Оригинал взят у
selenadia в
"Мы научились быть осторожными. На улицу вечером не выходим". ТуваОригинал взят у
kondratio в
Вы знаете, мы научились быть осторожными. На улицу вечером не выходимУ россиян есть такая характерная черта - они очень интересуются жизнью за границей и часто мало смыслят в том, что происходит собственно в РФ.
Понятно - что на слуху Кавказ и кавказцы, но в России есть регионы похлеще Кавказа, знать о которых среднестатистичеким иванам не хочется. А зря.
Речь едет о Тыве.
Можно подумать - да это далекая глушь. Глушь не глушь - а именно там Емеля Володя со щуками регулярно разговаривает, именно из Тывы походит, по слухам, одиозный персонаж российской политики, серый кардинал, черный шаман, некоронованный король Зауралья, бывший МЧС и нынешний минобороны С. Шойгу.
В 2008 году украинская журналистка Т. Чорновил побывала в Тыве и написала об этом
статью. Ниже привожу перевод ее на российский язык.
__________________________________________________________________________________________________
«Вечером на улицу не выходи», - услышала я предостережение владельцев «Газели», которые подвозили меня от Абакана (Республика Хакасия) к столице Тывы Кызыла. Потом это самое пришлось выслушивать раз десять в течение четырех дней. После этого предупреждения начинаешь внимательнее оглядываться на улицах. Днем столица Тывы - провинциальный город Российской Федерации: везде надписи по-русски, «рубленные избы», славянские лица. Но вечереет, и на улицах остаются только азиаты, «русские» как сквозь землю провалились, а вместе с ними исчезла и милиция, которой днем хоть пруд пруди.
Выхожу вечером из гостиницы и спрашиваю об этом трех тывинских джигитов, которые отдыхают на парковой скамье. «Гулять в Кызыле вечером действительно нельзя», - подтверждают ребята. «Почему? Потому, что любим ножичком резать. Понимаешь, традиция у нас такая. Вот у меня три ножевых ранения», - гордо отвечает один из тывинцев. «Поэтому, правду пишут в Интернете, что вы «русских» режете?» - ставлю вопрос в лоб.
Парень сразу меняется в лице. «Ты ставишь неправильные вопросы», - шепчет он с явным подозрением.
Житель соседней из Тывой республики хакасец Виктор таксует между Абаканом и столицей Тывы.
«Тывинцы будут вам рассказывать, как они любят «русских».
А в действительности большинство не прочь повторить погромы россиян, которые здесь были в начале 1990-х. Даже нас, хакасов, тывинцы ненавидят. Они считают, что мы продались России. Здесь даже последний пьянчуга - националист», - эмоционально возмущается таксист. Он предупредил журналиста, что также стоит удержаться от поездок в Западную Тиву, где этнических россиян почти не осталось. Ясное дело, проблему «в Тыве режут «русских» не следует так преувеличивать. Автор статьи несколько раз в темноте ходила Кызылом и никто ее не зарезал. Также «режут» не только «русских». Для тывинской молодежи дуэли на ножах - это вопрос авторитета.
«Кстати, это россияне нас научили», - объясняет странную традицию резать ближнего своего Игорь Бадра, местный оппозиционер и экс-министр. По его словам, СССР засылал в Тиву зеков, которые пытались ставить местное население на ножи, и здесь уже тывинцы вспомнили, что именно они когда-то были передовым отрядом Чингисхана.
«В селе Каа-Хем раньше жили украинцы, настоящие бандеровцы, очень лютые были к тывинцам - иллюстрирует свое мнение Бадра, - а теперь там ни одного украинца или россиянина - все убежали.
Даже чеченцы признали, что, в сравнении с нами, они более цивилизованные люди».
Женщина в отделе статистики кызылской больницы скорой помощи на вопрос, сколько «порезанных» ежедневно привозят - ответила: «Двадцать!» И это на маленький стотысячный город! Есть между них и «русские».
«Но не так много, как раньше. Вы знаете, мы научились быть осторожными. На улицу вечером не выходим», - сказал врач, этническая россиянка.
«Россияне здесь в меньшинстве, да и угнетаемые», - эту фразу от этнических россиян я слышала в Тыве неоднократно. Две девушки из «Сбербанка», в частности, пожаловались, что россиянам в Тыве сложно сделать карьеру, потому что на должности начальников берут исключительно тывинцев. Псаломщик Алексей из Троицкой церкви, на которой время от времени появляются надписи «Наглые русскиє, вон из Тывы» рассказал, что россияне и дальше убегают из республики, прибавив: «Есть такие, которые, напротив, сюда приезжают, но это - наркоманы, для них здесь рай».
ЛОЯЛЬНОСТЬ В ОБМЕН НА ДОТАЦИИ
Тыва лишь в 1944 году вошла в РФ. До этого ее история кое-как напоминала украинскую: некоторое время страна имела свою государственность - Тывинскую Народную Республику. Впоследствии государственных деятелей расстреляли, советская власть репрессировала интеллигенцию, шаманов и лам.
