Сегодня побывала в особняке Юсуповой на Литейном . Юсуповы владели множеством особняков В Петербурге есть более известный всем особняк Юсуповых на Мойке ,где произошло убийство Распутина ,так же особняки на Невском ,на Фонтанке ,анг.набережной...
Дворец на Литейном проспекте (дом №42) был построен для Зинаиды Ивановны Юсуповой. Сюда она переехала после смерти мужа из дворца на Мойке, который остался её сыну. Проект нового особняка был поручен Л. Л. Бонштедту, строительство велось с 1852 по 1858 год.
В заголовке поста я воспользовалась отрывком из стихотворения Николая Агнивцева "Случай на Литейном проспекте"
особняк (Литейный пр., 42), построенный в 1852-1858гг., вошел в питерские легенды, как дом Пиковой дамы. Считается, что если долго смотреть в окна второго этажа, в них можно увидеть лицо хозяйки дома. Некоторые даже утверждали, что Пиковая дама, замеченная ими в доме на Литейном, грозила им пальцем! Ведь этого как бы быть не должно , здание было построено ,после смерти Пушкина . И как известно дом пиковой дамы находится по адресу М.Морская д.10 -дом в котором проживала княгиня Наталья Петровна Голицына .Пушкин сам признавал, что именно ее он вывел в образе старой графини, которая знает секрет трех карт. Почему же дом на Литейном стал причастен к образу Пиковой дамы ,предположение есть и не одно ,по одной из версий - княгиня Голицына ведавшая тайной трех карт, умирая передала ей этот титул..,так же по легенде , которая стала распространяться ещё в XVIII века, княгиня Юсупова, которую в молодости за необыкновенную красоту прозвали «Московской Венерой», в старости стала ассоциироваться с прообразом героини пушкинской повести,а может угрюмый ,неулыбчивый,одновременно пышный в стиле необарокко особняк очень подходил для образа хозяйки - роковой женщины «галантного века».
"Факт, для того чтобы быть правдивым, должен копировать вымысел."(с)
"Легенда всегда берет верх над историей." (с)
Петербург за время своего существования тааак "оброс" легендами .А потом поэты и писатели населили город своими героями , в реальность существования которых мы верим.
А уж Юсуповы прочно вошли в петербургские легенды. (коротко о роде Юсуповых)
Основателем рода считался хан Ногайской Орды Юсуф-Мурза Цепь событий XVI-XVII столетий привела к превращению потомков Юсуфа, праправнука правителя Ногайской орды Идегея Мангита, в подданных Российской державы и представителей русской знати.
(А. Г. Рокштуль. Вымышленный Портрет хана Юсуфа. )
Сами Юсуповы из поколения в поколение передавали слова проклятия: «И пусть из рода всего до 26 лет доживает только один. И да будет так, пока весь род не изведется под корень». Предание -легенда , но вот сбывались слова столь витиеватого заклятия неукоснительно. Сколько бы ни рожали женщины из этой семьи детей, до злосчастных 26 лет и более преклонного возраста всегда доживал лишь один из них.
Согласно их семейной легенде :
Правнук хана Ногайской орды Юсуфа (от него и фамилия), сменил ислам на православие. История этого вероотступничества такова. Юсуф принимал в Романове патриарха Иоакима .и по незнанию православных постов, накормил его гусем. Патриарх принял гуся за рыбу, отведал и похвалил, а хозяин возьми да скажи: это, мол, не рыба, а гусь, и повар мой столь искусен, что может приготовить гуся под рыбу. Патриарх разгневался и по возвращении в Москву рассказал всю историю царю Федору Алексеевичу. Царь лишил Абдул-Мурзу всех пожалований, и богач в одночасье стал нищим. Он напряженно думал три дня и принял решение креститься в православной вере. Таким образом, Абдул-Мурза, сын Сеюша-Мурзы, был крещен под именем Дмитрий и придумал себе фамилию в память предка своего Юсуфа: Юсупово-Княжево. Так появился на Руси князь Дмитрий Сеюшевич Юсупово-Княжево.
Однако в ту же ночь было ему видение. Внятный голос произнес: "Отныне за измену вере не будет в твоем роду в каждом его колене более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то все, кроме одного, не проживут долее 26 лет".
вымысел или совпадение , но только с тех пор потомство оставлял только один мужчина в поколении.
Так как я сегодня речь завела об вышеупомянутом особняке ,то приведу пример на тот период времени ...
