К началу зимы из Москвы в Куйбышев прибыло уже 24 эшелона, насчитывающих 1400 вагонов с оборудованием авиационного завода № 1 имени И. В. Сталина (ныне - РКЦ "Прогресс"). По докладу военпредов предприятия от 13 декабря, было разгружено 1910 станков, из которых 1881 единица оборудования установлена, 1531 подключено и на 1200 станках уже работали. Из-за жилищных трудностей только 7598 рабочих (из 13886 прибывших) смогли приступить к работе на новом месте. Общая производственная площадь цехов мало отличалась от той, что имелась в Москве накануне эвакуации, а вот довести численность сотрудников до половины от ранее имевшихся долго не удавалось, особенно не хватало производственных рабочих.
Сборка стабилизатора
Те, кто приехал, размещались преимущественно в казармах у завода имени Масленникова. Строительная же площадка завода находилась на Безымянке, в 13 км от жилья большинства рабочих. Кроме трамваев, доехать на работу и обратно можно было заводскими автобусами, но в пургу и метель движение замирало - приходилось добираться до завода пешком. По воспоминаниям одного из ветеранов ОКБ, С. Илюшина, к сильной тоске москвичей по своему городу примешивалось постоянное чувство беспокойства от соседства с большим количеством заключённых, которые продолжали работать на строительстве завода: только, бывало, отвернёшься, как вещь буквально исчезала в воздухе.
Никакие приказы, даже самые строгие, не могли мгновенно исправить положение с выпуском самолётов, ведь ещё в середине декабря почти все стены заводских корпусов находились в строительных лесах, сугробами засыпало строительную технику. Люди продолжали вручную переносить станки, снятые с железнодорожных платформ, в ещё недостроенные цеха завода № 1. Практически ни один из них до конца года не имел крыши.
Дата 23 декабря 1941 года запомнилась заводчанам на всю жизнь, так же, как и текст телеграммы Верховного Главнокомандующего, которая была получена в этот день. Копии телеграмм раздавали в проходной, их разносили по общежитиям и баракам.
"Директору завода №18 Шенкману, директору завода №1 Третьякову.
Вы подвели нашу страну и Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей стране, нашей Красной Армии теперь, как хлеб, как воздух. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, Третьяков МиГ-3 по одной-две штуки в день. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не МиГи, а Ил-2. Если 18-й завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы стали выпускать побольше Илов. Предупреждаю в последний раз. Сталин".
Другого предупреждения не потребовалось. К трём "ноябрьским" МиГ-3 добавилось ещё 27 истребителей, принятых в следующем месяце. Сохранился ещё задел по деталям, узлам, комплектующим примерно на 50-60 МиГов, но ослушаться указания сверху директор завода А. Е. Третьяков не мог. Неимоверными усилиями удалось до наступления нового года сдать три штурмовика, поскольку совершенно отсутствовал задел по Илам.
Источник: Сергей Емельянов: "Траектория жизни. Литвинов Виктор Яковлевич. Инженер, создатель авиационных и космических технологий ХХ века".