Птицелов.

Oct 28, 2010 19:52

Не успели мы перейти границу, поесть мясной солянки в приграничном кафе и как-то начинать акклиматизироваться к изменившейся вокруг нас действительности, как к нам в автобусе до Нового Афона подсел Тариел.

Изменение действительности, выражалось: в обостренном внимании к нашей персоне; жарком воздухе; накатывающем,как тошнота, море; постоянных разговорах о давно минувшей войне, и духе, недоотошедшего в прошлое советского курорта, постепенно заносимого временем и опадающими листьями эвкалиптов.

Тариел был мужчиной, лет тридцати-сорока от роду. Левой рукой он держался за поручень, а правой держал сигарету.
Автобус проворно лавировал, по узкой, с гладким асфальтом дороге.
Тариел спросил у нас от куда мы, как нас зовут и не хотим ли мы с ним покурить. Получив ответы на все вопросы он, не задумываясь, с ловкостью канатоходца, предложил нам остановиться с дороги у него.
Глаза и рот растянулись в улыбки, точнее, глаза сузились.
Подвох-подвох-подвох.
Он где-то должен был быть.
С этого все и началось.



Прошло чуть больше десяти дней и мы поднимаемся в гору,по натоптанной тропинке. Мимо яков и мимо заброшенной фермы и мимо развесистого, старого, как мой прапрадед инжира, мимо старого дома на горе. С горы должен открываться замечательный вид на деревню. И там, вот там и дом Тариела, в котором мы провели ночь.

Как я люблю Абхазию! В тени старого инжира можно присесть и поднять с земли спелый плод, в старом саду у заброшенного дома на горе можно отведать яблок и грецких орехов. А еще можно, идя по тропинке сильно испугаться, дернуться всем телом от неожиданного звука.

Сверху, кто-то прокашлялся.
Мурашки разбежались по спине. От куда-то из-за ветвей на дереве донесся человеческий звук.
- Здравствуйте, - говорю я в листву.
- Здравствуйте, -отвечает голос.
И тут я замечаю лицо среди ветвей и натянутую сетку. Лицо пожилого человека, голубоглазого с роскошными усами, видимо, компенсирующими их меньшее количество на голове.
- Можно к Вам подняться?, - спрашивает мое любопытное альтер эго, быстро, пока я его не остановила.
- Конечно!, - отвечает лицо из ветвей. Такой чеширский кот в абхазском исполнении.
- А как?, - рассеяно развожу руки в стороны.
- Там лестница есть, - показывается из ветвей рука.
Лестница сколочена из тонких стволов или толстых веток. Лестница стоит почти вертикально и,когда по ней залезаешь, начинает немного раскачиваться. В длинной юбке - это не самый приятный процесс.


На верху, на маленькой площадке,настиле из ветвей, стоит лавочка.Такому дому на дереве позавидовал бы Гекли Бэрри Финн. Сверху - клеенка, для защиты от дождя, клеенка так же замаскирована веточками.
На лавочке, полностью материализовался дедушка. Видно теперь не только голову и руку и улыбку и голубые глаза, но и скромную одежду и панамку. В руках у дедушки палка, около полутора метров в длину. Палка долго уже служит дедушки, отполирована она многими прикосновениями. На конце палки сидит маленькая птичка.







Я присела на лавочку рядом.
- Как Вас зовут?, спрашиваю у дедушки.
- Георгием, а по-фамилии Патцхеа. Спросите в деревни, меня все там знают., - отвечает дедушка.
Георгий говорит по русски с акцентом, видно, что давно уже не приходилось.
- А что Вы тут делаете, - не удержалась и спросила я., - и что это у Вас за птичка такая странная.
- Птичка называется сорокопут.Это маленькая и очень проворная птичка, главное, что она хорошо играет.
Рассматриваю птичку. Птичка сидит на конце палки, но не посто сидит, а привязана к концу палки веревочкой. И глаза, какие странные глаза. Глаза, на подобии шор закрыты то ли воском, то ли смолой.
- А что у птички с глазами и, что значит "хорошо играет".
- Сейчас я вам все объясню. Мы с вами находимся на самом гребне. Вот видите, там натянута сетка вдоль гребня. Когда я вижу ястреба, то вытягиваю палку, вместе с птичкой и выбиваю палку у нее из-под ног, тогда сорокопут начинает "играть", то есть трепыхаться, привлекая ястреба. Ястреб пикирует на сорокопута и путается в сети, а потом я его уже от туда достаю.Поэтому и глаза у птички закрыты, то есть не совсем закрыты, но она может смотреть только вниз и ястреба не видит. Если бы видела, то не трепыхалась бы., - улыбается Георгий.



- Ага. Как интересно, никогда ничего похожего не видела.
Тем временем Георгий подтягивает к себе сорокопута и начинает его кормить. Кормить сорокопута очень просто, насекомым (кобылкой), нанизанным на "зубочистку".
- Только сорокопут подходит для ловли или еще другие птицы?
- Сорокопут, лучше всех. Воробьи совсем плохо играют.
- А если ястреб съест птичку?, вдруг осеняет меня.
- И такое тоже бывает.Вот этот сорокопут живет уже почти месяц.
- А сколько на нее ястребов уже поймано? И как вообще с клевом?, - не удержавшись, сравниваю эту охоту с рыбалкой.
- В день, при хорошем лете, можно поймать до десяти ястребов.
- Ого!
- Но бывает, что и никого. Вот сегодня совсем день неудачный.
- А что потом с ястребами делать? Зачем их вообще ловить?,- пытаюсь зреть в корень я.
- Ястребов я учу, и потом они охотятся на перепелок. Знаете, какое мясо у перепелок вкусное!В Росси перепела считались деликатесом. По сути та же курица, только поменьше и летает.
- А дома у Вас много ястребов?
- Сейчас ни одного. Один был, но заболел и я его выпустил. Дома их сильно не держу.Обученных ястребов я раздаю мальчишкам бесплатно, что бы традиции продолжались.




- Где вы живете? Чем занимаетесь, кроме ловли?
- Живу в доме у разрушенной фермы.Сейчас на пенсии и кормилицы у меня есть - семь дойных коров держу.А раньше, где только не работал и в колхозе и на производстве, где больше платили, там и работал.

Сфотографировала я Георгия и пообещала ему фотографии прислать, а то Георгий пожаловался, что такую жизнь прожил, а фотографий своих и нет почти. На этом и попрощались.
Когда шли вниз опять присели под развесистым инжиром. Интересно, кто здесь на горе дом поставил и от куда воду брал и куда хозяева уехали, а может быть хозяевами были грузины? И про традиции думалось. Как интересно ловить птичку птичкой. "Кобылка-сорокопут-ястреб-перепелка-человек"- пищевая цепочка. Пройдет время и забудется традиция, или все-таки не за будиться? В Абхазии у людей хорошая память и перемены происходят очень медленно и традиции чтят и ленивые они тоже..
Не успела я додумать эти праздные мысли, как к нам подошли новые гости.Нет, не так.. сначала был выстрел.

животинка, люди, Абхазия, обычаи и нравы

Previous post Next post
Up