Это было не так уже и давно, в 50-х годах прошлого столетия, поэтому не удивительно, что тывинцы предпочитают не обсуждать с незнакомцами национальные обиды. Тем более, что в настоящее время отделение ФСБ занимает один из наибольших домов в столице республики.
В начале 1990-х в Тыве во весь голос раздавались призывы к возобновлению государственности.
Выразителем этих идей стала партия «Хостуг Тыва», то есть «Свободная Тыва». Тогда по всей стране вспыхнули стихийные погромы россиян - десятки тысяч убежали из Тывы за Саяны. В то время даже существовала партия с экзотичным названием «Союз бездомных».
Она занималась тем, что заселяла этнических тывинцев в освобожденные россиянами квартиры. Представители власти неохотно вспоминают те времена. Например, мэр Самагалтая (первой столицы Тывы) Доспан Салим сообщил, что погромы имели место лишь в одном поселке. Однако этнический россиянин дядя Едик это отрицает: «В 90-х здесь была почти война. Политики вам будут говорить, что ничего такого не происходило. Мне окна выбивали, угрожали - обещали зарезать, хотя я живу в относительно спокойной восточной части страны. В настоящий момент, конечно, спокойнее, но все равно живем в страхе. Купил квартиру в Абакане, она маленькая, плохенькая, и когда что, имею куда убегать».
Тыва тогда из состава России не вышла. Хотя приняла экзотичную конституцию, в которой республика стала матрешкой, то есть было провозглашено, что Тыва - суверенное государство внутри РФ с правом выхода.
О тогдашней тывинской кухне сепаратизма откровенно рассказывает Игорь Бадра, в те времена министр внешнеэкономических и международных связей. Говорит, что главным сторонником независимой Тывы тогда был глава республики Шериг-оол Ооржак: «Он меня не раз убеждал, что наше основное задание - выход из России.
Ооржак мне говорил: «Чтобы защититься от агрессивных действий России, мы должны быть хитрыми и коварными, как наши предки во времена оккупации Тывы китайцами. Мы введем в «русскоязычные» населенные пункты неуправляемых молодчиков. Россияне сразу побегут из Тывы. А я буду делать вид перед Москвой, которая едва сдерживает своих тывинцев. Там поверят и даже дадут больше дотаций».
Кстати, подобная позиция власти актуальна для Тывы и до сих пор. Республика Тыва есть на 96% дотационной, именно дотации и привязывают ее к России. Сколько удалось привезти из Москвы денег - это первая новость, которую тывинские правители сообщают народу еще на трапе самолета. Игорь Бадра говорит, что он лично за распоряжением Ооржака налаживал контакты с заинтересованными в «тывинском вопросе» должностными лицами из Китая, потом США, Германии, Турции.
«Ооржак как-то дал мне дежурное задание - законтачить с ... деятелями Татарстана и Чечни.
С чеченцами все было просто - в Тыве тогда жил близкий родственник Дудаева Усман Вельхиев. Когда тот выехал в Москву, то принимал тывинское руководство в своем конфиденциальном офисе», - рассказывает Бадра.
Чеченцы до сих пор живут в Кызыле. «Где добывают золото и растет конопля, там будет и чеченец», - шутят местные.
В середине 1990-х публичное сепаратистское движение начало угасать. Нескольких активистов «Хостуг Тыва» постигла странная смерть, и организация прекратила свое существование. (Было осуществлено несколько покушений и на Игоря Бадру, который избрал себе незавидную, как для Тиви, судьбу оппозиционера. Последний, по его словам, случился совсем недавно, 22 мая - наш собеседник утверждает, что в него стрелял сын депутата).
Однако идеи свободной Тывы и партию «Хостуг Тыва» время от времени реанимирует местная элита, когда ей это выгодно. В 2005 году на основе «Хостуг Тывы» был создан мощный провластный блок.
«Зачем я буду голосовать за партии, направленные на Москву. Зачем нам в Большом Хурале люди, которые служат чужому дяде?» - шла речь в программных материалах этого блока. В настоящий момент, правда, политическая целесообразность другая.
В республике можно найти лишь одну партию - «Единая Россия». В ее рядах - вчерашние члены «Хостуг Тывы» и коммунисты, представители клана власти и оппозиции. «Все пауки в одной банке. Все обвиняют друг друга в национализме. И все пытаются понравиться Путину», - шутит Игорь Бадра.
ПОДСАДИТЬ НА ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ
Представители власти в настоящее время очень осторожны в вопросах тывинско-российських отношений.
Например, у Тывы в настоящий момент есть такая проблема: из Красноярского края сюда начали строить железную дорогу, до этого времени такого «свежего» изобретения цивилизации, как рельсовая дорога здесь не видели.
Казалось бы, нужно радоваться, но в Тыве считают, что это - проблема. Вот Доспан Салим с осторожностью рассказал журналисту, что много жителей Тывы и политиков против. «Есть опасение, что тывинцы растворятся как нация, погибнет наша дикая природа, а русские олигархи выгребут полезные ископаемые», - говорит Доспан. «А кто те политики, которые так думают»? «Есть такие политики», - многозначительно ответил Доспан.
