Сегодня в Доме журналиста состоялась пресс-конференция, в ходе которой председатель Общественного совета при ГУ МВД России по Самарской области Александр Шахов, заместитель председателя Общественного совета при ГУ МВД России по Самарской области Алексей Бородин, региональный представитель Московской Хельсинской группы от Самарской области Евгений Коняев и начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Самарской области Сергей Гольдштейн подвели итоги акции "Гражданин и полиция" и проинформировали о результатах проверки аппаратов экстренной связи с полицией, установленных на территории города и об организации работы операторов, принимающих сигналы от граждан.
Одной из главных задач работы Общественного совета при Главке является общественный контроль за работой полиции. В свою очередь одним из главных критериев оценки работы полиции является отношение и доверие к ней граждан. Структура МВД большая, но есть ряд служб которые наиболее приближены к работе с населением, это - участковые уполномоченные полиции, патрульно-постовая служба, ГИБДД, миграционная служба и т. д. Поэтому, когда поступило предложение из Москвы через регионального представителя Московской Хельсинской группы Евгения Коняева о проведении акции "Гражданин и полиция" на территории области, в Главке его восприняли с большим интересом. На заседании ОС определились с тем, как совместно с МХГ и представителями общественных советов территориальных органов полиции организовать эти мероприятия. Акция прошла достаточно активно в течение июня-августа этого года, а её итоги были рассмотрены на расширенном заседании при президиуме ОС в присутствии начальника Главка генерал-майора полиции А. И. Винникова.
Цель акции "Гражданин и полиция" - определить степень доверия граждан к полиции, узнать от обычного законопослушного человека как, по каким вопросам и при каких обстоятельствах он встречается с сотрудниками органов внутренних дел и насколько это общение соответствует законодательству. Проходит она практически по всей России и если 3-4 года назад, когда начиналась и проходила всего в нескольких регионах и касалась только работы участковых уполномоченных полиции, то в этом году она проходила в большинстве субъектов Российской Федерации. Список вопросов был значительно расширен: помимо участковых уполномоченных и пунктов их приёма исследовали районные отделы внутренних дел, дежурные части, отделы РЭО, экипажи ДПС и недавно вернувшуюся в состав МВД миграционную службу.
В Самарской области за 4 года проведения мероприятий "Гражданин и полиция" появилась своя специфика: костяком участвующих в акции стали ветераны военной службы и правоохранительных органов, боевых действий. И именно в Самарской области большой акцент сделали на работу полиции в сельских районах, включая самые дальние села, редко посещаемые какими-либо проверяющими. Комиссии полностью состояли из членов ОС и обязательно привлекались члены ОС проверяемого территориального органа.
За этот период времени определена значительная положительная динамика отношения жителей Самарской области к полиции, особенно это касается сельских районов. И это не просто слова, ради того, чтобы их сказать и получить такую оценку, а результат анализа сведений, полученных во время мониторинга, а он состоит из сбора информации по многим параметрам, которые вносятся в объёмные таблицы. В общем, тут всё очень серьёзно. Были проверены 32 отдела полиции, 32 участковых пунктов полиции, 28 отделов по вопросам миграции, 8 РЭО, 9 ИВС, 4 экипажа ДПС и 2 стационарных поста ГАИ Самарской области. Внимательным образом рассматривались и фиксировались подробные данные по вопросам доступности информативности при посещении гражданами отделов полиции, обеспечении их необходимой информацией, работа с доставленными и задержанными гражданами, по участковым уполномоченным полиции выявлялись проблемы, с которыми сталкиваются граждане и сам участковый, проводились опросы граждан о том, знают ли они своего участкового и знают ли они номер его телефона. По вопросам миграции и работы РЭО смотрели соблюдение временного регламента оказания услуг.
Выводы таковы: отделы полиции максимально, насколько это возможно в данных условиях, соответствуют стандартным нормативам, сотрудники полиции пользуются уважением, подавляющее число опрошенных граждан на вопрос о безопасности на улицах и сохранности имущества давали положительную оценку. Граждане отметили доступность при подаче обращений в отделы полиции, включая первых лиц руководства как районных отделов полиции, так и Главка. Тут, конечно, я не могла не вспомнить, как несколько лет назад у меня не очень-то хотели принять заявление в РОВД Октябрьского района об угрозе со стороны некоего лица закидать меня и мой участок гранатами. Тогда я провела в отделении милиции чуть ли не весь день, это было что-то!
По участковым уполномоченным обратили внимание на действительно позитивное к ним отношение со стороны населения. Все участковые показали хорошее знание нормативной базы, необходимой им для работы, материально-техническое обеспечение участковых достаточно для их деятельности. Если четыре года назад не все участковые были обеспечены мобильной связью, то сейчас такой проблемы нет. Найти своего участкового легко на сайте Главного управления, данные соответствуют действительности. Тем не менее, несмотря на положительное отношение к участковым, как правило до 50% прохожих вообще не знают своего участкового и не знают как к нему попасть - наверное, в силу отсутствия такой необходимости. Хорошо бы иметь взаимодействие с органами местного самоуправления для размещения на стендах информации и координат участкового, кстати, на подъездах моего дома одно время были такие объявления.
Акция не нашла замечаний по работе ДПС и РЭО. По РЭО - это и мнение федерального центра - в Самарской области лучшие по России. У нас соблюдаются временные регламенты, за исключением каких-либо редких всплесков. Есть небольшие замечания по отделам миграционной службы: это подразделение недавно вернулось в структура МВД, которые, впрочем, оперативно устраняются в рабочем порядке.
Теперь о проверке аппаратов экстренной связи с полицией. Они стоят в местах массовых нахождения людей, например, на второй очереди набережной Волги и на улице Ленинградской. Значение этого устройства велико - ведь если возникнет ситуация, когда человеку угрожает опасность, то он может воспользоваться этим аппаратом и очень быстро получить помощь. В Самаре установлено 45 аппаратов, из них в рабочем состоянии - 35, неисправности будет устранять обслуживающая их организация. Одновременно рассматривалась корректность соединения с операторами, принимающими сигнал в дежурной части. Так вот, оператор отвечает достаточно быстро, передаёт вызов, и наряд полиции оперативно выезжает на место. Бывают и обращения с просьбой или вопросом, поступающие от гостей города - как добраться до того или иного места - и получают исчерпывающий ответ. В 2018 году, когда в Самаре будет большой наплыв туристов в связи с проведением Чемпионата мира по футболу, предполагается, что такие аппараты будут более востребованы и операторы, которые принимают звонки, должны владеть иностранными языками.
13 сентября 2017 года