - наш первый спутник назывался «Космос-9» В том же 1962 году нам удалось успешно вывести еще два космических аппарата «Зенит-2» - соответственно «Космос-11» и «Космос-12».

С этого момента Центр «ЦСКБ-Прогресс» (наследник двух славных коллективов) стал ракетно-космическим комплексом, способным «с чистого листа» создавать и ракеты-носители, и космические аппараты любой сложности и высокой надежности.

Не стояли на месте и днепропетровцы. В июне 1962 года был запущен спутник «Космос-6», на котором отрабатывались принципы и экспериментальная аппаратура обнаружения запусков и контроля траектории полета баллистических ракет. В августе и сентябре еще два спутника военно-прикладного назначения - «Космос-8» и «Космос-11» были выведены на рабочие орбиты ракетчиками Капустина Яра с помощью ракет-носителей легкого класса 63С1 «Космос».

Не буду вдаваться в статистику, сделано много и много полезного.
Твердо убежден и уверен, что нынешний состав проектантов, конструкторов, технологов, испытателей, производственников, контролеров, всех работников Центра «ЦСКБ-Прогресс», кто обеспечивает слаженный труд предприятия, создаст новые, более совершенные образцы ракетной и космической техники.

Г.Е.Фомин
26.08.2012.

история, ЦСКБ-Прогресс, Фомин Г. Е., ЦСКБ, космонавтика

Previous post Next post
Up