статья о выставке в музее

Jan 12, 2009 18:38

Прошлое нельзя вернуть, но можно повторить

Для нашего времени характерен круговорот моды в природе: казалось, навсегда ушедшие фасоны возвращаются снова и снова. Единственное, чего не ожидаешь увидеть на современной молодежи, это фраки и кринолины. Но Анна Абрамова, руководитель международного фестиваля старинной культуры «Наследие», оценивает ситуацию по-другому: «Многое из того, что было хорошо забыто в старину, входит в моду и может быть полезно сегодня в вечерних направлениях».

Выставка «Под бой часов», основными экспонатами которой стали исторические костюмы, - мероприятие, которое проводится в рамках фестиваля. Она продлится до 17 января: в новогодние каникулы новосибирцев ожидает грандиозное зрелище. А в день открытия экспозиции бальную моду демонстрировали не только на манекенах. Дамы и кавалеры, одетые в духе XIX века, гуляли по залам краеведческого музея, блистая нарядами и собственным очарованием.

Знакомясь с выставочными экспонатами, гости пытались представить, как носили предки эти платья с витиеватым орнаментам. Узнать об истории моды согласился помочь историк, автор нескольких экспонируемых костюмов Вадим Зевлевер.

Оказалось, что не во все времена существовал культ одежды. «В эпоху викингов, - говорит экскурсовод, - была изрядная стагнация, попросту говоря, застой». Одни и те же фасоны могли носить и в веке VIII, и в веке IX. Прежде всего скандинавы думали о том, как не умереть с голоду или от оружия врага. Такие суровые времена наглядней всего иллюстрирует броня кольчужного типа - реконструкция, выполненная вручную. «Когда собиралась армия из тысячи человек, ее обслуживали мастеровые, которых было тысяч пятьдесят. Я один за свою жизнь сплел две кольчуги. Это адская монотонная работа, согнуть и соединить двадцать тысяч колец», - поделился впечатлениями Вадим Зевлевер.
Богатое одеяние высшей знати, головные уборы фрейлин, прославленные всевозможными феями из сказок. Это пятнадцатый век, период войны алой и белой розы. В те времена новинки в мире моды не распространялись со скоростью света, как это происходит сейчас, и если во Франции появлялся новый силуэт, допустим, в 1450-м году, то до Англии он доходил только в 1460-м.

По словам одного из автора выставки, Елены Тимофеевой, образы, придуманные ею, были навеяны различными художественными иллюстрациями и фильмами. «Создавать исторические костюмы при определенном навыке порой легче, чем шить современную одежду, - говорит она. - Их интересно моделировать, бывает, шьешь, и возникает новый ход, новая отделка. Понравилось, как ткань необычно легла, и уже - новый силуэт».

Зато в веке XIX-м модная индустрия развивалась интенсивнее. Способствовали этому прогресс и выдумки знатных особ, желавших перещеголять друг друга. Силуэты позапрошлого века менялись от ампира до модерна. Популярные в XIX столетии модели получили широкое признание и у современных девушек и юношей, участников бального дефиле. Наряды обязывали их держать осанку, мило улыбаться, вести светские беседы с новыми и старыми знакомыми. По признаниям участниц бала, в таком платье хочется чувствовать себя героиней минувшей эпохи, хочется, чтобы кавалеры были учтивы, кланялись и целовали руки, а по окончанию очередного танца провожали до места.

Участники таких вечеров воссоздают не просто наряды ушедших дней, но и реконструируют дух самого времени. Сопричастность с галантным веком усиливается, когда узнаешь историю предметов. Эпоха XIX века - время, когда даже воевать стремились красиво. Как рассказал Вадим Зевлевер, «тогда сражались в полный рост, по полю на пузе не ползали. Под барабанную дробь и под пушечные выстрелы несли знамя. И самое главное, это должно было быть красиво. Французы являются несомненными лидерами по красоте в униформе. На выставке представлен парадно-выходной мундир младшего лейтенанта третьего гусарского полка. Младшие лейтенанты или просто лейтенанты не носили второго эполета и, честно говоря, мне это импонирует потому, что симметрия - признак ограниченности».

Среди авторов выставки почти нет профессиональных историков, в основном любители. Создание исторических костюмов для одних серьезное увлечение, для других просто хобби. Но приступив к работе над платьем в стиле ампир или мундиром, невозможно остаться равнодушным ко времени, в которое они возникли. Открытие выставки стало лишь первым мероприятием в рамках фестиваля «Наследие». На рождественских каникулах организаторы планируют полное погружение в историческое прошлое, с балом, светскими раутами и рыцарским турниром.

Анна Шурова,
Школа культурной журналистики

http://www.kulsi.ru/EnergyAndArt?pid=3&id=450

костюм, я

Previous post Next post
Up