Сумский Посад: Утренняя прогулка.

Oct 12, 2010 22:17

Сегодня особенный день. Сегодня День села. День Святого Елисея Сумского. Я спешу к 10 часам на праздничную литургию. Говорят, что съедется множество гостей из соседних деревень и даже из Беломорска. Из Беломорска же приедит и отец Сергий.
Еще, нам вчера рассказал Сергей, во дворе чьего дома мы поставили палатку, что все женщины вытащат из шкафов народные костюмы, яркие ленты и будет настоящее народное гуляние с песнями, частушками и танцами. "Так, как гуляют сумляне, больше никто не может. Никто, во всей округе не умеет так веселится!" - твердо заявил Сергей.
Что же посмотрим-посмотрим.
Погода - шепчет.
Солнце светит, небо голубеет. И без того короткая северная ночь уже растаяла без следа. Я в предвкушении. Сегодня посмотрю на старую церковь, расположившуюся в доме купца Шутьева и, строящуюся новую и на крестный ход и на нарядных детей. Люблю детей и их фантастическое преображение в "приличных людей" с помощью белых бантов и гольфов из сопливых и растрепанных голодранцев.



Дорога в Сумский Посад и встреча с почти библейским Давидом, рассказавшем мне о корелской национальной одежде и пробившему свет на нужды русского человека.   Машина остановилась. Я подбежала к водителю, безуспешно отмахиваясь от облака дорожной пыли.
- До Сумского Посада добросите?
- А чего не добросить садитесь, если поместитесь, - ответил чернобровый и черноусый водитель.
Машина тронулась.
- Как Вас зовут?, - начала я разговор.
- Давид, как младшего из восьми сыновей из колена Иуды., - ответил Давид и важно дунул в ус.
- Ого,- невольно вырывается у меня, - А я Аня. Можно просто Аня.
Давид был невысокий и коренастый.Давид родился в Армении, а здесь на Белом море занимается установкой ЛЭП.
- Что нужно русскому человеку?, - спросил меня Давид после недолгого молчания, - правильно,- что бы каждый день праздник.Что бы каждый день праздник и чтобы повод был выпить.Любит русский человек выпить, беда национальная такая. И карелы выпить любят. Карелы - страшно ленивые. Знаю я одну семью с четырьмя детьми, так представляете, у них даже своего колодца нет!Как так - дом и без колодца!Детей штампует одного за другим, а колодец, значит, нет времени вырыть.Вот Петр, тот карелов на гвозди менял точно-точно, я Вам говорю.Один карел -один гвоздь. Шведы и норвежцы ему гвоздей мешок, а Петр им пол деревни карельской. И то, шведы недовольны оставались,людей еще и назад отправляли. А каму дармоеды нужны? Это я Вам все, как по истории рассказываю.
   Ох и распалился Давид. Кровь у Давида больно горячая.Вспыхнул Давид, как стог сухого сена, от одного вопроса вспыхнул: "Как тебе, Давид, в Карелии живется, - спросила я его по неосторожности." Но и как стог сена, быстро догорел Давид, быстро остыл и продолжил уже более благодушно.
- Холодно здесь очень. Зимой - холодно. Летом -холодно. Знаете какая поморская
национальная одежда? Нееет, национальная поморская одежда - это фуфайка. Здесь и летом в фуфайке ходят и зимой она душу греет.
   При этих словах Давид растер ладони и накинул на плечи куртку, хотя на улице было совсем не холодно. Видимо, даже разговоры о беломорской зиме, заставляли
теплолюбивого уроженца Еревана дрожать, как осиновый лист или как виноградная лоза, будем ближе.
Великие личности, объединенные историей в Сумском Посаде.   В машине на короткое время воцарилось молчание и я занялась любимым в дороге делом - предвкушением.
   Совсем скоро я окажусь в Сумском Посаде, в одном из самых древних поморских поселений. Сумской Пассад был основан еще в 15 веке новгородскими старообрядцами. Оно же принадлежало Марфе-поссаднице, той Марфе Барецкой, которая вместе с сыном во второй половине 15 века боролась за независимость Новгорода от Москвы. Одним из активно воплощаемых вариантов было присоединение Новгорода к Княжеству литовскому.Все закончилось отнюдь не хэппи ендом: сын Марфы был убит, а сама Марфа, пострижена в монахини. Когда же Марфа еще обладала властью и средствами ее посетил Зосима Соловецкий, основатель Соловецкого монастыря.Зосима хлопотал о правах монастыря на рыбную ловлю. Марфа не приняла монаха и выгнала его из Новгорода.Как рассказывает Житие Зосимы Соловецкого, после теплого приема, он предрек:«Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет».
Потом, вроде бы Марфа раскаялась выдала разрешительную грамоту на рыбную ловлю и в это же время передала во владения Соловецкому монастырю и село Сумский Посад.
   В Сумском Посаде расположилось подворье Соловецкого монастыря от которого сохранился амбар.Так же монастырем был построен Сумский острог, который подвергся осаде шведских войск в 1613 году, но не был взят. До наших дней сохранилась воротная башня Сумского острога, которая в 1930 году была перевезена в Москву и сейчас находится в Коломенском (проверяла:).
   В 1868 году при приходском училище был открыт мореходный класс, выпустивший более полусотни капитанов. В этом классе готовился к поступлению в Архангельск, уроженец Сумского Пассада, капитан ледокольного флота, полярный исследователь Владимир Иванович Воронин. В здании мореходного училища до недавнего времени располагалась больница. Больница сгорела. От училища остался обугленный остов.
   В 1870 году Сумский Посад посетил великий князь Алексей Александрович, в память о своем посещении подарил мореходную лодку. в селе лодку все называют "ботик Петра Первого"."Ботик" стоит на острове выше по течению реки Сумы. В позапрошлую зиму обвалилась крыша, защищающая лодку от атмосферных воздействий. Прошлым летом крыша лежала на ботике и охранялась государством, как памятник.
Утренняя прогулка.Конечно, я спешу, но прямо посреди дороги развалился этот огромный ленивый белый барбос. Как можно пройти мимо и не попробывать почесать его за ухом?


