Продолж.нач. см.:
Галковский о культуре советского периода Причина этой системы проста,
дело тут отнюдь не в исторических-филологических загогулинах.
http://www.samisdat.com/picture/LJ/1184.JPG «Берёзка» на исторической родине. В центре президент Израиля.
Выдуманные в 40-50-х танцы «Берёзки» не так уж и плохи.
Можно сказать, сделано профессионально.
Только сделано это людьми чужими.
Поэтому издалека похоже, а вблизи вся нюансировка сбита.
«Португальцы показывают шведам их народные обычаи». И то, что делается вроде бы для русских и
вроде бы с благой целью, - коренной народ России озлобляет, бесит, деморализует.
Это неприятно .
Разве можно представить русского человека, который счёл бы телевизионные «русские народные пляски» родными?
Там неправильное восприятие русского характера, русского отношения к жизни, русских фантазий,
наконец, русских заскоков и чудинок.
Всё криво и косо.
НИ УМУ, НИ СЕРДЦУ.
http://www.samisdat.com/picture/LJ/1187.JPG Разве «Берёзонька» плавная - песенка невинных синдерелл?
Такое в голову придёт только португальцу. Это песня по-русски глумливая, даже страшная.
Поётся-то там о чём?
*
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла!
Люли, люли, стояла!
Я пойду погуляю,
Я пойду погуляю.
Люли, люли, погуляю!
Люли, люли, погуляю!
Белую березу заломаю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю!
Люли, люли, заломаю!
Срежу с березы три пруточка,
Срежу с березы три пруточка.
Люли, люли, три пруточка!
Люли, люли, три пруточка!
Сделаю три гудочка,
Сделаю три гудочка.
Люли, люли, три гудочка!
Люли, люли, три гудочка!
Стану ль старого будити,
Стану ль старого будити.
Люли, люли, будити!
Люли, люли, будити!
Встань, мой старой, пробудися!
Встань, мой старой, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Ой, борода седая, пробудися!
Ой, борода седая, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
Люли, люли, пробудися!
ВОТ ТЕБЕ ПОМОИ, УМОЙСЯ,
Вот тебе помои, умойся!
Люли, люли, умойся!
Люли, люли, умойся!
Вот тебе рогожка, утрися,
Вот тебе рогожка, утрися!
Люли, люли, утрися!
Люли, люли, утрися!
То есть это ироничная злобная песня-угроза молодой жены, обращённая к старому мужу-импотенту.
У него дудочка не стоит, а рассерженная жена наломает ему три дудочки и так берёзовыми
поленьями оходит, что он помоями умоется и половой тряпкой утрётся. Умоет урода.
Всё это пелось народом на фоне постоянных семейных драк, но пелось, конечно, иронично.
И эта песня действительно очень иронична и, повторяю, страшна.
Она внешне милая, почти колыбельная, хотя с самого начала речь идёт о том, что ломают дерево.
Волнообразные повторы как бы убаюкивают жертву и одновременно звучат зловеще, как предупреждение будущей расправы. «Я те сде-ее-е-лаю», «ты у меня запо-о-о-мнишь».
Это всё не только пелось, а танцевалось, было формой заигрывания с парнями - с хихиками
и многозначительными взглядами.
В общем, это почти «Камаринская», но такая колыбельная. Похоронная.
И очень точно отражающая саму динамику русской агрессии. Когда долго запрягают
(я привёл только сокращённый фрагмент), а потом быстро ездят.
Между прочим, полоумные татары недавно от большого национализму нашли казанского просветителя
Нигмата Ибрагимова, который якобы русским и придумал «Берёзоньку».
Ему уже и памятник поставили. На самом деле он попытался вложить в текст этой народной песни приличный смысл, превратив глумление в социальную жалобу:
Во поле березонька стояла,
Во поле березонька стояла,
Люли, люли стояла,
Люли, люли стояла,
В чистом кудрява бушевала,
В тереме девица горевала;
Девицу с милым разлучают,
Девицу с постылым обручают.
Нелюб не умом взял, не приятством -
Взял большой роднею и богатством.
Милый беспоместен, беспороден,
Он душой богат и благороден.
Не в мешках любовь, не в родословных -
В жертвах добровольных безусловных.
С милым мы глазами сговорились,
С милым мы сердцами подарились;
Скоро ли, ах, милый! Не дождуся,
Я с тобой свиданьем наслаждуся,
От докук нелюба свобожуся?
Люли, люли, свобожуся?
Люли, люли, свобожуся?
От берёзоньки тут ничего не осталось, но прикол даже не в этом.
Социальная жалоба это опять же чисто русский жанр,, так что умные татары стали бить русским челом их же добром и более чем неудачно.
Потому что происходит это на фоне другой великой и истинно народной песни: «Вот мчится тройка почтовая».
Тут русское всё. Жалоба «милому барину», жалоба безнадёжная, когда уже всё пропало,
жалоба бессмысленная, исходящая пьяными повторами.
