Где розы - там и тернии -
Таков закон судьбы.
Н. Некрасов
(Считается, что это изображение братьев Александра и Николая Кельхов)
Не один мега мозг не в состояние предвидеть повороты судьбы ,ход исторических событий.... Да и не надо пытаться этого делать
Побывала в красивейшем особняке Кельха . Но как обычно бывает когда посещаешь такие объекты , возникает желание больше узнать о хозяевах ,о людях которые родились и жили немного раньше нас . Но в этот раз у меня возникло больше вопросов чем ответов . Картина которая "рисуется " о жизни владельцев особняка это в большей степени предположения , такие же как видения портретной схожести Кельхов с изображениями на витражах или лепнине особняка -за неимением фотографий не считая пары карточек семьи Варвары . В посте будут несколько снимков интерьеров особняка ,но вначале напишу о владельцах ,не претендуя на истину...
Так как особняк строился на деньги Варвары Петровны , с рода Базановых и начну. А конкретно с Варвары Петровны и ее матери Юлии Ивановны, так как именно они были активными участниками фамилии в период появления особняка.
На данной фотографии представлены представители рода Базановых, Варвара слева с дочкой Юлией, рядом ее мать Юлия Ивановна.
Вкратце о династии Базановых. Они относятся к представителям известной сибирской купеческой фамилии XVIII-XIX в. Род происходивший из экономических крестьян Московской губернии. Родоначальником ее является Филипп Дорофеевич Базанов. Начинал он с купечества в Томске, постепенно увеличивал капитал и сферу деятельности, а также породнился с известной купеческой фамилией Томска Неупокоевыми. После смерти Филиппа Дорофеевича делами стала заниматься его супруга Степанида Петровна и два его сына. Дела шли с переменным успехом, то в гору, то чуть ли не с крахом. Младший сын Иван перебрался в Иркутск вступив в местное купечество, но и там процветания не имел.
И только третье поколение Базановых: дети Ивана Филипповича принесли ту славу династии, по которой их помнят до сих пор. Было у него четыре сына, наибольшего успеха добились Фома и Иван-младший. И именно Иван Иванович Базанов-младший наиболее высоко поднял фамилию, став очень крупным золотопромышленником, владельцем пароходства.
После смерти Ивана Ивановича, его состояние, которое насчитывало более 15 миллионов рублей, в основном перешло к зятю Петру Сиверсу, супруге старшего сына Петра Юлии Ивановне и ее дочери Варваре Петровне, будущей Варваре Петровне Кельх. В отношении Варвары Петровны Иван Иванович оставил такой совет Иван Иванович: "Прошу и умоляю опекунов внучки моей, Варвары, ради Господа Бога нашего, воспитывать ее в страхе Божием, беречь и научать добру".
И здесь я хотела бы остановиться на Юлии Ивановне Базановой, которая в дальнейшем основную свою деятельность направила на благотворительность, что стало одной из отличительных сторон этой династии.
Так в Иркутске она построила воспитательный дом, при нем амбулаторию и родильное отделение на 200 рожениц. Детская больница, которая была построена при ее участии находилась на уровне ведущих больниц Европы.
Вскоре Юлия Ивановна переезжает в Москву, оставив дела доверенным лицам. Здесь она не забывала иркутских и сибирских жителей и направляла средства на их нужды.
С Юлией Ивановной связанно развитие отоларингологии в стране. В то время данная область медицины не изучалась, в Московском Государственном университете не было отдельной кафедры. Специалисты, которые хотели развиваться в данной области посещали Вену, где в то время данная область активно изучалась и были большие специалисты. Доктор Станислав Федорович Фон Штейн преподавал в университете необязательный к посещению курс «Учение об ушных болезнях». Он давно планировал открыть в Москве клинику ухо, горла, носа. Он разработал несколько подробных проекта. Познакомившись с Юлией Ивановной он показал ей проекты и она выбрала самый подробный, современный и дорогостоящий. Когда клиника была построена она стала одной из лучших в Европе. Клинике дали имя Юлии Ивановны Базановой. Также в аудитории клиники поставили ее бюст.
Общалась Юлия Ивановна с Львом Толстым. Так сохранилось письмо Толстого с просьбой помочь кавказским духоборам:
"Милостивая государыня
Юлия Ивановна,
Обращаюсь к Вам с просьбою о денежной помощи Кавказским духоборам, находящимся в настоящее время в очень тяжелом положении. Кавказские духоборы подверглись жестокому гонению за то, что отказались исполнять воинскую повинность, несовместимую, по их мнению, да и по мнению, я думаю, и самого Христа, несовместимую с его учением. Трудолюбивое, кроткое и высоконравственное население это подверглось жестокому гонению: их истязали, запирали в тюрьмы, ссылали в худшие места Сибири и разоряли, выгоняя их из их жилищ и расселяя по татарским и грузинским деревням, где они вымирали и вымирают от нужды и болезней. В прошлом году они просили правительство выпустить их за границу. Им разрешили; но у них недостает средств для переселения в Канаду, где им предлагают земли. Их всего переселяющихся 7500 душ. На переезд по морю и по железным дорогам, на первое обзаведение и прокормление им необходимо по крайней мере по 100 р. на душу, а у них, если они продадут всё, что у них есть, собирается около 300 000. Квакеры и другие лица пожертвовали и жертвуют еще, но всего этого мало и нужно еще много денег. Я надеюсь, что русские богатые и добрые люди не откажутся помочь.
И вот с этой целью я обращаюсь к Вам, прося вас пожертвовать на это несомненно доброе дело столько, сколько Вы найдете нужным и возможным.
В ожидании ответа остаюсь уважающий Вас
Лев Толстой.
6 окт. 1898.
Если Вам угодно будет ответить, прошу адресовать: Тулу"
Юлия Ивановна обратилась к знакомому владельцу параходства и помогла с переездом в Канаду.
После смерти Сиверса его состояние перешло Варваре. С этих пор основными владельцами состояния базановых стали Юлия Ивановна и Варвара.
Варвара Петровна, как и ее мать тоже с 1890-х проживала в Москве. Здесь она познакомилось с студентом Московского Университета Николаем Фердинандовичем Кельхом. Он был также секретарем Общества пособия нуждающимся студентам Московского университета. В этом Обществе Варвара Петровна была почетным членом. После того как она вышла замуж за Николая в апреле 1892 года, она стала дворянкой.
Род Кельхов происходил из немцев лютеранского вероисповедания. Отец Николая Фердинанд Каспарович родился в 1826 году и более 20 лет прослужил в Троицком приходском училище, а затем в Чугуевском и Ярославском училищах военного ведомства. За свою многолетнюю добросовестную службу он награжден орденом Св. Станислава II степени, орденом св. Анны II степени, а также орденом Св. Равноапостольного князя Владимира IV степени, а также постепенно повышался в чинах, дослужившись до чина коллежского советника. Тем самым он получил личное дворянство. Особого богатства у Кельхов не было.
Брак Варвары и Николая продлился недолго, т.к. вскоре Николай умирает. В 1894 году она выходит замуж за его младшего брата Александра. Он был выпускником Московского Университета, закончил Четвёртый московский кадетский корпус и находился на военной службе в чине корнета Отдельного корпуса по командованием графа Витте в Санкт-Петербурге.
И вот в 1896 году они покупают участок на Сергиевской ул.(ныне уилице Чайковского), д. 28. за 300000 рублей. Именно здесь будет построен один из красивейших домов Петербурга особняк Кельха. Перед строительством особняка Варвара Петровна поставила целью возвести такой дом, который бы выделялся среди всех сооружений города. Так одно из ее пожеланий было следующим: "Необходимо, чтобы дом напоминал средневековые замки, но не был исключительно «готичным» или, скажем, «возрожденческим». Сделайте нечто… разнообразное, чтобы при одном только взгляде на здание дух захватывало"
Для перестраивания фасада и интерьеров были наняты молодые архитекторы Чагин и Шене. В 1903 году также привлекли архитектора Шмидта, которым также был сооружен готический павильон. И в результате в городе появилось потрясающее здание, которое удивляло гостей своими интерьерами и разнообразием стилей. В отделке применялись только натуральные материалы.
Но недолго жили вместе в особняке Варвара и Александр. В 1905 году Варвара Петровна уезжает в Париж, оставив Александра и детей. Вскоре финансовое положение Александра ухудшается и он вынужден будет отдать особняк под залог. В 1914 г., после 10 лет раздельного проживания, Александр Фердинандович, подав прошение в Синод, оформил официальный развод; особняк на Сергиевской, 28 был продан члену совета Торгового общества взаимного кредита И.М. Александрову43; распадалась семья: старшая дочь Юлия (от первого брака) переехала в Москву к бабушке Юлии Ивановне Базановой. В 1916 г. А.Ф. Кельх «вынужденно» принял участие в комиссии по делам «Товарищества Ленско-Витимского пароходства Сибирякова и Базанова», «Компании промышленности в разных местах Восточной Сибири» с их последующей ликвидацией.
«вскоре А.Ф. Кельх женился второй раз на портнихе Александре Ивановне Горкиной, которая была моложе его на 20 лет и у которой была десятилетняя дочь. К этому времени Кельх совершенно разорился и в поисках работы в сентябре 1917 г. уехал на Дальний Восток. После Петропавловска он работал на химическом заводе Северной группы рудников Кузнецкого бассейна. В 1923 г. предприятие перешло в руки иностранной компании, и А.Ф. Кельх с семьей переехал в Петроград... Содержали семью жена и падчерица, поступившие на завод "Невгвоздь" чернорабочими... Единственная работа, которую он смог найти через биржу труда, - продажа папирос. Этим он занимался с 1926 по 1929 год, пока не получил место конторщика в организации "Рудметаллторг"... В 1930 г. А.Ф. Кельх был арестован и осужден. Вероятно, он умер в лагере».
Теперь перейдем к тому как же внутри выглядел особнякТамбур. Стекла отлично сохранилось еще с тех времен, раньше отличительной чертой особняков были тамбур массивные, тяжелые тройные двери.
Фрагмент потолок вестибюля. Потолок расписан арабесками. В средней части потолка лепнина, главной частью которой является лавровый венок, обрамляющий живописное полотно с изображением двух женщин. У одной приветственная надпись Salve, у другой символическая ветка цветущего шиповника.
с вестибюля "идет" шикарная лестница на второй этаж
Фрагмент лестницы из белого мрамора. Лестница изготовлена камнерезной мастерской «Георгий Лист», Москва.. В Москве , не потому что в Петербурге нельзя было сделать, а потому что в Петербурге было много заказов, а ждать они не хотели. Деньги на строительство не жалели.
Драконы часто присутствовали в архитектурном облике особняков. По одной из версий это связано с тем, что считалось что они отпугивают людей, пришедших с дурными помыслами. Таким образов владельцы особняков защищали свои богатства.
Драконы на лестнице
Драконы под аркой для прохода к помещениям первого этажа
С восточной стороны лестница ограничена аркадой. Опорами арок служат колонны ионического ордера и пилястры на стенах. За колоннами видны ниши ,там находились скульптуры Марии Диллон , "Утро" ",Ночь "," Полдень" , сейчас они находятся в музее Ростова на Дону .
В нишах западной стены мраморные скульптуры конца XIX в. - «Пробуждение» и «Венера Италийская» (копия с работы Кановы)
Люстра из бронзы над лестницей
Красивый потолочный витраж с полихромной арабесковой композицией Какие цвета!
Фрагмент потолка в Белом зале
Белый зал с нами-экскурсантами
Камин "Пробуждение весны", выполненный первой женщиной в России- ставшей профессиональным скульптором - Марией Диллон. Не могу не отметить тот факт ,в этом году 27 октября отмечалась дата -160 лет со дня рождения скульптора.
Еще в детстве родители заметили ее страсть лепить.Мария (Мина ) - лепила фигурки из хлеба, за что ей доставалось от родителей В 1888 году она закончила Академию художеств с программной статуей «Андромеда, прикованная к скале».
За эту работу она получила малую золотую медаль и звание классного художника второй степени. Очень популярны были ее женские фигуры : Нега, Невольница, Татьяна, Сомнамбула.
Когда Мария выполнила работу по изготовлению камина для четы Кельхов ( 1899г.). Камин пятиметровой высоты «Пробуждение Весны» изготавливался во Флоренции, и когда был выставлен, вызвал восторженную реакцию итальянской публики и прессы, работа русской «скульпторши» покорила всю Европу. Автору даже стало обидно что эта ее работа будет находиться в частном доме и мало кто увидит камин .
После 1917 года ситуация изменилась, от скульптуры требовалось соответствие духу времени, пропаганде, революционным образам и такие женские образы не были востребованы.
Да , сложно представить изящную Андромеду в образе революционерки . Мария участвовала в конкурсе на создание памятника Ленину у Финляндского вокзала ,но мемориальная пластика тоже не ее амплуа.
Парадный кабинет
Сейчас в особняке иду реставрационные работы, не все залы можно посмотреть, в том числе и готический дворик. Так вот из этого окна нам откроется вид на дворик.
Фрагмент камина в кабинете
Потолок
Теперь самое впечатляющее помещение в особняке - готическая столовая. Выполнена она из орехового дерева.
По лестнице слева можно было подняться к органу. На сегодняшний о, к сожалению, утрачен.
В окнах помещены витражы, сделанные мастерской Эрнста Тоде в Риге.
Потолок
В столовой находится огромный камин.
Стены украшены фризом, где помещены щиты с гербами
Прекрасно сохранившийся пол. Наборный паркетный пол представляет собой квадраты, в центре которых стилизованно изображение орла и льва