Сначала я думала, что это я на нервной почве, обстоятельства переезда были чересчур. Потом - что никак не привыкну к другой влажности.
Ну, а потом просто поняла, что обстоятельства.
В городской квартире родственников хозяин под эгидой любви к холоду, отключил практически все батареи. Включить их не представлялось возможным - я до одури боялась что-то сломать или повредить (особо смешно мой страх выглядит на фоне того, что меня же позже обвинили в пожаре))). Поскольку спать я могу только в проветриваемом помещении, а за день отсутствия людей в квартире, она не нагревалась, мерзла я там отчаянно.
На даче было в общем и целом тепло, в нашей комнате даже чересчур. Но там я уже сама отключала батарею. Дело в том, что она... шумела. Шумела она точно так, как мои соседи в предыдущей квартире, которые встали на работу и умываются. Годами это было моим маячком - А! Маша (соседка) встала, умывается, вот и мне пора. То есть на даче я могла проснуться в любой момент ночи от привычного звука шумящей воды и... осознав, что я не там, где думаю, а вообще в какой-то другой реальности, и пока что эта реальность мне принесла массу печали, больше и не уснуть. Бессонница моя тогда вернулась в самом жутчайшем виде. Спала я тогда, кажется, только в электричках.
Электрички тоже не способствовали обогреванию. Благо, сейчас сами они отапливаемые повсеместно (а не пара сидений, как в советское время, когда я как-то искусственную шубу испортила, прижав задЪ к спасительному жару))) Но несколько минут на платформе вымораживало так, что я не согревалась ни в электричке, ни в метро, а в офисе у нас было ужасно холодно. Единственный вариант тамошнего согревания был ветродуй от кондиционера. То, что зимой в столице можно промочить ноги, я была не в курсе. Сдуру носила испанские сапоги натуральной кожи, которые, конечно, промокали, как сатана (и к концу сезона были все в разводах, тоже непонятное мне нечто, на родине в качестве противоскольжения используют скандинавский вариант - мелкий гравий). Обувь не высыхала за рабочий день, так в мокрых и ехала обратно на дачу. Там, правда, была комната, где все высушивалось, но запросто с утра можно было выйти на крыльцо, сразу вступить в мокрый снег, - и все по новой. Удивительно ли, что в первый свой год в Москве я часто простужалась?
... Вишенка на торте - квартира, в которой мы живем с конца января 2015 года. Это полюс холода. Как бы мы ее не утепляли (а мы в нее вложились уже мама не горюй!), тепла в ней нет до поздней весны, когда солнце начинает пригревать. Неизменно вспоминаю свое жилье до того как, более четверти века я жила в теплейшей (зимой) квартире. Конечно, в -25 жить с открытым балконом (не застекленным), это тоже не ахти. Обогревать атмосферу глупо. Но то, что в нынешней квартире зимой можно жить только под одеялом в байковой пижаме, мне тоже не нравится.
И, да, меня поражает, что как только настанет хорошая такая весна, в трамваях будут продолжать топить по прилипания задницы к сидению, но сейчас реально тепло только в новых трамваях.