Попробовала. Получилось. Без жертв. Пес и в самом деле чертовски ленивый!
А с права, совсем не далеко от "главной улицы" в синей-синей Суме плавают баттерфляем белые облака. Конечно, я спешу, но как можно пройти мимо такого ряда отражений?






А вот и старый амбар - вид с противоположного берега. Скоро я подберусь к нему поближе.Амбар обладает интересными, вырезанными над дверными наличниками надписями и старым проржавевшим замком, ровесником амбара. Ровесником это значит, что им с амбаром уже четверть века и еще совсем чуть-чуть.




Чу! На мостике появился человек, человек несет полный тазик чего-то. Конечно, я спешу, но как можно..


А вот и строящаяся церковь Елисея Сумского. Это первая в России церковь, посвященная этому святому. Я еще не знаю, что Сергей, во дворе чьего дома мы поставили палатку, принимает активное участие в сборе средств на благое дело и сам является одним из первых меценатов. Но я этого еще не знаю. О Сергее позже. Тссс..






Конечно я спешу, мы с Вами начинаем опаздывать на праздничную литургию, но какие отражения. На этом берегу раньше располагался Сумской острог. Знаменитый Сумской острог стоял здесь. По низкой воде на пристани дети находят монетки Аненнскую деньгу в том числе.


Конечно, я спешу, но этот старый лодочный сарай с деревянной крышей и не очень старый, но зато изрядно проржавевший фонарь.


Сумский Посад славен был своими лодочными мастерами. Боты делались на славу и разлетались, как горячие пирожки по окрестным деревням. Боты были добротные и ходили в море Белое, выдерживали тяжелые сети, полные трески.Сейчас лодочных мастеров в Сумском Посаде уже не осталось. Лодки еще делают только в селе Нюхча. Еще в Сумском Посаде в 19 веке была целая бригада прибрежного лова. Суда ходили в Баренцево море. Конечно, я спешу, но вот, полюбуйтесь, на эту металлическую "посудину", написано: "Калининград". Как грозят кулаками деды и прадеды, грозят своим внукам, не продолжившим их дело.


Год постройки 1980:


Конечно, я спешу, но дева чудная на встречу мне. Глаз не оторвать. Здесь и атлас и ленты и жемчуга на шее и туфельки и кроткий взгляд. А плоточек за пояском...




Конечно, я спешу, но именные почтовые ящики, где еще сыщешь? В московских безликих джунглях днем с огнем не найдешь.








Конечно я спешу, но дом купца Шутьева тоже нельзя оставить без внимания. Знаете, семья Шутьевых была добрейшая семья и большая. Дело в том, что односельчанки согрешившие, частенько подкидывали своих детей на крыльцо купцу Шутьеву. И Шутьев, выходил, обычно это по ночам случалось или в сумерках, на крыльцо, пробуженые детским плачем и вынимал маленькое и синее, непременно мокрое, из корзинки. А потом кормил, воспитывал и давал образование. Ведь не стяните же Вы, товарищи мамы, подкидывать свое дитятко на крыльцо плохому человеку? Заболталась. Пришли мы уже. Справа автобус стоит большой, привез из Беломорска верующих на праздник. У входа нет никого, видимо, все в нутри. А над входом, видите, два креста белых, значит, точно церковь. И окно открыто, из него на ветру белая занавеска колышется.

Сумский Посад, Русский Север, На поморском берегу, рассказ, деревни

Previous post Next post
Up