Самарская полицейская часть - II

Aug 15, 2017 09:30

Совместный проект Главного управления МВД России по Самарской области, музея истории органов внутренних дел Самарской области и Нины Дюковой, посвящённый 300-летию Российской и Самарской полиции

В обязанности самарских полицейских входила не только охрана общественного порядка и борьба с уголовной преступностью, но и борьба с нарушением акцизного права. Полицейскими в Самаре и уездных городах выявлялись места сбыта безакцизной водки, последняя конфисковывалась, а организаторы «подпольных водочных вертепов» арестовывались. Подпольные «бутлегеры», стремясь предохранить себя от полицейского преследования, шли на различные ухищрения.


Так, была широко распространена выделка спирта из столярного спиртового лака. Чтобы превратить его в чистый спирт, необходимо было бросить в эту смесь немного поваренной соли. Через четверть часа смесь, смешанная с солью, оседала, а чистый спирт оказывался наверху. Потому в некоторых «вертепах», где собирались тайные продавцы водки, не решаясь хранить большие запасы поддельной безакцизной водки (опасаясь налета полиции), держали в больших количествах бутылки со спиртовым лаком.

В городах губернии (и в Самаре) полиция обязана была следить за санитарным состоянием бакалейных лавок, магазинов, трактиров, питейных заведений. Владельцы, «упорно не желавшие привести в порядок» свои торговые места, подвергались денежному штрафу, либо аресту на несколько дней.

Так, например, некий владелец постоялого двора Скоробогатов «...за грязное состояние двора» подвергся штрафу на 25 рублей, но последний был заменен арестом на 7 суток, а содержатель колониальной лавки Иванов «...за неопрятное содержание и неприкрытые от пыли, мух пищевые продукты» был оштрафован на 100 рублей, но владелец лавки упросил полицейских заменить штраф арестом на один месяц.

Полицейские были обязаны наблюдать за чистотой на улицах и площадях городов губернии. Приказами самарского полицмейстера приставам предлагалось «...немедленно требовать сколки льда и уборки его, обязать всех домовладельцев немедленно очистить крыши домов от снега, дворы и близлежащие территории от снега, мусора». На не исполняющих требования полиции домовладельцев накладывались денежные штрафы, из этих сумм полицейским чинам выплачивалась прибавка к жалованию - «наградные».

Под контролем полиции находилась и деятельность дворников, последние фактически являлись внештатными служащими местной полиции. Дворники, кроме своих прямых обязанностей по поддержанию чистоты во дворах, следили за соблюдением правил противопожарной безопасности, пресекали нарушения общественного порядка и способствовали исполнению норм паспортного режима в Самаре. Так, например, «...дворник был обязан знать в лицо всех жильцов, живущих в доме, он обязан наблюдать, чтобы никто из жильцов не укрывал у себя не заявленных полиции людей, и тот час доводить до сведения местного пристава о каждом укрывающемся или ночующем в доме лице, не принадлежащем к числу домовых жильцов...». Все дворники проходили обязательную регистрацию в полиции, которая и решала, брать того или иного кандидата на место дворника. С возложением на дворников обязанностей по надзору за порядком и общественной безопасностью, они были отнесены к числу лиц, оскорбление которых при исполнении ими служебных обязанностей преследовалось наравне с оскорблением нижних чинов полиции.

Местная администрация городов и уездов губернии активно использовала полицию и для сбора местных налогов, т. е. общая полиция одновременно выполняла и те функции, которые сейчас выполняет налоговая инспекция. Например, в 1906 году Самарская городская полиция была обязана изъять недоимки у более чем 29% плательщиков местных налогов. Казенная палата требовала от полицмейстера г. Самара обратить особое внимание на состоятельных плательщиков земских сборов - Курлина, Челышева, Лeтягина, Лапшина и других. Лишь одно товарищество Жигулевского пивоваренного завода Вакано и Ко задолжало Самарской уездной земской управе 5845 рублей налога. В случае неуплаты земских сборов имущество могли описать и устроить аукционные торги конфискованного имущества. Очень часто в городской печати можно обнаружить объявления подобного типа «...состоится продажа деревянной ветряной мельницы, принадлежащей Василию Шкварину. Последний не уплатил налогов на сумму 228 рублей. Аукцион проводится в Самарском Городском Полицейском Управлении...».

полиция, старые фото, 300 лет Самарской полиции, 300 лет Российской полиции

Previous post Next post
Up