И так две Зинаиды :та для которой собственно и строился особняк ,Зинаида Ивановна Юсупова , и ее внучка Зинаида Николаевна последняя из рода Юсуповых .
Зинаида Ивановна Юсупова, урожд. Нарышкина, впоследствии графиня де Шово и маркиза де Серр, родилась 207 лет назад 2 ноября 1809г. (1810г.?) в Москве.
19 января 1825г. состоялась свадьба юной Зинаиды и вдового князя Бориса Николаевича Юсупова (1794-1849).Князь Борис Николаевич был предводителем петербургского дворянства, с 1848г. имел придворную должность гофмейстера. Он отличался благородством души, меценатством и искренней заботой о бедных.
Зинаида Ивановна в 1827г. родила сына Николая, затем умершую при родах дочь и только после этого узнала о проклятии рода Юсуповых. ( история описана выше)
.Княгиня заявила мужу, что "рожать мертвецов" впредь не собирается, но если тот не нагулялся, "пусть брюхатит дворовых девок". Так продолжалось до 1849г., когда старый князь умер от тифа, оказывая помощь заболевшим.
Таким образом продолжателем рода Юсуповых стал единственный наследник ...У младшей Зинаиды Юсуповой было двое сыновей Николай и Феликс. И ее злой рок не обошел стороной , старший сын Николай погиб в 1908 году на дуэли накануне своего 26-летия.
......
в предисловии к мемуарам Феликс Юсупов напишет:
"МОИМ ЧИТАТЕЛЯМ
Это история старорусского семейства в типичной для него обстановке восточной дикости и роскоши. Начинается она у татар в Золотой орде, продолжается в императорском дворе в Санкт-Петербурге и оканчивается в изгнании.
В революцию наши архивы пропали, сохранились лишь дедовские записи от 1886 года. Это единственный документ, которым пользовался я, рассказывая о семейных истоках.
О своей собственной жизни говорю искренне, повествую о грустных и радостных днях, ни о чем не умалчивая.
О политике я предпочел бы не говорить, но жил я во времена беспокойные и, хоть и рассказывал уже о драматических событиях, в которых оказался замешан («Конец Распутина»), не могу и здесь обойти молчаньем собственную роль в них.
Первая часть мемуаров рисует беззаботную жизнь, какой жили мы до войны 14-го и революции 17-го гг., вторая говорит о наших мытарствах в изгнании.
Пропасть разделяет оба периода. Глубочайшая вера понадобилась нам, чтобы не усомниться в справедливости Господа. Именно эта вера и помогла нам вынести испытания и не утратить надежды."
Из мемуаров Феликса Юсупова о матери Зинаиде Николаевне Юсуповой .
"Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность, -"вспоминал о ней сын Феликс."
Из мемуаров Феликса Юсупова о прабабушке Зинаиде Ивановне Юсуповой.
"В детстве посчастливилось мне знать прабабку мою, Зинаиду Ивановну Нарышкину, вторым браком графиню де Шово. Она умерла, когда было мне десять лет, но помню я ее очень ясно.
Прабабка моя была писаная красавица, жила весело и имела не одно приключенье. Пережила она бурный роман с молодым революционером и поехала за ним, когда того посадили в Свеаборгскую крепость в Финляндии. Купила дом на горе напротив крепости, чтобы видеть окошко его каземата...."
Ну вот изложила на сколько можно коротко ,это все равно что ничего не сказать ))). но тем не менее....
Само здание имеет роскошный фасад с лепниной и красивые интерьеры внутри. Несколько снимков сделанных во время экскурсии ...
Робертсон К. Портрет кн. З.И. Юсуповой, на входе
Фамильный герб Юсуповых
Синий зал
Остановлюсь на синем зале,вернее на копиях картин, которые здесь висят. Князь Николай Борисович Юсупов был одним из крупнейших меценатов и коллекционеров, руководил также Эрмитажем. Длясвоей усадьбы Архангельское приобрел ряд картин художника Тьеполо,вчастности два монументальных полотна о Клеопатре. По сюжету на картине "Пиры Клеопатры" изображен момент, когда Клеопатра, чтобы выиграть пари, заключенное с Антонием, чей пир будет роскошнее, готовится растворить в чаше с уксусом необычайной красоты жемчужину. Жемчужина Пелегрина была в коллекции Юсуповых.
В то время была в моде имитация, эта лепнина скорее сделана из папье маше. Сделана под дерево, это не значит что раньше не было дерева, такая была мода на имитацию этих элементов. На сегодняшний день в этих залах находятся аудитории университета.
Паркет