А жалоба эта (большой привет Ибрагимову) на «злого татарина». Причём мотив песни религиозный,
с греческим хором и бельканто. Бельканто, немного по-восточному плывущем.
В России это автоматически вызывало слёзы умиления, и песню, у которой конечно был какой-то автор,
народ подхватил и запел так, что концов не сыщешь. «Пробило». «Обидели русского человека».
Если есть проблемы с национальной идентичностью, регулярно слушайте «Тройку».
Когда начнёте плакать - процесс идентификации будет закончен.
Это АРХЕТИП.
http://www.samisdat.com/picture/LJ/1188.JPG Ложным является в советской интерпретации русского национализма и тип русской красоты.
То, что сделано в «Берёзке» - нерусское. Больше всего это похоже на полек, иногда скандинавок
или даже француженок.
Русские женщины другие. То, что они редко бывают блондинками, это ладно. Главное, что сам тип другой. Русская женщина это европейское лицо с правильными чертами, но при этом с немного выдающимися скулами и злое. Это тоже АРХЕТИП.
Всё это было гениально выражено и оформлено русскими незадолго до конца. Например, Блоком в "России":
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
Отличие Поэта от версификатора не в умении правильно рифмовать строчки,
а в том, что человек одарённый свыше способен ошибаться, но так, что эта ошибка наполняет сказанное высшим смыслом. Собственно, Блок хотел сказать
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай ПРОДАЖНУЮ красу!
Мол, Россия - б..., под любого ляжет, её обманут, а ей всё равно.
Зарастёт как на собаке, и всех переживёт. И азиатов, и марксистов и хрен ещё знает кого.
Но Блок написал внешне бессмысленное «отдай РАЗБОЙНУЮ красу». Вроде смягчил и умолчал.
А получилось в сто раз лучше и глубже. Русская красота варварская, преступная, но уже самим варварством - неожиданная, подлинная и сильная. В этом её обаяние.
Когда русская злюка наговорит с три короба, подерётся, а потом сидит на полу и плачет. Потому что ЛЮБИТ. По-настоящему.
Западные европейцы русских уважают в том числе за их варварство.
Это жизненная сила молодой сильной нации. И нации биологически близкой. От своего варварства русские мучались, стремились прыгнуть выше головы. Но из-за этого же были уверены в своей звериной силе.
Как всегда уверена молодость.
Россия это молодость Европы. А в 19 веке ещё её мощь и величие. Потому что, чтобы попасть в цель,
надо метить выше цели. Русские метили выше всегда - и иногда попадали в яблочко.
Ничего этого в картонном советском русском национализме нет. А что есть, я уже сказал. И ещё дополню
(«Вот тебе помои, умойся!»)
Историю с шоколадкой славянской внешности и ей прототипом
Еленой Геринас знают хорошо. Не знают, что автором идеи была
профессиональная советская кукушка Бруштейн.
Её брат входил
в руководство кондитерской фабрики «Красный Октябрь».
Чтобы еврей не делал, он всегда делает одно и то же, и получается у него то, что должно получиться.
Как в библейской максиме про пса и блевотину.
Ну, решили собрать русский ансамбль. Собрали. Нашли самую русскую, самую ударную приму
(см. ряд фото выше с березкой, в кокошнике и т.д.), которой, в конце концов, передали бразды правления.
Мол, поставили вас, русские, на лыжню, теперь пляшите сами. От себя.
Преемницей «Надежды Надеждиной» оказалась некая «Мира Кольцова». Она же, как вы наверно уже догадались Мириам Равичер.
Школьницей жила в уголовных Сокольниках, когда дома играла на фортепианах, во дворе пацанва кричала: «Мирка! Сыграй «Мурку»!»
http://www.samisdat.com/picture/LJ/1189.JPG Мирка-Мурка работала русской с большой отдачей. Апофеозом её карьеры стало устранение в Австралии «Николая Николаевича Месяцева».
Это такой морячок-энкеведист, который в 1953 году в должности капитана был вызван в кабинет Сталина и получил приказ поехать на месячишко в Лондон, чтобы на месте разобраться с делом врачей.
Поехал, разобрался.
В 1964 году, будучи правой рукой Шелепина, организовывал антихрущёвский путч, затем возглавлял Гостелерадио.
Когда Шелепина задвинули, его направили послом в Австралию.
Вскоре туда приехал ансамбль «Берёзка». Вдруг по всей прессе прошёл шквал публикаций
«Пропала русская прима!» Через день в прессе были опубликованы фото плясуньи в обществе Месяцева.
Посла отозвали в Москву, выгнали из партии и направили в резервацию ИНИОНа...
***
Попытка крестьянскую социальную злобу выдать за национальный русский характер.
Леонид Харитонов и хор Ансамбля Александрова - Не осенний мелкий дождичек
Музыка М.Глинки, слова А. Дельвига
http://www.youtube.com/watch?v=udrfevW0Dhg фольклор он проще и, как правило,- страшнее.
http://www.youtube.com/watch?v=prbzGvasfM8 http://olkatchu.livejournal.com/725.html Про Березки..
http://da-het.livejournal.com/238114.html Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru