«Космический» контрразведчик

Dec 22, 2017 09:30

Отличная статья Юлии Рубцовой в «Волжской коммуне» о заместителе директора завода «Прогресс» по режиму полковнике КГБ Юрии Фёдоровиче Грушине. Во время учёбы на старших курсах первого факультета КуАИ, Юрий Фёдорович читал нам курс лекций по предмету «Сохранение гостайны», по которому нам предстояло сдавать зачёт с оценкой. Рассказчик он был великолепный, слушали его затаив дыхание, потому как то, что именно он рассказывал и как мастерски это делал, было более чем интересно и до того совершенно нам тогда неизвестно.

Студент, комсомолец, инженер, оперативник

Юрий Грушин родился в 1938 году во Владивостоке. Вместе с отцом, военным летчиком, исколесил полстраны, пока того не направили в Кинель-Черкассы Куйбышевской области, где Юрий учился некоторое время, а затем семья осела в Новокуйбышевске. В Куйбышеве он окончил техническое училище, потом радиотехнический факультет КуАИ. Везде был лидером - и в учебе, и в общественной работе, и в комсомольском оперативном отряде. Такие активные ребята были нужны не только в цехах, а Юрий после окончания института уже успел поработать не только инженером на заводе «Экран», но и в другой, не менее важной сфере. Дело в том, что в 60-х годах к активно развивавшимся предприятиям авиационно-космического комплекса Куйбышева усилилось внимание иностранных разведок. Для работы по радиомаскировке заводов, в том числе и от разведывательных спутников США, которые уже стали пролетать над территорией города, кандидатура Юрия оказалась одной из лучших. В 1966 году его призвали в органы безопасности, он окончил высшие курсы спецшколы КГБ СССР.

«Я и инженер, и летчик, и десантник - хоть завтра в космос», - говорил полковник КГБ Юрий Грушин о себе и на самом деле смог бы легко пройти общекосмическую подготовку, потому что обладал еще и удивительно крепким здоровьем. Но продолжал работать на космос на Земле.



В гуще событий

Служить молодой офицер начал рядовым оперативником в промышленном подразделении отдела контразведки, курировал завод «Прогресс». Задача радиомаскировки, изначально поставленная перед органами госбезопасности и перед Грушиным лично, была выполнена - утечки секретной информации отсюда не было зафиксировано ни разу за многие годы.

К началу 80-х Юрий уже успел поработать с моторостроительным заводом им. Фрунзе, с филиалом «Прогресса» на Байконуре, курировал гражданскую авиацию области, в том числе аэропорты «Курумоч» и в Смышляевке, стал начальником 3-го отделения областной контрразведки.

Ю. Грушин (справа) с легендой космонавтики А. Солдатенковым (в центре) и П. Левашкиным. Байконур, 1992 год


Не многим сотрудникам спецслужб «повезло» на оперативные события, как Грушину. Он оказался в самой гуще событий и во время поимки маньяка Серебрякова, который орудовал в Зубчаниновке и поселке Восточный, и во время расследования громкого дела «Капкан» по убийству в Москве главного конструктора Куйбышевского бюро автоматизированных систем Игоря Бережного. Но судьба вновь и вновь возвращала его к делам космическим - в 1984 году его прикомандировали к заводу «Прогресс».

Под грифом «совершенно секретно»

Зоной ответственности официального заместителя директора завода и действующего сотрудника КГБ Юрия Грушина стало обеспечение безопасности при производстве ракет типа Р-7 и космических аппаратов различного назначения, а также работа над самым масштабным отечественным космическим проектом «Энергия-Буран». Понятно, что в офицерской форме на предприятии он не появлялся - здесь было принято ходить в белых халатах или спецодежде.

«При производстве ракеты-носителя «Энергия» осваивались совершенно новые и самые передовые технологии, новые сплавы и материалы, новые методы испытания, по-новому решались вопросы транспортировки крупногабаритных грузов, - рассказывает ветеран «Прогресса», тогда помощник директора завода Вячеслав Вершигоров. - Для решения этих задач была привлечена кооперация в составе 1200 предприятий всей страны - можно представить, насколько трудно было обеспечивать сохранность государственной тайны».

«На работе Юрий Федорович находился так же, как и мы - с утра до глубокой ночи. Работал все субботы и воскресенья, - вспоминает главный диспетчер РКЦ «Прогресс» Александр Лунев. - Практически вся конструкторская документация, приказы министерств и постановления правительства были под грифом «совершенно секретно».

Огромный объем информации, поступавшей на завод и отправляемой с него, шел по закрытым каналам связи и фототелеграфу - предшественнику факсовых аппаратов. Благодаря сотрудникам режима во главе с Грушиным государственные интересы строго соблюдались.

Помимо всего, он лично контролировал отправку и транспортировку блоков и агрегатов ракеты-носителя «Энергия» на Байконур, обеспечивал безопасность министра обороны СССР Дмитрия Устинова во время посещения им предприятия.

Невидимая работа

Много сил отдавал Грушин работе непосредственно на Байконуре. Здесь был создан филиал отдела режима «Прогресса», работал крупный узел спецсвязи, обеспечивавший соединение с поставщиками и разработчиками комплектующих для производства.

«Бывают люди, которые сразу располагают к себе - аккуратные в одежде, немногословные, с открытым взглядом. От них исходит какое-то душевное тепло. С таким человеком я и познакомился во время работы над комплексом «Энергия-Буран», вспоминает бывший заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П. Королева Вячеслав Филин. - Работа Грушина не бросалась в глаза. Но стоило где-то возникнуть проблемам, он тут же оказывался рядом и брался за их решение».

Ю. Грушин дает интервью журналисту самарского телевидения А. Сохину. Байконур, 1993 год


«Так было при огневых испытаниях центрального блока «Энергии», когда по непонятным причинам лопнул трубопровод. Так было и при запуске орбитального корабля «Буран», когда произошел отбой запуска за 53 секунды до отрыва ракеты от стартового стола, - продолжает Вячеслав Михайлович. - Через свои каналы он проводил анализ случившегося, чем оказывал неоспоримую помощь конструкторам и технологам. Юрий Федорович был организованным человеком, и вся его служба была нацелена на соблюдение всех правил по режиму и безопасности. Мы много месяцев провели с ним на космодроме, работали практически круглосуточно, и он всегда помогал решать и производственные, и бытовые вопросы. Это происходило доброжелательно, без нагнетания напряженности. Это свойственно только сильным личностям, а Юрий Федорович и был таким».

Грушин - брат Грушина

«Я и инженер, и летчик, и десантник - хоть завтра в космос», - говорил Юрий Грушин. И тут же добавлял: «Но я - чекист, и моя работа - здесь».

В отставку из органов КГБ Юрий Федорович Грушин, заслужив многочисленные награды и поощрения, в том числе орден «Знак Почета», ушел в 1993 году, с «Прогресса» - в 1994 году, в 1998-м его не стало. Награды и военная форма Грушина хранятся в музейной экспозиции Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, имени Б.П. Фролова, фотопортрет и рассказ о его работе - в музее управления ФСБ (КГБ) по Самарской области в разделе «Самарский космос».

Ю. Грушин заслужил многочисленные награды и поощрения


А в памяти друзей и близких он навсегда остался чутким и отзывчивым человеком. Кстати, о близких, о семейной истории: когда Юрию было всего четыре года, умерла его мама. Отец женился во второй раз, и у него родилось три сына, одним из которых был Валерий Грушин, имя которого носит известный на всю страну фестиваль бардовской песни.

Братья по отцу - Юрий и Валерий Грушины - были похожи и внешне, и по характеру: оба были веселыми и жизнерадостными, оба любили петь. Валерий пошел по пути Юрия и поступил в КуАИ - старался быть таким же смелым, как старший брат. Иначе бы не бросился в ледяную воду реки Уды в Иркутской области, чтобы спасти тонувших детей. Тогда для поисков брата Юрий сделал все, что мог - даже находясь в Куйбышеве, договорился о вертолете, но, увы, Валерия так и не нашли...

Подвиг Валерия Грушина тысячи людей вспоминают вставанием во время концертов на Горе. На каждый фестиваль авторской песни имени своего брата приезжал и Юрий Грушин, работа которого не была на виду в силу особенностей профессии. Подвиг этих людей - чекистов, контрразведчиков, сотрудников органов государственной безопасности России - ФСБ, СВР и ФСО - отмечается каждый год 20 декабря.

Автор и фото: Юлия РУБЦОВА. Источник: "Волжская коммуна" http://www.vkonline.ru/

КуАИ-СГАУ, ЦСКБ-Прогресс, Байконур, Волжская Коммуна, ФСБ

Previous post Next post
Up