Хотя с чужестранцами тывинцы обычно неоткровенные, другой политик, который проводил экскурсию стойбищами скотников и достаточно долго держал язык за зубами, в какое-то мгновение не выдержал. Наклонившись к уху корреспондента, чтобы не слышали хозяева юрты, он прошептал:
«Отсоединиться от России? Мы постоянно об этом думаем. Нынешнее строительство железной дороги превращает нас в придаток России. Нам эта дорога не нужна. Лучше взять кредит у Китая и развивать свое хозяйство самим. А природные ресурсы, к которым русские олигархи строят железную дорогу, пусть лучше полежат - дороже будут стоить». После этого наш хозяин замолчал и на эту тему больше не сказал ни слова.
Простые жители Тывы связаны с Монголией и Китаем не меньше, чем с Россией. Большинство населения работают «челноками» - скупают дешевые китайские тряпки в Монголии и Китае и везут продавать их в Россию.
А тывинская молодежь часто едет учиться не в Москву, а в Улан-Батор и даже Пекин. Китайский бизнес активно инвестирует в республику. Китайцы даже предлагали Тыве построить железную дорогу к Монголии и там соединить ее с ветвью на Китай. Тывинцы были «за». Магистраль в Монголию едва не начали строить раньше, чем ветку из России, и вовремя вмешалась федеральная власть и русские олигархи. Нашли компромисс: дорога из Красноярска пересечет Тыву и выйдет на Монголию.
Однако такое «железнодорожное» решение не всем по нраву. Например, обычная молодая мама с младенцем на замечание журналиста в общественном транспорте: «Как хорошо - вскоре у вас будет железная дорога», мгновенно омрачнела. «Не нужна нам эта дорога. Россия нас поработит», - заявила тывинка.
«А вы разве не Россия?» Женщина только недовольно поглядела.
СОЮЗ НА КОНОПЛЕ
В действительности богатые люди в Тыве сделали свои капиталы не на китайских тряпках, не на баранах, и даже не на бюджетных «откатах». Здесь богатеют на конопле.
Это растение и является тем аргументом против сепаратизма, который железно держит Тыву около Российской Федерации.
Ведь далекая республика обеспечивает этим экзотичным товаром всю Россию. Если же по Саянам пройдет государственная граница - объемы сбыта существенно снизятся. На юго-востоке РФ хорошо растет не только «тывинка», но и «амурка». Именно она в случае проблем с пересечением границы «тывинки» займет ее место на рынке.
Пока еще северный рынок неограничен, в нем есть место для конопли из разных республик. И объемы зелья, которые идет из Тывы, могут поразить кого угодно. Вот, например, сообщение МВД Красноярского края за 2002 год: «В течение октября - ноября на границе Хакасии и Тывы 93 милиционера приняли участие в операции «Блокпост - Саяны». Впервые за историю России удалось изъять 450 тонн конопли».
Такое количество зелья свидетельствует о том, что наркота пересекала границу Тывы организованными автомобильными колоннами.
Легкий наркотик из Тывы через Россию странствует дальше на Запад. Игорь Бадра утверждает, что в Нидерландах действует неофициальное представительство республики.
Кстати, это опосредствовано несколько лет назад подтвердила тогдашний депутат Совета Федерации от Тывы Людмила Нарусова:
«С коноплей не нужно бороться, тывинцы собирают ее, потому что им нужно кормить детей. Нужно узаконить ее сбор, но поставлять в страны, где она разрешена.
Например, в Голландию. Тыва в результате получит значительный источник прибыли».
Снизу пирамиды конопляного бизнеса - преимущественно дети пастухов. Это они собирают шишечки иа пыльцу, потому что малых не посадишь за решетку. Об этом в Тыве говорят откровенно. А вот кто на следующих ярусах пирамиды - тайна.
Масштабы наркотраффика через Саяны такие, что понятно: этот бизнес не может существовать без политической крыши. Хотя садят за конопляные грехи, ясное дело, лишь представителей оппозиции. Например, два года тому назад осудили родного брата нынешнего руководителя республики Шолбана Кара-олла. Когда его поймали в Хакасии с портфелем марихуаны, в настоящее время влиятельный брат тогда только соревновался за высшую должность руководителя правительства, находясь в оппозиции. Другой пример: республикой ходили слухи, что нынешний оппозиционер, противник Кара-олла - спикер Большого Хурала Оюн куда-то убежал, чтобы его не посадили как наркобарона.
Люди, с которыми общались в Тыве, намекали, что «крышует» наркотрафик не только местная элита. Мол, рыльце в анаше и у федеральной. Хотя говорить на эту тему в Тыве боятся куда больше, чем обсуждать национальный вопрос.
Даже Игорь Бадра, который откровенно обвинял власть Тывы в сепаратизме, здесь призывал к осторожности:
«Наркоту из Тывы в Россию транспортируют большими партиями под вооруженной охраной. Не думайте интересоваться этой темой, а то вас даже в Украине достанут». - «Кто кришует наркобизнес?» - «Государство!» - эмоционально заявляет Бадра. «Какое государство?» - «А мне не известно, какое у нас в Тыве государство. Бес его знает!»